Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Новая философская энциклопедия
Главная страница » Книги » Новая философская энциклопедия »

Новая философская энциклопедия


PEHAH (Renan) Жозеф Эрнест (27 февраля 1823, Трегье, Бретань – 2 октября 1892, Париж) – французский философ, историк христианства, семитолог, член Французской академии. Учился в духовных семинариях (1838–45), одновременно посещал лекции в «Коллеж де Франс». Его церковная карьера была недолгой, Ренан занялся самостоятельным изучением семитической филологии. С 1849 по 1862 работал в Национальной библиотеке. В 1852 получил докторскую степень за исследование об Аверроэсе и сирийских переводах Аристотеля. В 1861–62 Ренан участвовал в археологических раскопках в Сирии, по возвращении в Париж занял кафедру еврейского, халдейского и сирийского языков в «Коллеж де Франс», но вскоре был вынужден оставить ее: в предъявленном ему обвинении говорилось, что его лекции подрывают гражданское согласие в обществе. В 1870 восстановлен в качестве преподавателя в «Коллеж де Франс». Ренан становится одной из ведущих фигур в культурной, научной и литературной жизни Франции. В философии он склонялся к позитивизму: метафизика невозможна, познание носит относительный характер, а цель истории – создание более совершенного человека.

Главное дело жизни Ренана – многотомная «История происхождения христианства» (Histoire des origines du christianisme, I–VIII, 1863–1883; в рус. пер. История первых веков христианства, т. 1–7. СПб., б. г.). Первой в этом ряду публикацией была знаменитая книга «Жизнь Иисуса» (La vie de Jesus, 1863; рус. пер. в 1902), в которой Ренан, вслед за Д.Штраусом, «очищает» Новый Завет от всего чудесного, сверхъестественного и представляет Иисуса Христа как исторически существовавшего и наделенного особым даром проповедника. Ренан видит искусство историка в том, чтобы из полудостоверных источников восстановить достоверное целое, дополняя то, «что было», тем, «что вероятно могло быть», т.е. довольно субъективными оценками и реконструкциями. По этой причине исследования Ренана оценивались многими как «историческая беллетристика».

Свою методологию Ренан определял как «благожелательный скептицизм», в основе которого лежит убеждение, что время «абсолютных систем» прошло и ныне каждый мыслитель принимает одновременно множество самых разных философских систем или последовательно проходит через них. Помимо исследований в области семитической филологии и философских штудий он занимался также исламской философией и проблемой происхождения ислама. Но главными остались его работы по истории Израиля, библеистике и истории раннего христианства. Сочинения Ренана показывают переход от религиозно-теологического к историко-критическому рассмотрению документов, учений и истории христианства. В них выражается не только личность их автора, но также религиозная и культурная жизнь его эпохи.


Сочинения:

1.  Собр. соч., т. 1–12. СПб., 1902;

2.  История первых веков христианства, т. 1–7. СПб., б. г. ;

3.  Апостол Павел. М., 1991 (репринт);

4.  Жизнь Иисуса. М., 1991 (репринт);

5.  Марк Аврелий и конец античного мира. М., 1991 (репринт);

6.  Христианская церковь. М., 1991 (репринт);

7.  Histoire générale et système comparé des langues semitiques. P., 1855;

8.  Dialogues et fragments philosophiques. P., 1876;

9.  Histoire du peuple d’Israel, T. 1–5. P., 1887–93.


Литература:

1.  Berthelot R. La pensée philosophique de Renan. – Revue de métaphysique et morale, 1923, N 30;

2.  Mott L. Ernest Renan. P., 1921;

3.  Sorel G. Le système historique de Renan, 4 ed. P., 1904–1906.

В.И.Гараджа