РОСЦЕЛИH (Roscelinus Compendiensis, Rucelinus) (ок. 1050, Компьень – ок. 1125) – средневековый философ и теолог, создатель крайней формы номинализма. Сохранилось его письмо к Абеляру, посвященное учению о Троице. Прочие сведения о нем извлечены из сочинений Ансельма Кентерберийского, П.Абеляра, Иоанна Солсберийского и анонимного сочинения «О родах и видах». Росцелин утверждал, что реально существуют только единичные вещи. Общие понятия – это имена совокупностей вещей; они реальны лишь в качестве «звучаний голоса» (flatus vocis). Росцелин отрицал реальное существование родов и видов: существовать может лишь нечто единое («одно»), но что едино, то не является общим, а общее не может быть единым. Универсалии не более чем словесные выражения. Отрицал он и реальное существование частей целого: они – как предикаты индивидуальной вещи – только слова; т.е. всякое различие, которое мы видим в вещах, происходит от нашего мышления, реально же существуют только замкнутые единства. Номинализм Росцелина определил его учение о Троице. Ансельм приписывает ему такое утверждение: «Если три Лица в Боге – одна вещь (res), а не три вещи, каждая из которых сама по себе является обособленной, подобно трем ангелам или трем душам,– и притом они едины в том [смысле], что все три суть одно и то же в отношении воли и могущества, – тогда Отец и Святой Дух воплотились вместе с Сыном» (Epistola de incarnatione Verbi, 1). Утверждение о единстве божественной субстанции противоречит догмату о воплощении только второго Лица Троицы: все, что приписывается какому-то отдельному Лицу (напр., воплощение), необходимо тогда приписать единому Богу, т.е. всем Лицам. Поэтому следует утверждать, что три Лица в Боге – это три отдельные субстанции, а их единство существует только как тождество их в отношении воли и могущества. Учение Росцелина о Троице было осуждено на соборе в Суасоне в 1092, и он вынужден был отречься от него.
1. Reiner J. Der Nominalismus in der Frühscholastik. Münster, 1910; 2. Picavet F. Roscelin, philosophe et théologien d’après la légende et d après d’histoire. P., 1911; 3. Wilmart A. Le premier ouvrage de saint Anselme contre le trithéisme de Rosceiin. – «Recherches de théologie ancienne et médiévale», 1931, p. 20–26. В.П.Гайденко
|
|||||
|