ПИРРОН (Πύρρων) из Элиды (приблизительно 365–275 до н.э.) – греческий философ, основатель античного скептицизма. Учился у софиста Брисона из Гераклеи (близкого к Мегарской школе), потом у демокритовца Анаксарха из Абдер, вместе с которым участвовал в восточном походе Александра Македонского и «общался» с индийскими гимнософистами и персидскими магами (Diog. L. IX 61). Первым из греческих мыслителей провозгласил эпохе («воздержание от суждений») основным методом философии. Не писал философских «трактатов»; термины «пирроновский» и «скептический» употреблялись скептиками римской эпохи как синонимы (Sext. Pyrrh. Hyp. 1, 7), отсюда трудности реконструкции первоначального учения Пиррона и его дифференциации от неоскептической традиции Энесидема – Секста Эмпирика. В целом для последней более характерна логико-гносеологическая, для Пиррона – морально-психологическая ориентация. Наиболее аутентичное изложение основ пирроновского скепсиса – свидетельство Аристокла (у Евсевия, Pr. Eu. XVI 18, 1–4 = Пиррон, test. 53 Decleva Caizzi), цитирующего Тимона из Флиунта. Для достижения счастья (эвдемонии) необходимо задаться тремя вопросами: Каковы вещи по природе? Как мы должны к ним относиться? Что для нас из этого проистекает? Ответы: Вещи не- или без-различны (ἀδιάφορα), неустойчивы и не допускают о себе определенного суждения (ἀνεπίκριτα); наши ощущения и представления о них не могут считаться ни истинными, ни ложными. Поэтому надо освободиться от всех субъективных представлений, «не склоняться» ни к утверждению, ни к отрицанию, оставаться «непоколебимыми» и обо всем рассуждать: «это ничуть не более так, чем не так», или «это и так, и не так», или «это ни так, ни не так». 3) Из такого отношения к вещам проистекают сначала афасия (состояние, при котором о вещах «нечего больше сказать»), а затем атараксия – безмятежность; в некоторых свидетельствах также апатия и «тишина» (γαλήνη, собств. «штиль», полное отсутствие волнения). Скептическое сомнение у Пиррона не самоцель, а средство обретения душевного покоя. Индифферентизм и девальвация всех конвенциональных ценностей человеческого существования, понимаемые как избавление от «бредового наваждения» (τῦφος), не ведут при этом ни к отшельничеству, ни (как у киников) к социальному аутсайдерству или эпатированию обывателей (Пиррон принимает должность верховного жреца и удостаивается бронзовой статуи за заслуги перед городом). Абсолютная автономия личности и полный отказ от желаний, «первейшего из всех зол» (test. 65), подавление всех эмоций (особенно страха и боли) доводится до преодоления инстинкта самосохранения: смерть «ничуть не более» страшна, чем жизнь. Ближайшими учениками Пиррона были Тимон из Флиунта, Гекатей Абдерский и учитель Эпикура Навсифан. Формальное влияние он оказал на скепсис Средней Академии (Аркесилай). Свидетельства: 1. Pirrone, Testimonialize, a cura di F. Decleva Caizzi. Napoli, 1981 (c. 17–26 библ.) (тексты, итал. пер. и комм.); 2. Long A.A., Sedley D.N. The Hellenistic Philosophers. Cambr., 1987, v. 1, p. 13–24, v. 2, p. 1–17.
1. Robin L. Pyrrhon et le scepticisme grec. P., 1944 (repr. N. Y., 1980); 2. Flintoff E. Pyrrho and India. – «Phronesis» 25, 1980, p. 88–108; 3. Stopper M.R. Schizzi pirroniani. – Там же. 28, 1983, p. 265–97; 4. Reale G. Ipotesi per una rilettura della filosofia di Pirrone di Elide. – Giannantoni G. (ed.). Lo scetticismo antico. Napoli, 1981, vol. 1, 243–336; 5. Ausland H.W. On the Moral Origin of the Pyrrhonian Philosophy. – «Elenchos» 10, 1989, p. 359–434; 6. Bett R. Aristocles on Timon on Pyrrho: the text, its logic, and its credibility. – «Oxford Studies in Ancient Philosophy», 12, 1994, p. 137–181; 7. Brunschwig J. Once Again on Eusebius on Aristocles on Timon on Pyrrho. – Он же. Papers in Hellenistic Philosophy. Cambr., 1994, p. 190–211; 8. Hankinson R.J. The Sceptics. L.–N. Y., 1995. А.В.Лебедев
|
|||||
|