«ЗОЛОТЫЕ СТИХИ» – пифагорейский псевдоэпиграф периода Римской империи (датируется не ранее чем I в. н.э.), традиционно приписывался самому Пифагору. Существует мнение, что это те самые «поучения Пифагоровы», которые Аполлоний Тианский обрел после семидневного пребывания в Лебадейской пещере в Беотии (Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского, VIII, 19). Большая часть стихов носит дидактический характер с ярко выраженными традиционно пифагорейскими элементами. Избравшему пифагорейский образ жизни предписывается сначала приготовиться к трудному испытанию, затем очиститься и только после этого вступить на путь морального и физического совершенствования, постигая законы божественные и человеческие. В результате посвященный достигает спасения, исцелив свою душу и освободив ее от страданий (65–66), поскольку «божественный род и у смертных, вещая коим природа обряды все открывает» (63–64). Особой известностью пользовалась идея, изложенная в ст. 40–44, в которых пифагорейцу предлагалось перед сном обдумать все совершенное за день: Да не коснется очей твоих сон, смежающий веки, Прежде, чем трижды дневные дела разберешь по порядку: «В чем погрешил? Что сделал? Что должное я не исполнил?» (пер. А.В.Лебедева) Философ-неоплатоник 5 в. Гиерокл Александрийский написал на «Золотые стихи» комментарий, дошедший до наших дней. С «Золотыми стихами» сходны многочисленные другие сборники наставлений и нравственных правил, широко распространенные в поздней античности (напр., «Пифагоровы законы и нравственные правила»).
1. Пифагоровы законы и нравственные правила. СПб., 1808; 2. Лебедев. Фрагменты, с. 503–505; 3. Гиерокл. Комментарий к Золотым Пифагорейским стихам, пер. и комм. И.Петер. М., 1995; 4. Hieroclis in Aureum Pythagoreorum carmen commentarius, rec. F.G.Koehler. Stuttg., 1974. E.В.Афонасин
|
|||||
|