ПИАЖЕ (Piaget) Жан (9 августа 1896, Невшатель – 16 сентября 1980, Женева) – швейцарский психолог, логик и философ, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Профессор университетов Невшателя (1923–29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937–54). В ранних работах (1923–46) ключом к пониманию мышления ребенка считал анализ детской речи («Речь и мышление ребенка». – La langage et pensée chez l’enfant. P., 1923, рус. пер. 1932); в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривал процессы социализации. В дальнейшем источник формирования и развития детской мысли усматривал в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта («Психология интеллекта». – La psychologie de l’intelligence. P., 1946, рус. пер.: Избранные психологические труды, 1969), функционирование и развитие психики совершается в рамках адаптации индивида к среде – ассимиляции данного материала уже имеющимися у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование т.н. операциональных структур. Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие» субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия и скоординированное с другими действиями в определенную систему. Пиаже выделил четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. Он внес значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики. Логика, по Пиаже, является идеальной моделью мышления и не нуждается в апелляции к психологическим фактам. Между логикой и психологией существует определенное соответствие (но не параллелизм), поскольку психология анализирует конечные положения равновесия, которых достигает развитой интеллект («Трактат по логике». – Traité de logique. P., 1950). Синтез логических и психологических воззрений Пиаже нашел выражение в концепции генетической эпистемологии («Introduction a l’épistémologie génétique», vol. 1–3. P., 1949–1951), в основе которой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. Генетическая эпистемология разрабатывает общие вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психологических исследований и широко используя аппарат современной логики и математики. В 1955 под руководством Пиаже в Женеве был создан «Международный центр генетической эпистемологии»; начиная с 1957 центр стал издавать периодические сборники статей «Études d’épistémologie génétique», в которых участвовали многие выдающиеся психологи, логики и кибернетики 60–80-х гг. и анализировались такие важные проблемы, как цели и задачи генетической эпистемологии, отношение между формальной логикой и реальным мышлением, роль понятия равновесия в логике и психологии и т.п.
1. Les mécanismes perceptifs. Modéles probabilistes, analyse génétique, relations avec l’intelligence. P., 1961; 2. Sagesse et illusions de la philosophie. P., 1965; 3. L’épistémologie génétique. P., 1970; 4. Problèmes de psychologie génétique. P., 1972; 5. Behavior and evolution. N. Y, 1978; 6. в рус. пер.: Генезис элементарных логических структур. М., 1963 (в соавторстве с В.Инельдер); 7. Избранные психологические труды. М., 1969; 8. Экспериментальная психология, редакторы-составители П.Фресс и Ж.Пиаже. М., 1969, 2-е изд. М., 1994; 9. Психогенез знаний и его эпистемологическое значение. – В сб.: Семиотика. М., 1983; 10. Схемы действия и усвоение языка. – Там же.
1. Лекторский В. Α., Садовский В.Н. Основные идеи «генетической эпистемологии» Жана Пиаже. – «Вопросы психологии», 1964, № 4; 2. Флейвелл Д.X. Генетическая психология Ж.Пиаже. М., 1967; 3. Обухова Л.Ф. Концепция Ж.Пиаже: за и против. М., 1981; 4. Piaget. Philosophy and the Human Sciences, ed. by H.J.Silverman. N. Y., 1980; 5. Legendre-Bergeron M.-F. Lexique de la psychologie du dévelopment de J.Piaget. Morin, 1980; 6. Furth H.G. Piaget and Knowledge: Theoretical Foundation. Chi.–L., 1981; 7. Revue internationale de philosophie, 1982, № 142–43, fasc. 4; 8. Cohen D. Piaget: Critique and Reassesment. L. – Canberra, 1983; 9. Brief J.-C. Beyond Piaget: a Philosophical Psychology. N. Y.–L., 1983; 10. Piaget and the Foundations of Knowledge. Hillsdale, 1984. В.Н.Садовский
|
|||||
|