КАРНЕАД (Καρνεάδης) (ок. 214/213, Кирена – 129/128, Афины), сын Эпикома (или Филокома) – греческий философ-платоник, глава Академии после Гегесина, основатель т.н. Новой, или Третьей Академии, руководство которой из-за болезни передал в 137/136 Карнеаду, сыну Полемарха, приехал в Афины в 185/180, где познакомился с сочинениями Хрисиппа, изучал диалектику у Диогена-стоика. Затем перешел на позиции скептической Академии и оспаривал стоическую догматику (прежде всего – Антипатра из Тарса). Прославившись как выдающийся оратор, Карнеад в составе афинского посольства в 155 был послан в Рим, где добился для афинян освобождения от штрафа и, помимо этого, ошеломил своим красноречием образованных римлян во время публичных лекций, часть которых была составлена в жанре «двойных речей». У Карнеада было множество учеников, Академия при нем переживала пору расцвета. Он не писал философских сочинений; его учение было известно из лекций, записанных его учениками Клитомахом и Зеноном Александрийским. Представление о его взглядах можно составить благодаря Цицерону, а также Сексту Эмпирику, Плутарху и др. Главный оппонент Карнеада – Хрисипп; Диоген Лаэртий приводит его изречение: «Не будь Хрисиппа, и меня бы не было». Карнеад развил выдвинутые Аркесилаем принципы академического скепсиса с его антидогматизмом и полемической направленностью. Отрицая существование критерия истины, он критиковал учение стоиков о «постигающем впечатлении» (φαντασία καταληκτική): поскольку любое впечатление равно может быть и истинным и ложным, оно не может быть постигающим, а следовательно – и критерием истины; вместе с тем, критерием не может быть и разум: то, о чем он судит, должно прежде явиться (φανῆναι) ему, а это невозможно без ощущения. В качестве ориентира в практической деятельности Карнеад допускал «убедительное (πιθανή) впечатление», т.е. такое, которое представляется истинным, «выразительным» (ἔμφασις); окружение Карнеада считало, что оно может быть даже критерием истины. Карнеад различал впечатление просто убедительное, проверенное (διεξωδευμένη) и устойчивое (ἀπφίσπάστη). В области этики антистоический пафос приводил его к положительным суждениям о «высшем благе», которое состоит в том, чтобы по возможности наслаждаться теми благами, которые дает природа. Он критиковал также другие философские школы, критически высказывался о существовании богов и их почитании, о промысле и роке, предсказании, астрологии и др.
1. Kameades. Fragmente, Text und Kommentar von B.Wisniewski. Wroclaw, 1970; 2. Mette H.J. Weitere Akademiker heute: von Lakydes bis zum Kleitomachos. – «Lustrum», 1985, 27, p. 53–141.
1. Nonvei Pieri St. Carneade. Padova, 1978; 2. Görier W. Karneades. – GGP, Antike 4. Basel, 1994, S. 849–897. Ю.А.Шичалин
|
|||||
|