ГОРГИЙ (Γοργίας) из Леонтин (в Сицилии; предположительно ок. 480–380 до н.э.) – древнегреческий философ-софист и ритор. Вел жизнь странствующего учителя красноречия, жил в Лариссе (Фессалия). Древность знала его гл.о. как «отца риторики» (Филострат), которую он понимал как «творца убеждения» и средство достижения успеха (в т.ч. материального) в гражданской и политической жизни. Из многочисленных речей Горгия сохранились две: «Похвала Елене» и «Апология Паламеда». В историю философии Горгий вошел благодаря сочинению с парадоксальным названием «О том, чего нет, или О природе» (вероятно, пародирующим название трактата Мелисса «О природе, или О том, что есть»), известному нам по парафразам Секста Эмпирика (Adv. Math. VII 65–87) и псевдоаристотелевского сочинения «О Мелиссе, Ксенофане, Горгии» (De Xenophane, de Zenone, de Gorgia 979a 11–980b 21). В нем подробно аргументируются три тезиса: 1) ничего нет; 2) если бы даже нечто и было, то оно было бы непознаваемо; 3) даже если бы оно было познаваемо, его невозможно было бы высказать в слове и истолковать другому. На этом основании некоторые исследователи говорят о «нигилизме» (или «иррационализме» и «агностицизме») Горгия, однако другие видят в его сочинении полемическую пародию на элейскую метафизику, а третьи (Г.Гомперц) рассматривают его сочинение как шутливое риторическое упражнение, цель которого – придать видимость вероятности заведомо абсурдным положениям. Основные аргументы Горгия: 1) если бы нечто было, оно было бы либо возникшим, либо невозникшим. Возникшим оно быть не может, согласно постулатам Мелисса («ни из сущего, ни из не-сущего»); невозникшее же должно быть бесконечным, бесконечное не может находиться ни в самом себе, ни в другом, а то, что нигде не находится, согласно аргументу Зенона о месте, – ничто. 2) Если реальное («то, что есть») мыслимо, то нереальное («то, чего нет») должно быть немыслимо. Однако Сцилла и Харибда мыслимы. Значит, реальное немыслимо. 3) Словесное общение невозможно, так как «вещи – не слова и так как никто не вкладывает (в слова) тот же смысл, что другой» (De Xenophane, de Zenone, de Gorgia 980b 18–19). Аргументация 3-го тезиса предполагает гиперсенсуализм: знание предмета отождествляется с его непосредственным чувственным восприятием, не передаваемым в слове; зрительный образ не может быть передан акустически и т.д.
1. DK II, 217–307; 2. Untersteiner M. Sofisti. Testimonialize e fragmenti, fasc. 2. Firenze, 1967; 3. Buchheim T. (hrsg.). Gorgias von Leontinoi, Reden, Fragmente und Testimonien, gr.-deutch. Hamb., 1989; 4. Маковельский А.О. Софисты, вып. 1. Баку, 1940, с. 21–47.
1. Меликова-Толстая С.В. Теория зрения у Горгия. – «Труды Института истории науки и техники», сер. Архив истории науки и техники, вып. 7. М. – Л., 1935; 2. Богомолов А.С. Диалектический логос. М., 1982, с. 192–197; 3. Newiger H.J. Untersuchungen zu Gorgiasʼ Schrift Über das Nichtseiende. В., 1973; 4. Kerferd G.B. Meaning and reference. Gorgias and relation between language and reality. – The sophistic movement. Athens, 1984, p. 215–223. А.В.Лебедев
|
|||||
|