Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Новая философская энциклопедия
Главная страница » Книги » Новая философская энциклопедия »

Новая философская энциклопедия


СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в миру Варфоломей) (1314, с. Варницы близ Ростова Великого – 25 сентября 1392, Троицкий монастырь) – древнерусский подвижник. Канонизирован Русской Православной Церковью. Был, по словам летописца, «всей Русской земли учителем и наставником» («Полное собрание русских летописей», т. 15, в. 1, стб. 163). Его родители Кирилл и Мария (канонизированы в 1992) переселились в Радонеж, на земли Московского княжества, в конце жизни постриглись в Хотьковском Покровском монастыре, где и погребены. Юный Варфоломей принял монашество с именем Сергий, поселился в глухом лесу на холме Маковец, где воздвиг деревянный храм во имя Св. Троицы. Основанная им обитель стала сакральным центром России, сам он – «Ангелом земли Русской» (П.А.Флоренский). Введя общежительный Студийский устав, преподобный возродил монашество, направив его на духовное, нравственное, социальное служение Отечеству. Им, его учениками и последователями создана «Северная Фиваида», преобразившая глухой лесной край. Став игуменом в 1340, отвергал предложения перебраться в Москву и возглавить Русскую Церковь. В решающий момент благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву 1380, стал духовным вождем сопротивления ордынским завоевателям. После кончины погребен в Троицком соборе; его рака является местом паломничества всего православного мира, у нее традиционно крестили московских князей. Основным источником о подвижнике является житие, написанное его учеником Епифанием Премудрым ок. 1418, затем переработанное Пахомием Логофетом и Симоном Азарьиным. Сквозь него проходит тема Св.Троицы как символа божественной гармонии, благоустроения и единства, противостоящего «ненавистной розни мира сего». Преподобный не оставил никаких письменных трудов, но его идеи выражены в трудах сподвижников и учеников, создавших в лавре подлинную сокровищницу духовной культуры, искусств и мудрости. Сам подвижник навсегда остался «гармоническим выразителем русского идеала святости» (Г.П.Федотов), глубоко выразившим народную идею и напоминающим о том, что «политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной» (В.О.Ключевский).

Источники:

1.  Житие Сергия Радонежского. – В кн.: Памятники литературы Древней Руси. 14 – сер. 15 в. М., 1981.


Литература:

1.  Голубинский Е.Е. Преп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909;

2.  Ключевский В.О. Значение преп. Сергия для русского народа и государства. – В кн.: Он же. Очерки и речи. 2-й сб. статей. М., 1913;

3.  Флоренский П.А. Троице-Сергиева лавра и Россия. – В кн.: Троице-Сергиева лавра. Сергиев Посад, 1919;

4.  Булгаков С.Н. Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию. – «Путь» (Париж), 1926, № 5;

5.  Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.

M.H.Громов