Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Новая философская энциклопедия
Главная страница » Книги » Новая философская энциклопедия »

Новая философская энциклопедия


ЛАПШИН Иван Иванович [11(23) октября 1870, Москва – 17 ноября 1952, Прага] – русский философ-неокантианец, ученик А-ра И.Введенского. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, после защиты докторской диссертации «Законы мышления и формы познания» (СПб., 1906) становится в 1913 экстраординарным профессором, а позднее заведующим кафедрой философии Петербургского университета. В 1922 вместе с группой ученых выслан из Советской России, жил в Чехии.

Для философских взглядов Лапшина характерна жесткая антиметафизическая направленность, приводящая к отказу переносить законы мышления на вещи вне всякого отношения к нашему сознанию. Познаваемы лишь предметы, обладающие чувственным содержанием, оформленные временем, пространством и др. категориями, т.е. явленные в опыте. Метафизические построения и проблемы (в т.ч. и проблема «чужого я») есть лишь «рабочие гипотезы», имеющие эвристическую ценность. Творчество, изобретение, имея истоком «философскую страсть удивления», осуществляются за счет идейной и стилистической комбинаторики.


Сочинения:

  1. Проблема «чужого я» в новейшей философии. СПб., 1910;
  2. Гносеологические исследования, в. 1, Логика отношений и силлогизм. Пг., 1917;
  3. Художественное творчество. Пг., 1922;
  4. Философия изобретения и изобретение в философии, т. 1–2. Пг., 1922;
  5. Философские взгляды Радищева. Пг., 1922;
  6. Эстетика Достоевского. Берлин, 1923;
  7. Феноменология. Прага, 1937;
  8. Спор о свободе воли в современной философии. Прага, 1941;
  9. О своеобразии русского искусства. Прага, 1944;
  10. Римский-Корсаков и его значение в истории русской музыки. Прага, 1945;
  11. La synergie spirituelle. Praha, 1935.

Литература:

1. Зеньковский В.В. История русской философии, т. 2, ч. 1. Л., 1991;

2. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994.

О.В.Марченко