1. ТЕМА НИР: «МНОГООБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ СИСТЕМ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Важнейшие результаты исследований:
1) Обосновано наличие в древнем Китае, вероятно, самой ранней из известных концепций гуманитарной интервенции, и прослежена ее идейная эволюция «божественной интервенции» к собственно гуманитарной интервенции (Рыков С.Ю., Кочеров О.С. Концепция гуманитарной интервенции в древнекитайской философии и в современном дискурсе КНР // Полис. Политические исследования. 2024. № 6. С. 122–139).
2) Выдвинуты аргументы в пользу необходимости формирования научной методологии, и общего мировоззрения в духе «нового/диалогического космополитизма», который, в отличие от классического космополитизма, открывает возможность креативно вовлекать Другого в поиск путей решения общих проблем (Степанянц М.Т. «Философия вне границ» (к предстоящему ХХV Всемирному философскому конгрессу) // Вопросы философии. 2024. № 2. С. 5–13; Пружинин Б. И., Дидык М.А., Драч Г.В., Королев А.Д., Король А.Д., Мамед-Заде И.Р., Павлов А.В., Псху Р.В., Смирнов А.В., Степанянц М.Т., Чумаков А.Н. Раздел 4. Мультикультурализм в контексте культурно-исторической эпистемологии: методологические проблемы (материалы круглого стола) // Культурно-историческая эпистемология: философские разговоры. К юбилею Бориса Исаевича Пружинина / Под ред. Т.Г. Щедриной. М.: Политическая энциклопедия, 2024. 500 экз. ISBN 978-5-8243-2589-8. С. 256–261, 289–291, 294).
3) Предложен текстоцентрический подход к дискурсу искусственного интеллекта (изучается только текст, независимо от проблемы, является ли ИИ личностью или нет). Впервые через призму буддийских концепций «не-я» (анатман) и дхарм (ментальных событий) анализируются ответы чатбота Claude-3 Opus на вопрос британского когнитивного ученого Шанахана Мюррея о его сознании. Подчеркивается важная роль ИИ как фигуры «межкультурного философа». (Лысенко В.Г. Диалог эксперта по когнитивным наукам с большой языковой моделью Claude 3 Opus о самосознании искусственного интеллекта: анализ буддолога // Философские науки. 2024. Т. 67. № 3. С. 75–98).
4) Осуществлены академические переводы философских источников с санскрита:
- «Исследование атмана, как он представляется мимансакам» («Мимансака-парикальпита-атма-парикша») Шантаракшиты (VIII в.) (Титлин Л. И. К русскому переводу «Исследования атмана, как он представляется мимансакам» из «Таттва-санграхи» Шантаракшиты (часть 2-я) // Историко-философский ежегодник. 2024. Т. 39. С. 337–343. Титлин Л. И., пер. с санскр.: Шантаракшита. «Таттва-санграха» с комментарием Камалашилы «Панджика». Глава «Исследование атмана» («Атма-парикша»). Раздел «Исследование атмана, как он представляется мимансакам» («Мимансака-парикальпита-атма-парикша») (часть 2-я, шлоки 263–284) // Историко-философский ежегодник. 2024. Т. 39. С. 344–366)
- «Цветущее древо логики» Шридхары (X в.); (Lysenko V., présentation, traduction et commentaire par: Śrīdhara. L’Arbre en fleur de la Logique // Illusion et réalité, ordre du monde et liberation. Textes clés de philosophie indienne / Édité par Marc Ballanfat. Paris: Vrin – Textes clés, 2024. P. 315–354).
5) Сделан первый полный комментированный перевод с латинского текста Джордано Бруно «О тенях идей» («De umbris idearum»), имеющий важное компаративное и межкультурное значение (Джордано Бруно. О тенях идей / Перевод с латинского, комментарии, примечания и вступительная статья Л. И. Титлина. М.: Голос, 2024. 224 с. 500 экз.).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОТЧЕТА О НИР
§1.1. Осуществлены академические переводы философских источников с проблематикой, актуальной для современного востоковедного и межкультурного философского дискурса: с санскрита – раздела «Исследование атмана, как он представляется мимансакам» («Мимансака-парикальпита-атма-парикша») индийского буддийского философа Шантаракшиты (VIII в.) и трактата «Цветущее древо логики» индийского философа-логика Шридхары (X век); с латыни – полного трактата «О тенях идей» («De umbris idearum») Джордано Бруно, проливающего свет на истинные причин казни Джордано Бруно и являющегося наглядной иллюстрацией глубины различий в рациональности современных интеллектуалов и интеллектуалов Средних веков и эпохи Возрождения (Титлин Л.И., Лысенко В.Г.)
