БИБЛЕР Владимир Соломонович (4 июля 1918, Москва – 3 июня 2000, Москва) – российский философ. Закончил исторический факультет МГУ (1941), аспирантуру ИФ АН СССР. Кандидатская диссертация – «Философские воззрения послевоенной немецкой социал-демократии» (1951). Работал на кафедре философии Таджикского государственного ун-та (1951–59), Московского горного института (1959–63). Старший научный сотрудник ИИЕиТ АН СССР (1963–68), Института всеобщей истории АН СССР (1968–82). Ведущий научный сотрудник Института педагогики и общей психологии АПН СССР (1982–89). С 1989 научный руководитель коллектива «Диалог культур» в РГГУ и лидер движения «Школа диалога культур», осуществлявшего эксперимент по развитию новой системы образования. С 1967 по 1991 руководил семинаром по проблемам диалогики и философии культуры, а позднее – культурологическим семинаром «Архэ», был главным редактором трудов этого семинара (вып.1–3. М., 1993–98). В книге «Мышление как творчество» (1975) он исследует проблемы диалога как основной характеристики творческого мышления и нового диалогического разума. По его мнению, познающий разум, доминировавший в философии Нового времени, и соответственно философия науки (наукоучение) испытывают кризис в 20 в. Согласно Библеру, это время переориентации разума с идеи познания на идею взаимопонимания, которая преобразует его бытие, его логику, его мышление и этику. Диалогический разум и диалогика оказываются полифонией прежних форм разума – эйдетического (античного), причащающегося (Средневековье) и познающего (Новое время). Диалог различных форм разума – это не только диалог разных логик, но и различных культур, обладающих специфическими и одновременно универсальными возможностями. Диалог как основная характеристика культуры соответствует реальной ситуации в бытии современного человека, его ценностным ориентациям и духовной жизни. Рассматривая диалогику как логику начала, Библер усматривает в диалогической философии культуры основную задачу философии в 21 в. Культура представлена в цельном произведении, которое транслирует духовный мир и жизнь личности, не совпадая с текстом. Исходное начало этики диалога он видит в совести как идее нравственности и как внутреннем напряженном общении эмпирического, индивидуального Я и Я всеобщего. Гуманитарное мышление, понятое Библером как диалогическое и самодетерминированное по своему существу, воплощается в целостных и уникальных произведениях.
1. О системе категорий логики. Душанбе, 1957; 2. Анализ развивающегося понятия (в соавт.). М., 1967; 3. Идея культуры в работах Бахтина. – В кн.: Одиссей. Человек в истории. Исследования по социальной истории и истории культуры. М., 1989; 4. Культура. Диалог культур (опыт определения). – «ВФ», 1989, № 6; 5. Бахтин и всеобщность гуманитарного мышления. – В кн.: Механизмы культуры. М., 1990; 6. Образ простеца и идея личности в культуре средних веков. – В кн.: Человек и культура. М., 1989; 7. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991; 8. Кант – Галилей – Кант (Разум Нового времени в парадоксах самообоснования). М., 1991; 9. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры. М., 1991; 10. Из «заметок впрок». – «ВФ», 1991, № 6; 11. Культура, нравственность, современность. М., 1991; 12. Итоги и замыслы (конспект философской логики культуры). – «ВФ», 1993, № 5; 13. Еще один диалог Монологиста с Диалогистом. – В кн.: Архэ. Культурологический ежегодник. М., 1993; 14. Культура XX века и диалог культур. – В кн.: Диалог культур. Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1992», вып. ХХV. М., 1994; 15. Из стихов (То, что вспомнилось). М., 1994; 16. Что есть философия? – «ВФ», 1995, № 1; 17. О логической ответственности за понятие «диалог культур». – Архэ. Ежегодник культурологического семинара. М., 1996; 18. На гранях логики культуры. М., 1997; 19. Диалектика и диалогика. – В кн.: Архэ. Ежегодник культурологического семинара, вып. 3. М., 1998.
1. Диалог о диалогике. – «ВФ», 1992, № 12, с. 139–150; 2. Зубков Н.И. Диалог о диалоге. – В кн.: Arbor Munal Мировое древо. М., 1992, вып. 1, с. 158–172; 3. Неретина С.С., Огурцов А.П. Время культуры. СПб., 2000, с. 255–267. А.О.
|
|||||
|