МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО – метафорическое или символическое (как говорил о ненаучных определениях Э.Фёгелин в «Новой политической науке») обозначение общества, в котором преобладают массовые стандартизированные производственные и потребительские процессы. Действительность опровергла иллюзию интегрального общества, которое реально остается гетерогенным, и в то же время создала подлинные материальные и духовные основы для интеграции: унифицированные материальные инфраструктуры (коммуникации всех видов – транспорт, электросвязь, возможность безгранично тиражировать информацию, аудио- и видеокопии любых оригиналов и т.д.); унифицированные (сравнительно высокие) условия и формы жизни, труда, потребления, общедоступных видов досуга, культуры (кино, эстрады); доступность территориальной мобильности и т.д. Созданные т.о. элементы общего блага – общедоступные коллективные и индивидуальные товары. Одним из них стало новое измерение бытия – качество жизни со всеми ее атрибутами, не только материальными, но и духовными человеческими отношениями, душевным комфортом и т.п. Массовый характер приняли и демократизированные политические процессы участия в политической жизни страны, города, местного управления и пр. Омассовление условий и форм жизни не могло не проявиться в усреднении культуры, в распространении ее примитивных образцов, стандартизированных и размноженных современными техническими средствами. Это обстоятельство вместе с массовым участием в политике стало одним из источников противоречивых суждений о массовом обществе – от элитарной критики омассовления, «тирании масс» (И.Бенташ, Ф.Ницше, О.Шпенглер, Н.А.Бердяев, X.Ортега-и-Гассет и др.), защиты массового общества от элитарной критики (К.Мангейм, Ханна Арендт и др.) до попыток дать позитивную оценку массовому обществу (Д.Белл, Э.Шилз и пр.). Основной вопрос, на который еще не дали ответ ни наука, ни сама история – это вопрос об отношении гражданского и массового общества. Становится ли массовое общество новой формой расширяющегося гражданского общества? Либо оно будет поставлять новый социальный материал для совершенствования гражданского общества, которое изменилось со времен Гоббса и Локка и меняется при переходе к постиндустриальным обществам 21 в.? Ведь изначально понятие «гражданское общество» включало в себя не все общество, а только его городскую «цивильную», цивилизованную часть, т.е. наиболее подготовленную и достойную часть общества («средние классы», «новый класс» профессионалов, «меритократия»). В этом варианте массовое общество – расширенная социальная основа, которая может совершенствовать и пополнять гражданское общество.
1. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959; 2. Ашин Г.К. Доктрина массового общества. М., 1959; 3. Kornhauzier W. The Politics of mass Society. N.Y., 1965. И.И.Кравченко
|
|||||
|