Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Новая философская энциклопедия
Главная страница » Книги » Новая философская энциклопедия »

Новая философская энциклопедия


KPAHTOP (Κράντωρ) из Сол, Сицилия (ок. 340/35 – 275 до н.э., Афины) – греческий философ, представитель Древней Академии, ученик Ксенократа и Кратета, товарищ Полемона, делил кров и стол с Аркесилаем. Диоген Лаэртий сообщает о сочинении Крантора «О скорби» (Περὶ πένθους) и оставленных им «записках». Комментарий к «Тимею» Платона, первый в ряду комментариев к этому диалогу, оказал влияние, в частности, на Евдора (выдержки у Плутарха, De an. рrосr. 1012D и др., и Прокла, In Tim. I 76, 1; 277, 8 Diehl). Крантор не признавал временного начала мира, понимая творение в смысле зависимости мира от более высокого онтологического начала. Душа состоит из умопостигаемой и чувственной природ, что позволяет ей судить о «здешнем» и о «тамошнем» мирах, определяя их сходства и различия. В этике Крантор был сторонником «метриопатии». Иерархия благ по Крантору: добродетель, здоровье, удовольствие, богатство (Sext. Emp. XI 51–58). Трактат «О скорби» был чрезвычайно популярен в позднейшей традиции и повлиял на жанр «философского утешения» (Цицерон, Плутарх и др.).

Фрагменты:

1.  Kayser F. De Crantore Academico. В., 1841;

2.  Mette H.J. Zwei Akademiker heute: Krantor von Soloi und Arkesilaos von Pitane. – «Lustrum», 1984, 26, p. 8–40.


Литература:

1.  Kassel R. Untersuchungen zur griechischen und römischen Konsolationsliteratur, 1958;

2.  Krämer H.J. Die Ältere Akademie. – GGP, Antike 3, 1983, S. 151 sq., 161–164, 167–174;

3.  Dorandi T. Filodemo e l’Academia Nuova (PHerc, 1021, XVIII–XXVI). – «Cronache Ercolanesi» 17, 1987, p. 121;

4.  Idem. Il quarto libra delle «Vite» di Diogene Laerzio: l’Academia da Speusippo a Clitomaco, ANRW II 36, 5, 1992, p. 3774– 3777.

Ю.А.Шичалин