ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ, Евсевий Памфил (Εὐσεβιος) (ок. 260–340) – греческий церковный деятель, историк и богослов, «отец христианской историографии»; епископ Кесарии Палестинской. Находился под большим воздействием Оригена. Когда начались тринитарные споры, занял полуаринскую позицию. Был близок к императору Константину и пользовался его постоянной поддержкой. Евсевию принадлежит большое количество трудов, посвященных апологетике, церковной истории, полемике, библейской экзегезе, церковной географии и др. («Хроника», «Церковная история», «Приуготовление к Евангелию», «Доказательство в пользу Евангелия», «История палестинских мучеников», «Против Иерокла», «Против Маркелла», «Ономанистикон», «Похвала Константину», «Жизнь Константина», «Пророческие эклоги», «Евангельские вопросы» и др.). Среди собственно богословских сочинений выделяется обширное «Приуготовление к Евангелию» (Preparatio Evangelica), содержащее продуманную концепцию духовного развития человечества (как евреев, так и язычников) дохристианского периода как подготовки к принятию евангельской истины. Наиболее известное произведение Евсевия – «Церковная история» – выдающийся памятник историографии, ценнейший источник по истории первых веков христианства, и в то же время памятник богословской мысли. События ранней христианской истории предваряют, по Евсевию, наступление Константиновской эпохи, когда возникает христианская империя, чья судьба неотделима от судьбы Церкви, а призвание заключается в обращении в христианство всего человечества. Евсевий выступает, т.о., родоначальником концепции священной «христианской державы», ставшей основой византийской церковно-политической идеологии.
1. Werke. hrsg. von J.С.Hinrichs, Bd. 1–8. Lpz., 1906–56; 2. Histoire ecclésiastique, ed. G.Bardy, t. 1–4. P., 1955–87 (Sources Chrétiennes, t. 31, 41, 55, 73); 3. La Préparation Évangelique, ed. par E. des Places, t. 1–9. P., 1974–91 (Sources Chrétiennes, t. 206, 228, 262, 266, 215, 369, 292, 307, 338); 4. Contre Hierocles, ed. E. des Places. P., 1986 (Sources Chrétiennes, t. 333); 5. в рус. пер.: Соч. M., 1849–58, т. 1–2; 6. Церковная история. М., 1993; 7. Жизнь блаженного василевса Константина. М, 1998.
1. Розанов Н.П. Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской. М., 1889; 2. Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представителях с IV в. до XX в. СПб., 1903; 3. АверинцевС.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья. – В кн.: Античность и Византия. М., 1975, с. 266–285; 4. Брагинская Н.В. Эон в «Похвальном слове Константину» Евсевия Кесарийского.– Там же, с. 286–306; 5. Кривушин И.В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998; 6. Lawlor H.J., Oulton E.L. Eusebius Bishop of Caesarea: The Ecclesiastical History and the Martyrs of Palestine. L., 1928, t. 1–2; 7. Laqueur R. Eusebius als Historiker seiner Zeit. В., 1929; 8. Berkhof H. Die Theologie des Eusebius von Caesarea. Amst., 1939; 9. Wallace-Hadrill D.S. Eusebius of Caesarea. L., 1960; 10. Grant R.M. Eusebius as Church Historian. Oxf., 1980; 11. Barnes T.D., Constantine and Eusebius. Cambr. (Mass.), 1981; 12. Goedecke M. Geschichte als Mythos: Eusebs Kirchengeschichte. Bern, 1987; 13. Eusebius, Christianity and Judaism, ed. H.W.Attridge, G.Hata. Leiden, 1992. H.В.Шабуров
|
|||||
|