ΕΒΓΕΜΕΡ (Εὐήμερος) из Мессены (ок. 340–260 до н.э.) – греческий философ, воззрения которого считаются близкими кругу киренской школы. В книге «Священная запись», дошедшей до нас в извлечениях и пересказах, излагал свою версию происхождения веры в богов, согласно которой все боги были когда-то людьми, учредившими свой культ или обоготворенными за свои добродетели и благодеяния. Евгемер считался безбожником (Sext. Emp. Adv. Math. IX, 50), его имя упоминается в списке атеистов Клитомаха Карфагенского. Описание острова Панхайа в его книге в Новое время было воспринято как утопия. В историю культуры Евгемер вошел прежде всего как критик традиционных мифологических представлений, имя его стало нарицательным для учений, ищущих в мифах отражение реальных исторических событий (евгемеризм). Источники: 1. Euhemeri reliquiae, ed. G.Nemethy. Budapest, 1889; 2. в рус. пер.: Утопия Евгемера, пер. с древнегреч., вступ. ст. M.К.Трофимовой. – В кн.: История социалистических учений, под. ред. Л.С.Чиколини. М., 1986, с. 271 и сл.; 3. Диодора Сикилийского историческая библиотека, пер. И.Алексеева. СПб., 1774.
1. В.А.Гуторов. Античная социальная утопия. Л., 1989, с. 220– 241; 2. Пригоровский Г.М. К истории возникновения утопии Эвгемера. – «Труды РАНИОН», вып. 1. Памяти А.Н.Савина. М., 1926, с. 165–187; 3. Степанов С.Г. Евгемер и евгемеризм. – В сб.: С.В.Платонову – ученики, друзья, почитатели. СПб., 1991, с. 103 и сл.; 4. Jacoby F. Euhemeros, RE, 1909, Bd. VI/I, SS. 952–962; 5. Decharme P. La critique des traditions religieuses chez Grecs des origines au temps de Plutarque. P., 1904, pp. 393–411. M.M.Шахнович
|
|||||
|