Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Новая философская энциклопедия
Главная страница » Книги » Новая философская энциклопедия »

Новая философская энциклопедия


НИКИФОР (2-я пол. 11 в., Ликия, Малая Азия – 1121, Киев) – митрополит Киевский, автор посланий и поучений. Родом из Византии. Учился в Константинополе, как мыслитель сформировался в интеллектуальной среде, в которой господствовали идеи Михаила Пселла. Под 1104 летопись сообщает о поставлении Никифора митрополитом Руси. До нас дошло пять произведений, принадлежащих перу Никифора: два адресованы Владимиру Мономаху («Послание о посте и о воздержании чувств», «Послание от Никифора, Митрополита Киевского, к Владимиру, князю всея Руси... о разделении церквей на восточную и западную»), одно – волынскому и муромскому князю Ярославу Святославичу («Написание на латыну к Ярославу о ересях»), одно – не названному по имени князю и одно поучение, приуроченное к неделе сыропустной. В «Послании о посте и о воздержании чувств» тема поста служит поводом для отвлеченных философско-богословских размышлений о проблемах онтологии, гносеологии, психологии, этики и политики. В канву догматических рассуждений искусно вплетены экскурсы в античную мудрость. Касаясь соотношения души и плоти, телесного и бесплотного, Никифор исходит из принципа тесного взаимодействия души и тела, причем взаимодействия обоюдного. Душа взаимодействует с миром через слуг, коими являются пять чувственных телесных органов (очи, слух, обоняние, осязание и «вкушение»). На основании данных чувств «князь»-разум способен познать мир, а правильное использование разума ведет к разумению Бога. Источником знаний, в т.ч. и о божественном, оказываются чувства и разум. В послании создан идеальный образ государства, уподобленного некоей антропоморфной модели, где тело страны подчинено властной душе. Руководство осуществляет ум, символизирующий княжескую власть. Он действует через своих слуг, которые уподобляются органам чувств – глазам, ушам или рукам власти. В целом моделируется образ социального организма, действующего по законам живого, по общему с живыми разумными существами принципу гармонии духовного и плотского начал.

Издания:

1.  Калайдович К.Ф. Русские достопамятности. М., 1815, ч. 1;

2.  Он же. Памятники российской словесности 12 в. М., 1821;

3.  Макарий. История Русской Церкви, т. 2. СПб., 1868;

4.  Златоструй. Древняя Русь 10–13 вв. М., 1990.


Литература:

1.  Безобразова М.В. Послание митрополита Никифора. – «Известия Отделения русского языка и словесности АН». СПб., 1898, т. 3, кн. 4;

2.  Голубинский Е.Е. История Русской Церкви, т. 1, 1-я пол. М., 1902;

3.  Громов M.H. Об одном памятнике древнерусской письменности 12 в. – «Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия», 1975, №3.

В.В.Мильков