«ЛИ ЦЗИ» («Записки о правилах благопристойности», «Книга ритуалов») – одно из главных произведений канонической литературы конфуцианства. Авторство приписывается ученикам Конфуция, но текст составлялся в основном в 3–1 вв. до н.э. Во 2 в. до н.э. трактат «Ли цзи» включен в состав конфуцианского «Пятикнижия» (см. «У цзин»). В 12 в. две главы «Ли цзи» – «Да сюэ» («Великое учение») и «Чжун юн» («Срединность и постоянство») – в качестве самостоятельных произведений вошли в «Четверокнижие» («Сы шу») – базовый конфуцианский канонический свод. В «Ли цзи» представлена идеальная модель социального механизма, якобы реализованная в эпоху Западного Чжоу (11–8 вв. до н.э.), – от основ политической администрации, включая номенклатуру чиновничества, функции ведомств и протокольные церемониальные формы, до норм взаимоотношений в рамках семьи и ритуалов в основных жизненных ситуациях. Основой указанного механизма являются нормы ли-благопристойности. Разные их аспекты спроецированы на типизированные жизненные ситуации. Содержание «благопристойности» выражает, в частности, принцип сяо («сыновней почтительности») – основа семейной жизни и эталон отношения подданных к правителю. Опирающаяся на этот принцип система отношений накладывается на всю Поднебесную. Универсальность ли воплощается в двух типах устройства общества: идеальной модели Да тун («Великое единение») и приемлемой Сяо кан («Малое процветание»), описание которых вложено в уста Конфуция. Гармонизация общества и природы осуществляется через их взаимокоординацию посредством правителя, Сына Неба. Средства такой гармонизации – ритуал, согласованный с календарным циклом, и указы, ограничивающие вмешательство в природную среду (охоту, рубку деревьев и т.п.), поощряющие своевременную хозяйственную и иную деятельность. Т.о. Сын Неба осуществляет правление посредством «недеяния» (у вэй) – невмешательства в единственно должный ход событий. Путь к овладению ритуальной «благопристойностью» – «учение» (сюэ). Этот термин совмещает значения «учение», «учеба», «изучение», «науки», «философия» и «научение». Процесс «учения» предписывается согласовывать с природным ритмом: весной и летом следует основное внимание уделять военной подготовке – сфере «воинственности» (у), осенью и зимой – изучать правила поведения, церемониал, тексты, историю, музыку, относящиеся к сфере «письменности/культуры» (вэнь). Основу «учения» должно составлять почитание древних «совершенномудрых», а учебный процесс следует контролировать регулярными экзаменами. Особую роль в обществе играют «ученые» (жу), которых отличает понимание недостаточности своих знаний и стремление к их реализации в политико-административной и ритуально-церемониальной сфере. Внешним регулятивным функциям «благопристойности» параллельны функции музыки как некоего внутреннего упорядочивающего эстетического начала. Музыка может быть нравственной (такова древняя ритуальная музыка, умеряющая страсти и пробуждающая благородные чувства) и аморальной, потворствующей распущенности. Исторические сведения о политико-административном и социальном устройстве древнего Китая, ритуалах и обычаях, правовых нормах и идеологических ценностях скорректированы в «Ли цзи» в русле установок имперского конфуцианства 2–1 вв. до н.э.
А.Г.Юркевич
|
|||||
|