Титлин Л.И. продолжил работу над освоением творческого наследия индийского буддийского философа Шантаракшиты (VIII в.). Опубликована вторая часть первого перевода с санскрита на русский язык раздела «Исследование атмана, как он представляется мимансакам» («Мимансака-парикальпита-атма-парикша») главы «Исследование атмана» («Атма-парикша») из «Таттва-санграхи» с комментарием Камалашилы (также VIII в.) «Панджика». Перевод сопровождается комментариями, примечаниями и вступительной статьей. (Титлин Л. И. К русскому переводу «Исследования атмана, как он представляется мимансакам» из «Таттва-санграхи» Шантаракшиты (часть 2-я) // Историко-философский ежегодник. 2024. Т. 39. С. 337–343. Титлин Л. И., пер. с санскр.: Шантаракшита. «Таттва-санграха» с комментарием Камалашилы «Панджика». Глава «Исследование атмана» («Атма-парикша»). Раздел «Исследование атмана, как он представляется мимансакам» («Мимансака-парикальпита-атма-парикша») (часть 2-я, шлоки 263–284) // Историко-философский ежегодник. 2024. Т. 39. С. 344–366)
Лысенко В.Г. представила перевод и историко-философский комментарий к трудам индийского философа Шридхары, важный для изучения вайшешики и преподавания индийской философии во Франции. Данная публикация расширяет международное присутствие российских исследований, поскольку осуществлена на французском языке в престижной серии "Textes clés" издательства Vrin (Lysenko V., présentation, traduction et commentaire par: Śrīdhara. L’Arbre en fleur de la Logique // Illusion et réalité, ordre du monde et liberation. Textes clés de philosophie indienne / Édité par Marc Ballanfat. Paris: Vrin – Textes clés, 2024. ISBN 978-2-7116-3136-0. P. 315–354).
Титлин Л.И. впервые ввел в научный оборот один из важнейших и самых знаменитых текстов Джордано Бруно – трактат «О тенях идей» (“De umbris idearum”, 1582 г.), в котором содержится первое цельное изложение его взглядов и впервые применяется искусство памяти в качестве инструмента его практической философии. Был издан первый перевод данного памятника на русский язык с латинского языка, сопровожденный комментариями, примечаниями и вступительной статьей. До этого в российской науке были известны в основном только итальянские сочинения философа. (Джордано Бруно. О тенях идей / Перевод с латинского, комментарии, примечания и вступительная статья Л. И. Титлина. М.: Голос, 2024. ISBN 978-5-91932-036-4. 224 с. 500 экз.).
§1.2. Получен ряд новых результатов в анализе древнекитайской этики войны: отсутствие, вопреки стереотипам, единой и непротиворечивой конфуцианской этико-военной традиции (что показано на анализе различий этико-военного дискурса в трактатах «Лунь юй» и «Мэн-цзы»); а также наличие в древнем Китае, вероятно, самой ранней из известных концепций гуманитарной интервенции, факт чего может быть использован КНР в современном политическом дискурсе (Кочеров О.С., Рыков С.Ю.)
Кочеров О.С. впервые в отечественной науке проанализировал тонкие различия этико-военного дискурса в древнекитайских трактатах «Лунь юй» и «Мэн-цзы». Проблематизация древнекитайской этики войны в контексте политического мифа о транзите власти и его апроприации древнекитайскими философскими школами позволяет говорить о том, что, несмотря на ряд сходств между этико-военной позицией, данной в «Лунь юй» и «Мэн-цзы» (предпочтение «этики мира», неприятие агрессии, акцент на jus post bellum), всё же нельзя говорить о единой и непротиворечивой конфуцианской этико-военной традиции: трактаты вступают в сложные отношения, среди которых есть и преемственность, и контестация, и реконцептуализация. К основным отличиям между «конфуцианской» и «мэнцзыанской» этикой войны можно отнести различие приоритетов в дихотомиях «справедливость-порядок», «легитимность-законность», «народоориентированность-нормоориентированность», развитие в «Мэн-цзы» дискурса jus in bello, а также мэнцзыанский акцент на допустимости восстания. (Кочеров О.С. Конфуцианская этика войны в контексте древнекитайского мифа о транзите власти // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2024. № 3. С. 70–81).
