ПЛУТАРХ АФИНСКИЙ (Πλούταρχος), сын Нестория (ум. 432) – греческий философ-неоплатоник, первый «диадох» Академии, введший в нее благодаря Приску и Ямвлиху Младшему платонизм ямвлиховской ориентации, по существу – основатель неоплатонической школы в Афинах, размещавшейся в его доме вплоть до закрытия в 529. Дед Плутарха, также Несторий, был иерофантом и, по свидетельству историка Зосимы (Hist. IV 18, р. 172.27–173.20 Mendelsohn), совершением соответствующих обрядов Афине и Ахиллу спас Афины от землетрясения в 376. Однако сам Плутарх скорее придерживался интеллектуалистской позиции и сдержанно относился к теургическим увлечениям Ямвлиха и его последователей. Написал комментарии к ряду диалогов Платона и толковал Аристотеля, учитывая точку зрения Александра Афродисийского (с которым он не соглашался по ряду вопросов – ср. свидетельства: Philop. In De an. p. 21, 20–23 Hayduck; Simpl. In De an. p. 302, p. 23–29 Hayduck, etc.). Его сотрудником и преемником был Сириан, с ним он читал «О душе» Аристотеля и платоновского «Федона» (35 цитат из комментария Плутарха на текст Аристотеля «О душе» в комментариях на этот трактат у Иоанна Филопона и Симпликия, ссылки в комментариях на «Федона» Олимпиодора и Дамаския). Прокл, ставший преемником Сириана по руководству школой, упоминает толкование Плутарха на «Парменида». Плутарх комментировал также «Горгия». Среди его учеников – Гиерокл Александрийский. Плутарх учил о сверхбытийном Едином (его формулировки соотносимы с Анонимным комментарием на «Парменид» Платона). Его концепция «доксы»-мнения и «фантасии»-воображения как центральных способностей души, связывающих ее не только с чувственно воспринимаемым миром, но и со сферой Ума (откуда именно душа черпает образцы для математических построений), оказала влияние на Прокла.
1. Plutarco di Atene. L’uno, l’anima, le forme, ed. D.P.Taormina. Firenze, 1989.
1. Blumenthal H.J. Plutarch’s exposition of the De anima and the psychology of Proclus. – De Jamblique à Proclus. Vandœvres–Gen., 1975, p. 123–147 (Entrétiens sur l’antiquité classique, t. XXI). Ю.А.Шичалин
|
|||||
|