Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Новая философская энциклопедия
Главная страница » Книги » Новая философская энциклопедия »

Новая философская энциклопедия


АШ‘АРӢ Абӯ ал-Х̣асан ‘Алӣ Ибн Исма̄‘ил, ал (873, Басра – 935, Багдад) – арабо-мусульманский религиозный философ, основатель и эпоним ашаритской школы калама. Учился у своего отчима ал-Джубба̄’ӣ (ум. 915), главы мутазилитов Басры. В 912–13 порвал с мутазилизмом, стремясь развивать калам в приемлемой для богословов-традиционалистов (’ахл ал-х̣адӣс̱) форме. Некоторое время спустя ал-Аш‘арӣ переехал в Багдад, где и прожил до своей кончины.

Из творческого наследия ал-Аш‘арӣ (ок. 100 сочинений) сохранилось лишь 6 произведений: большая доксографическая книга «Учения мусульман» («Мак̣а̄ла̄т ал-исла̄миййӣн»); «Послание к жителям прифронтового Ба̄б ал-абва̄б [Дербент]» («Риса̄ла ила̄ ’ахл aс̱-с̱аг̣р би-Ба̄б ал-абва̄б»), содержащее краткое изложение теологического учения ал-Аш‘арӣи составленное, по-видимому, вскоре после его разрыва с мутазилизмом; «Очерки» («ал-Лума‘») – небольшой теологический трактат; «Вера» («ал-'Йман») – краткое сочинение о природе веры; «Разъяснение основ веры» («ал-Иба̄на ‘ан ’ус̣ӯл ад-дийа̄на») – полемико-апологетический труд, написанный в традиционном духе и имеющий целью демонстрацию «правоверия» ал-Аш‘арӣперед ханбалитами, отказывавшимися признавать его приверженцем традиционалистской доктрины (этот факт, а также отсутствие упоминания о данном труде в авторитетных списках работ ал-Аш‘арӣ, служат доводами в пользу тезиса о его неаутентичности); «Одобрение занятия каламом» («Истих̣с̄н ал-х̱ауд̣ фӣ ‘илм ал-кала̄м», в некоторых списках фигурирует как «ал-X̣aс̱с̱ ‘ала̄ ал-бах̣с̱»), посвященное легализации философского дискурса и направленное против ревностных традиционалистов. Тонкие теоретические построения ал-Аш‘арӣ, а также его эпистемологические, онтологические и натурфилософские воззрения стали доступными лишь совсем недавно – после опубликования (Бейрут, 1987) Д.Жимаре сочинения Ибн Фурака, ученика ал-Аш‘арӣ, «Изложение учений ал-Аш‘арӣ», в котором приводятся фрагменты из многих не дошедших до нас его работ.


Сочинения:

1. The Theology of al-Ash’ari: the Arabic texts of al-Ash’ari’s Kitab al-Luma’ and Risalat Istihsan al-Khawd fi ‘ilm al-Kalam, with briefly annotated translations. Beyrouth, 1953;

2. Ал-Aшapu. О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву (фрагменты), пер. А.В.Смирнова. – В кн.: Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997;

3. Абу-л-Хасан ал-Ашари. Одобрение занятия каламом, введение, пер. с араб. и комм. Т.Ибрагима. – В кн.: Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998.

Литература:

1.  Gimaret D. La doctrine d’al-Ash‘ari. P., 1990.

T.Ибрагим