Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Новая философская энциклопедия
Главная страница » Книги » Новая философская энциклопедия »

Новая философская энциклопедия


ИБН Х̣АЗM Абу Мух̣аммад ‘Алӣ Ибн Ах̣мад (994, Кордова, Испания – 1064) – арабо-мусульманский теолог, видный представитель захиритской школы мусульманского права (фикха), поэт и историк. Родился в семье визиря, получил хорошее образование, изучив религиозные науки, литературу и поэзию. Поддерживал Омейядов в их борьбе с восставшими берберами, дважды или трижды занимал пост визиря и, когда берберская партия брала верх, подвергался тюремному заключению и ссылке. Разочаровавшись в своем политическом опыте, Ибн Х̣азм отстранился от общественной жизни, с 1047 жил в родном поместье на юго-западе страны, посвятив себя литературному творчеству. Там он и умер.

Из ранних сочинений Ибн Х̣азма особую известность получило «Ожерелье голубки» (рус. пер. М., 1957), представляющее собой собрание прозаических пассажей и поэтических иллюстраций на тему любви. К этому богатому глубокими наблюдениями по человеческой психологии трактату примыкает составленный впоследствии объемистый этический труд «Характеры и нравы» («ал-Ах̱ла̄к̣ ва-с-сийар»). В правоведческих сочинениях («ал-Их̣ка̄м фӣ ’ус̣ӯл ал-ах̣ка̄м» и обширном «ал-Мух̣алла̄») Ибн Х̣азм, следуя захиритской традиции, настаивал на буквальном («з̣ахӣр») толковании священных текстов, в качестве первоисточников права-фикха признавал лишь Коран и сунну, отвергая принятые в других юридических школах рациональные методы (в т. ч. «к̣ийа̄с» – суждение по аналогии, «ра’й» – личное усмотрение; «иджма̄‘»-консенсус он ограничил единогласием сподвижников Пророка). Одновременно Ибн Х̣азм выступал против «так̣лӣда» (следование авторитетам), допуская следование лишь Пророку (что, по его мнению, не является так̣лӣдом); пытался легитимизировать логику (аристотелевскую), иллюстрируя ее примерами правового и богословского характера (книга «ат-Так̣рӣб лих̣адд ал-мант̣ик̣»). Ибн Х̣азм известен также как автор большого доксографического труда «ал-Фис̣ал» («Разбор»), в котором он апологетически отстаивает преимущество ислама над другими религиями, одновременно подвергая суровой критике всех представителей мусульманской спекулятивной теологии – калама (включая ашаритов), а также восточных перипатетиков и суфиев.


Литература:

1. Йафут С. Ибн Хазм ва-л-фикр ал-фалсафи фи ал-Маг̣риб вал-Андалус. Касабланка, 1986;

2. Arnaldez R. Grammaire et théologie chez Ibn Hazm de Cordou. P., 1956;

3. Goldzieher I. The Zahiris. Leiden, 1971.

T.Ибрагим