Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Новая философская энциклопедия
Главная страница » Книги » Новая философская энциклопедия »

Новая философская энциклопедия


ГАЗА̄ЛӢ Абӯ Х̣а̄мид Мух̣аммад Ибн Мух̣аммад, ал (1058, Тус, Иран – 1111, там же) – мусульманский философ, крупнейший исламский богослов. Образование получил сначала в Тусе, затем в Джурджане и Нишапуре, где учился под руководством видного представителя ашаритского калама ал-Джӯвайнӣ. После смерти своего учителя (1085) ал-Г̣аза̄лӣ находился при дворе сельджукского везира Низ̣а̄м ал-Мулка, который назначил его в 1091 преподавателем в основанном им в Багдаде медресе ан-Низ̣а̄миййа. Лишившись своего покровителя, убитого исмаилитами, ал-Г̣аза̄лӣ в 1095 покинул Багдад под предлогом совершения хаджжа-паломничества. Провел 11 лет в странствованиях, во время которых посетил Дамаск, Иерусалим, Мекку. В 1106 начал преподавать в медресе ан-Низ̣а̄миййа, куда был приглашен везиром Фах̱р ал-Мулком (сыном Низ̣а̄м ал-Мулка). Незадолго до своей кончины вернулся в Тус.

Творчество ал-Г̣аза̄лӣ многогранно и противоречиво. Трудность определения его истинных взглядов отчасти обусловлена его собственным предупреждением (в частности, в трактате «Весы деяний») о том, что сокровенные его мысли содержатся не в опубликованных сочинениях, а в предназначенных для избранных трактатах. В своей квази-автобиографии «Избавляющий от заблуждения» философ описал поиск истины, в рамках которого он прошел путь от слепой веры к каламу, от него – к арабоязычному перипатетизму (фалсафе), затем к исмаилизму, остановившись на суфизме. Согласно этому сочинению, как и трактату «Удержание широкой публики от калама», калам, способный служить делу защиты религии от опасных новшеств, мало полезен для приобретения позитивного знания, а в душу неподготовленных в теоретическом отношении людей он может внести только путаницу и сомнение. Вместе с тем позитивный очерк теологии калама ал-Г̣аза̄лӣ дал в работе «Краткое изложение вероучения» («ал-Иктис̣а̄д фи-л-и‘тик̣а̄д»). Против исмаилитов (батинитов) направлено, помимо «Избавляющего», сочинение ал-Г̣аза̄лӣ «ал-Мустаз̣хирӣ».

Представив сначала объективное и систематизированное изложение основных положений восточно-перипатетической логики, физики и метафизики в книге «Цели философов» («Макас̣ид ал-фалясифа»), в работе «Опровержение философов» (точнее, «Непоследовательность философов», «Таха̄фут ал-фалясифа», на которую Ибн Рушд написал ответное «Опровержение Опровержения») ал-Г̣аза̄лӣ доказывал неспособность мусульманских перипатетиков построить метафизику на принципах, согласующихся с буквой священных текстов (в частности, с догмами о сотворенности мира, о знании Богом единичных вещей, о телесном воскрешении). Одновременно ал-Г̣аза̄лӣ пытался легализовать другие разделы перипатетической философии – логику, математику и физику, говоря о нейтральности их по отношению к религии. Особенно заметно его стремление пропагандировать логику, которой он посвятил ряд работ («ал-К̣уст̣а̄с ал-мустак̣ӣм», «Ми‘йа̄р ал-‘илм», «Мах̣акк ан-наз̣ар»), изменяя, однако, ее терминологию и представляя правила логики как выводящиеся из Корана и Сунны. Вместе с тем некоторые трактаты ал-Г̣аза̄лӣ (например, «Ма‘аридж ал-к̣удс») свидетельствуют о близости его идей к метафизическим концепциям восточных перипатетиков (признание тезиса о вечности мира, теория эманации и т.п.).

Суфизму, на котором автор «Избавляющего» остановил свой выбор после долгих духовных исканий, посвящен фундаментальный труд «Воскрешение наук о вере», где дана мистическая трактовка мусульманского закона, прежде всего его культово-этических принципов. Метафизическую систему суфизма ал-Г̣аза̄лӣ разрабатывал в книге «Ниша светов» («Мишка̄т ал-анвар»), описывая универсум в виде световой иерархии, основание которой составляют «темные», материальные предметы, а вершину – Чистый Свет, Бог.


Сочинения:

1. Воскрешение наук о вере. Избр. главы, вступительная ст. В.В.Наумкина. М., 1980;

2. Правильные весы (аль-К̣уст̣а̄с аль-Мус-такӣм). Отдельные главы. – Там же;

3. Избавляющий от заблуждения. – В кн.: Григорян С.Н. Из истории философии народов Средней Азии и Ирана 7–12 вв. М., 1960;

4.  Ответы на вопросы, предложенные ему. – Там же.


Литература:

1. Керимов Г.М. Газали и суфизм. Баку, 1969;

2. Наумкин В.В. Вступительная статья к указанному переводу «Воскрешения...».

Т.Ибрагим