Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Новая философская энциклопедия
Главная страница » Книги » Новая философская энциклопедия »

Новая философская энциклопедия


ПРИРОДА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Наиболее общим выражением понятия «природа» служили термины «т̣аб‘» и синонимичное «т̣абӣ‘а», понимание которых в значительной мере обязано идеям, выдвинутым в античности, хотя не сводится к ним полностью. Мутазилиты (см. Калам) вырабатывают концепцию природы тела, которая определяет его характерные свойства (напр., цвет) и не может быть нарушена ничем, даже божественной волей. Ал-Фа̄ра̄бӣ указывает, что природой может именоваться и материя, и форма, хотя вторая скорее, чем первая. В ишракизме природой любой вещи как вещи, взятой помимо ее «качеств» (кайфиййа), служит свет. В исмаилизме природа понимается как «струение светов» внеприродных Разумов в низшем, природном сущем, за счет чего объясняется появление жизни и разумности в «мире природы». В суфизме термин «природа» по-прежнему используется, хотя острота противопоставления физического и метафизического здесь снимается.

Действие согласно природе – т̣абӣ‘а устойчиво противопоставляется действию «по выбору» (их̱тийа̄р), т.е. в соответствии с волей. «Природное» (т̣абӣ‘ийй), особенно в арабоязычном перипатетизме и исмаилизме, противопоставляется «внеприродному» (х̱а̄ридж, х̱а̄ридж ‘ан ат̣-т̣абӣ‘а), или метафизическому. Для природы характерна взаимная противоположность качеств первоэлементов, а следовательно, постоянная смена одних их смешений другими, благодаря чему природный мир оказывается «миром возникновения и гибели» (‘а̄лам ал-кавн ва-л-фаса̄д).

Термином «фит̣ра» обозначается «врожденная природа», однокоренное «фит̣рийй» (врожденный) служит для обозначения свойств, чаще всего знаний, которые человек имеет от рождения и, как правило, не может изменить, в силу чего «врожденное» нередко отождествляется с «неизбежным» (д̣арӯрийй; см. Знание). «Врожденному» противопоставляется «получаемое» (муктасаб, мустафа̄д). Близкими к «фит̣ра», хотя и менее употребимыми, служат термины «джибилла» и «х̱илк̣а». «Х̱улк̣» (мн. ч. ах̱ла̄к̣) использовано для передачи античного «нрав», «темперамент» и употребляется преимущественно в литературе о нравах (см. Добродетель).

А.В.Смирнов