БАУМГАРТЕН (Baumgarten) Александр Готлиб (17 июля 1714, Берлин – 26 мая 1762, Франкфурт-на-Одере) – немецкий философ, основатель эстетики как самостоятельной дисциплины. Учился в Галле у X.Вольфа, профессор университетов в Галле (с 1737) и во Франкфурте-на-Одере (с 1740). Его теоретическое наследие изучено недостаточно. Философию он определял как науку о качествах вещей, постигаемых независимо от веры; различал философию теоретическую (метафизика и физика) и практическую (этика, философия права, учение о сомнении и учение о выражении). Гносеология, которая предшествует метафизике, разделяется на эстетику (учение о чувственном познании) и логику (учение о рациональном познании); эстетика (Баумгартен ввел сам термин) разделяется им на теоретическую и практическую части. Теоретическая часть эстетики должна была охватить 1) эвристику, 2) методологию и 3) семиотику. Написана была лишь эвристика. Эстетику Баумгартен определил как науку о красоте, совершенстве и усовершенствовании чувственного познания, отождествив при этом понятия «прекрасное», «чувственное» и «совершенное». Три основных компонента эстетического совершенства – мыслительное содержание, порядок, выражение. Чувственность Баумгартен трактовал очень широко, относя к ней память, остроумие, интуицию, восхищение, воображение, фантазию. Он ввел понятие «эстетической истины», постигаемой благодаря «аналогиям разума», в противовес «логической истине», схватываемой в отчетливых представлениях, и понятие возвышенного, развитого потом И.И.Винкельманом и И.Кантом. В рамках категории эстетического «величия» (magnitudo) обсуждал вопрос об отношении искусства и морали. Согласно Баумгартену, задача искусства не должна ограничиваться обучением добродетели посредством примеров: искусство само должно воспитывать красотой. Баумгартен осуществил большую работу в области философской терминологии. Он ввел понятия «субъективный» и «объективный» в современном значении, а также термины «в себе» («само по себе») и «для себя».
1. Самсонов Н.В. История эстетических учений, ч. 2. М, [б. г.], с. 99–111; 2. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII в. М., 1963, с. 3–56; 3. Нарский И.С. Философско-эстетические идеи Баумгартена как один из стимулов теоретического развития Канта. – В кн.: Кантовский сборник, вып. 10. Калининград, 1985, с. 40–51. З.Г.Матюшенко
|
|||||
|