РАНЕР (Rahner) Карл (5 марта 1904, Фрайбург – 18 марта 1984, Инсбрук) – католический философ и теолог. Изучал теологию в Валькенбурге (Голландия) и философию во Фрайбурге (в т.ч. непосредственно у Хайдеггера). В 1937–44 приват-доцент сначала в Инсбруке, а затем в Вене; в 1944–48 священник в Нижней Баварии, с 1948 профессор догматического богословия в университете Инсбрука, с 1964 профессор философии религии и христианской антропологии (см. Антропология христианская) в Мюнхенском университете, где занял кафедру после Р.Гвардини. Иезуит (с 1922). На II Ватиканском соборе теолог-консультант, влиятельный представитель левого, обновленческого направления. После Собора – профессор догматики в Мюнстере. В своих многочисленных работах (более 2 тыс.) Ранер стремился реформировать церковное вероучение, на основе католической традиции освоить достижения сегодняшней философии и науки, сделать их достоянием христианского понимания мира, наладить диалог с современной цивилизацией. Особое внимание он уделял разработке новой антропологии с позиций трансцендентального метода, сочетавшего кантианский трансцендентализм с томистской метафизикой. Томизм, настаивал он, должен преодолеть односторонний интеллектуализм, игнорирование субъективности, историчности человеческого бытия, соотнесенности историчности с трансценденцией, освоив с этой целью сильные стороны экзистенциалистской философии и преодолев свойственную ей односторонность – интерпретацию религиозной веры в категориях субъективно-эмоциональной сферы бытия. Метод трансцендентальной антропологии Ранера заключается в том, чтобы рассматривать человека как существо, определяемое в качестве «абсолютной трансценденции к Богу». В рамках антропологически ориентированной метафизики Ранера антропоцентричность и теоцентричность не являются взаимоисключающими противоположностями: говорить о Боге можно только говоря о человеке, и наоборот. В религиозной философии, понимаемой Ранером как «преддверие веры», Откровение Божие предстает как «слово», обращенное к человеку в виде доступных для него символов, исторических, раскрывающихся во времени событий. Отсюда определение веры как «слышание слова» и человека как потенциального или актуального «слышателя слова», вступающего в диалог с миром. Ранер стремился выявить точки соприкосновения христианства с современным миром, обосновать возможность диалога на общей гуманистической платформе с другими религиями и идеологиями, включая марксистский атеизм. В качестве основы диалога Ранер предложил вызвавшую острую полемику концепцию «анонимного христианства». Церковь является, согласно Ранеру, частью плюралистического общества, таким оно останется и в будущем. Поэтому христианин должен принимать этот мир как он есть, с его растущей секуляризацией и атеизмом, не обожествляя его в утопических идеологиях и не предавая проклятию. Теология, как ее представлял Ранер, оставаясь «теологией Бога» должна стать конкретной «теологией жизненной действительности», отвечающей требованиям ситуации церкви в современном секуляризованном мире и духовным запросам современного человека – «путника на сей земле».
1. Geist in der Welt. Zur Methaphysik der endlichen Erkenntnis bei Thomas von Aquin, 2 Aufl. Münch., 1957; 2. Schriften zur Theologie, Bd. I–XIV; 3. Hörer des Wortes. Zur Grundlegung einer Religionsphilosophie. Münch., 1963; 4. Chancen des Glaubens. Fragmente einer modernen Spiritualität. Münch., 1971; 5. Grundkurs des Glaubens. Einführung in den Begriff des Christentums. Münster, 1976; 6. Zur Theologie der Zukunft. Münch., 1971; 7. Kleines theologisches Wörterbuch (mit H.Vorgrimmler). Münch., 1961 (7 Aufl., 1968).
В.И.Гараджа
|
|||||
|