АРКЕСИЛАЙ (Ἀρκεσίλαος) (315 до н.э., Питана в Эолии – 241 до н.э., Афины) – греческий философ, основатель и схоларх (с 270) Новой, или Средней (скептической), Академии. Ученик Теофраста, затем Крантора и Полемона (Diog. L. IV 29). Продолжая традицию древнеакадемиче-ской диалектики, довел до совершенства практику составления «равносильных» (ἰσοσθενεῖς) речей «за» и «против» на любую заданную тему; логическим выводом из этого был принцип воздержания от суждения (эпохе). Полемика со стоиками – вторая отличительная черта Аркесилая и созданной им Академии. Согласно Сексту Эмпирику (Adv. math. IV 150–157), возражения Аркесилая направлены гл.о. против стоического учения о «постижении» (κατάληψις), определяемом как «согласие на постигающее представление» (συγκατάθεσις τῆς καταληπτικῆς φαντασίας). Указывая на противоречивость этой концепции и невозможность рассматривать «постижение» как критерий истины, Аркесилай отрицает существование «постижения» как такового. Однако теоретическая необходимость воздержания от суждения не избавляет от принятия решений на практике: здесь критерием является (как и у стоиков) вероятное (εὔλογον) (ibid. 158). Всякое действие опирается на представление о приятном и на стремление к нему, что не расходится с принципом эпохе, который освобождает только от мнений (Plut. Моr. 1122 С, F). Т.о., положительная разработка практической этики у Аркесилая фактически построена на стоических понятиях.
1. Coussin P. Le Stoпcisme de la Nouvelle Acadйmie. – «Revue d'Histoire de la Philosophie» 3, 1929, p. 241–276; 2. Gigon O. Zur Geschichte der sogenannten Neuen Akademie. – «Museum Helveticum», 1944, 1, S. 47–64; 3. Weische A. Cicero und die Neue Akademie. Muster, 1961; 4. Krдmer H.J. Piatonismus und hellenistische Philosophie. B. – N. Y., 1971, S. 33-54; 5. Levy С. Scepticisme et dogmatisme dans l’Acadйmie; 6. «L’йsoterisme» d'Arcйsilas. – «Revue des Etudes Latines», 1978, 56, p. 335–348. Ю.А.Шичалин
|
|||||
|