Также Кочеров О.С. и Рыков С.Ю. в соавторстве впервые в отечественной науке дают очерк эволюции древнекитайских воззрений на гуманитарную интервенцию, а также анализируют их потенциал для возможной модификации Пекином современной концепции гуманитарной интервенции и инициативы «обязанность защищать» (R2P). Есть веские основания считать, что первыми в мировой истории мысли идею гуманитарной интервенции сформулировали философы Китая в период Воюющих государств (нач. V – кон. III в. до н.э.). Ее обслуживали термины чжу 誅 «осуждение/кара» и чжэн 征 «экспедиция/поход», использовавшиеся в контексте осмысления «совершенномудрых царей древности» (гу-чжи шэн ван 古之聖王, полулегендарных образцовых культурных героев и основателей династий) и контексте древнекитайского эквивалента дискурса о «справедливой войне» – учении о «должном [применении] военных сил» (и-бин 義兵). Представления о гуманитарной интервенции эволюционировали от «божественной интервенции» (военные действия как исполнение небесного суда, примерно до начала III в. до н.э.) к собственно «гуманитарной интервенции» (военные действия как средство спасения народа от злодейского правительства, до конца III в. до н.э.). Обращение Пекина к этой традиции может создать более широкий простор как для легитимации политических шагов, отвечающих интересам и ценностям КНР, так и для повышения планки легитимности гуманитарной интервенции и детализации методов и механизмов несилового урегулирования конфликтов в рамках R2P. Ключевыми аспектами «китаизации» современной гуманитарной интервенции с учетом древнекитайской этико-военной мысли могут стать альтернативная концептуализация политического пространства, акцент на нравственности легитимного актора, критерий народного одобрения, переосмысление jus in bello и jus post bellum как верификаторов jus ad bellum, разграничение между сменой режима и сменой правителя и акцент на интервенции как крайнем средстве (Рыков С.Ю., Кочеров О.С. Концепция гуманитарной интервенции в древнекитайской философии и в современном дискурсе КНР // Полис. Политические исследования. 2024. № 6. С. 122–139)
§1.3. С позиции влияния западных концептов на трансформацию традиционного восточного философского дискурса проведен анализ проблем философии времени и истории у современных мыслителей Китая и Японии: реконструированы теории пространства и времени в работах японского философа-неомарксиста Тосаки Дзюна и одного из основателей Киотоской школы Танабэ Хадзимэ, а также представлен критический анализ историософских взглядов одного из ведущих современных китайских историков Цзинь Чунцзи (Карелова Л.Б., Кочеров О.С.)
Карелова Л.Б. осуществила проблемно-критическую реконструкцию теорий пространства и времени в работах японского философа-неомарксиста Тосаки Дзюна и одного из основателей Киотоской школы Танабэ Хадзимэ. Дан анализ концепции «повседневного пространства» и «исторического времени» Тосаки Дзюна, легшие в основу его подхода к философии истории, который позволил ему создать модель неравновеликих циклов, формирующихся изнутри исторического целого и обладающих внутренней завершенностью, и таким образом представить историю как нелинейный и неравномерный процесс, имеющий не только временнòе, но и пространственное измерение. Важным результатом работы стало определение путей и механизмов миграции и трансформации идей, в частности преломление и критическое переосмысление западных концептов в японском интеллектуальном пространстве (Карелова Л.Б. Тосака Дзюн: проблемы пространства и времени в «философии повседневности» // Концепт: философия, религия, культура. 2024. Т. 8. № 4. С. 7–21). На примере основных работ Танабэ Хадзимэ проанализирован процесс трансформации важнейших буддийских понятий в философские концепты и их функциональный статус в рамках дискурса, связанного с проблемами времени (Карелова Л.Б. Проблемы времени и истории в философии Танабэ Хадзимэ // Философская мысль. 2024. № 12. С. 118–138. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=72890).
