БАУЭР (Bauer) Бруно (6 сентября 1809, Эйзенберг, Тюрингия – 15 апреля 1882, Риксдорф под Берлином) – левый гегельянец, протестантский теолог и историк христианства. Отверг ортодоксально-религиозное истолкование правыми гегельянцами учения Гегеля о религии. В полемике 1840–42 с Д.Штраусом противопоставил мифологическому взгляду на происхождение христианства – исторический. Главной действующей силой истории является «самосознание», христианство создается реальными действующими лицами: отцом христианства Бауэр считает Филона Александрийского, а его «дядей» – римского стоика Сенеку. В Евангелиях Бауэр не видит ничего, что могло бы быть доказано как исторически достоверное: апостольские послания почти дословно списаны у Сенеки, а часть евангельских повествований вымышлены их авторами. По мнению Бауэра, именно заимствованные христианством греческие и римские элементы проложили ему путь к утверждению в качестве мировой религии. Бауэр как ведущий представитель младогегельянцев был главной мишенью полемической работы К.Маркса и Ф.Энгельса «Святое семейство, или Критика критической критики». В противрположность ориентированному на практику левому гегельянству Бауэр свое понимание критики связывал с отказом от стремления к непосредственному изменению мира, считая, однако, что фундаментальные изменения человеческого сознания конституируют мир (Маркс видел в этом подмену «критики земли» «критикой неба»). В своей критике ортодоксальной теологии Бауэр предвосхитил ницшевскую антитеологию, в критике религии – антирелигиозность анархистского и большевистского толка. Полагая, что отчуждающая сила христианства разрушается доказательством его исторического происхождения, Бауэр отрицал существование исторического Иисуса.
1. Die Posaune des jüngsten Gerichts über Hegel den Atheisten und Antichristen. Lpz., 1841; 2. Hegels Lehre von Religion und Kunst. Lpz., 1842; 3. Das entdeckte Christentum. Eine Erinnerung an das achtzehnte Jahrhundert und ein Beitrag zur Krisis des neunzehnten. Lpz., 1843; 4. Christus und die Cäsaren. Der Ursprung des Christentums aus dem romischen Griechentum. D., 1877.
1. Маркс К. и Энгельс Φ. Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. – Они же. Соч., т. 2; 2. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. – Там же, т. 19; 3. Schweizer А. Geschichte der Lebens-Jesu-Forschung, 1926; 4. Hertz-Eichenrode D. Der Junghegelianer Bruno Bauer im Vormärz, 1959; 5. Koch L. Humanistischer Atheismus und gesellschaftliches Engagement. B.Bauers «Kritische Kritik», 1971. В.И.Гараджа
|
|||||
|