ПРАМА–АПРАМА (санскр. pramā–apramā, от корня mā – измерять, приставки pra и ā – отрицание) – в индийской философской школе ньяя общее обозначение достоверного и недостоверного знания. Прама есть результат действия четырех источников (прамана) – восприятия (пратьякша), логического вывода (анумана), сравнения (упамана) и словесного свидетельства (шабда). Прама выступает как разновидность «презентативного» познания (anubhava), имеющего дело с реально существующим объектом, в отличие от припоминания (смрити), считающегося «репрезентативным» познанием, т.е. познанием не самого объекта, а его мысленного образа. Соотносительные понятия: праматва (pramātva), или праманья (prāmānya), «истинность», «достоверность» – универсальное свойство всех форм достоверного познания, прамея – объект достоверного познания, праматри (pramātṛ) – субъект и прамити (pramiti) – результат. Апрама выступает следствием действия недостоверных источников, среди которых философы ньяи называют сомнение (саншая), заблуждение (помимо чисто зрительных оптических иллюзий, логическое заблуждение, а также и своего рода метафизическое заблуждение – приверженность ложным учениям (см. Кхьяти-вада) и тарку (гипотетический аргумент). В.Г.Лысенко
|
|||||
|