Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Новая философская энциклопедия
Главная страница » Книги » Новая философская энциклопедия »

Новая философская энциклопедия


БЕНЗЕ (Bense) Макс (1910, Страсбург – 1990) – немецкий философ, интенсивно занимавшийся информационной и семиотической эстетикой. Изучал в Бонне (1930–34) и в Кельне (1934–35) физику и математику. Защитил диссертацию «Квантовая механика и относительность существования» у О.Беккера. В 1946 опубликовал труд «Контуры гуманитарной истории математики» (т. 1–2), который защитил в качестве второй диссертации в университете Иены. С 1946 – профессор философии в этом университете. С 1949 – в Высшей технической школе Штутгарта. Основатель кружка «Духовная жизнь Франции».

С сер. 1950-х гг. Бензе сосредоточил усилия на создании «объективной эстетики», которая строится им на основе кибернетики и теории информации. Информационная эстетика рассматривается Бензе как наука о математических и технических основах творческого процесса. В противовес «рецептивной эстетике», которая делает своим предметом эмоции, субъективные суждения вкуса и восприятие художественных произведений, «объективная» (или информационная) эстетика дает методический анализ художественных произведений как объективно данного. От объективной эстетики Бензе обратился к семиотике. Он выпускает ряд работ по теории семиотики – «Семиотика. Общая теория знаков» (1967); «Семиотический процесс и системы» (1975), а также основывает серию «Исследования оснований кибернетики и наук о духе» (1960) и международный квартальник по семиотике и эстетике «Semiosis» (1975). С семиотической точки зрения Бензе рассматривает не только эстетические, но и гносеологические и онтологические проблемы. В нач. 1970-х гг. он строит теорию семиотической эстетики («Знак и дизайн. Семиотическая эстетика», 1971; «Эстетика», 1982). Согласно ему, художественное произведение не отображает и не репрезентирует внешний мир, оно обладает собственной реальностью. Бензе считается основателем штутгартской эстетической школы.


Сочинения:

1.  Quantenmechanik und Daseinsrelativität. Köln, 1938;

2.  Geist der Mathematik. Münch., 1939;

3.  Einleitung in die Philosophie. Münch., 1942;

4.  Konturen eines Geistesgeschichte der Mathematik. Hamb., 1946;

5.  Philosophie als Forschung. Köln, 1947;

6.  Technische Intelligenz. Stuttg., 1949;

7.  Der Begriff der Naturphilosophie. Stuttg., 1953;

8.  Aesthetica, Bd. 1–4. Stuttg., 1954–60;

9.  Semiotik. Allgemeine Theorie der Zeichen. Baden-Baden, 1957;

10.  Einführung in die informationstheoretische Aesthetik. Hamb., 1969;

11.  Zeichen und Design. Semiotische Aesthetik. Baden-Baden, 1983;

12.  Repräsentation und Fundierang der Realitäten. Baden-Baden, 1986.

Литература:

1.  Semiosis, 17/18, 1980 (Sonderheft zum 70. Geburtstag);

2.  Semiosis (36–38), 1985, Sonderheft zum 75. Geburtstag;

3.  Zeichen von Zeichen. Festschrift. Baden-Baden, 1990.

А.П.Огурцов