Кочеров О.С. в рецензии на монографию Цзинь Чунцзи «История Китая XX века» представил критический анализ как самой попытки реконструкции китайской истории XX в. одним из ведущих современных китайских историков, так и лежащих в её основе историософских взглядов автора (изложенных в главе, не вошедшей в русский перевод). Особое внимание уделено рассмотрению автором российско/советско-китайских отношений, которые концептуализируются им в русле довольно традиционного для китайской историографии подхода, направленного на защиту китайской «исторической правды». Делается вывод о неудовлетворительности русского перевода и необходимости расширенного переиздания работы (Кочеров О.С., рец. на кн.: Цзинь Чунцзи. История Китая XX века / Пер. с кит. Уржумцева Т.Б., Ковалева А.А. СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2023 // Проблемы Дальнего Востока. 2023. № 6. С. 190–195.).
§1.4 На китайском, индийском и мусульманском материале показана актуальная вовлеченность традиционных восточных философем в современную культуру: влияние традиционных китайских астрономических представлений на современный китайский научный язык; применимость и эвристическая важность буддийских концепций анатмана («не-я») и дхарм для интерпретации дискурса ИИ и когнитивных исследований в целом; эволюция реформационного процесса с XVIII по XXI вв. в арабском мире и за его пределами – в Индии и Пакистане (Рубец М.В., Лысенко В.Г., Степанянц М.Т.)
Рубец М.В. на основании анализа китайской языковой картины мира астрономической отрасли раскрывает связь современной терминологии данной области и традиционных китайских представлений о мире. На примере названий объектов Солнечной системы в китайском языке и названий современных космических программ КНР показано, что в научной языковой картине мира закрепились архетипы и образцы китайской классической культуры (Рубец М.В. Отражение традиционных представлений в современной научной языковой картине мира китайцев (на примере астрономической терминологии) (статья готовится к печати)).
Лысенко В.Г., проанализировав дискурс чатбота Claude-3 Opus о его сознании в диалоге с британским когнитивным ученым Шанаханом Мюррем, показывает, что современные большие языковые модели, благодаря обучению на обширном корпусе письменного наследия различных культур, способны генерировать тексты, в которых читатель может обнаружить рассуждения, имеющие глубокие параллели с развитыми философскими традициями за пределами западного мира, в частности, с буддийским учением о дискретной природе сознания (концепция дхарм) и концепцией анатмана («не-я»). Эти параллели касаются не только концептуального содержания, но и самой структуры рассуждений ИИ о природе «я», его континуальности или дискретности, реальности или иллюзорности. Тот факт, что подобные представления обнаруживаются в дискурсе ИИ, заставляет по-новому взглянуть на возможности ИИ, связанные с отсутствием у него запрограммированной предвзятости в отношении незападных культур, свойственной современным западным ученым и философам, привлекать инокультурный материал в качестве источника новых идей и тем самым развивать межкультурный диалог в исследовании природы сознания. (Лысенко В.Г. Диалог эксперта по когнитивным наукам с большой языковой моделью Claude 3 Opus о самосознании искусственного интеллекта: анализ буддолога // Философские науки. 2024. Т. 67. № 3. С. 75–98).
Степанянц М.Т. рассмотрела эволюцию реформационного процесса с XVIII по XXI вв. в арабском мире и за его пределами – в Индии и Пакистане. На основе анализа взглядов значимых участников реформаторства она ставит вопрос об адекватности и продуктивности их методологических подходов. Прежде всего, реформаторство должно опираться на экзегезу, чтобы не быть безосновательным или копирующим реформаторство других религий. Недопустимо, чтобы Коран находился под влиянием идеологии толкователя, исключающей объективность интерпретации. Должно быть учтено разнообразие богатства исламской традиции толкования. Нельзя допускать, чтобы разнообразие приводило к «превращению Корана в пространство битвы». Требуется учесть открытые варианты выбора смысла, предоставляемые кораническим дискурсом, и критически отнестись к фиксированному смыслу, представленному классическими улемами. Следует серьезно задуматься над тем, каким образом отношения мусульман с Западным миром влияют на тот способ, каким они переосмысляют собственную традицию, для того чтобы модернизировать жизнь, не отказавшись при этом от своей духовной идентичности (Stepanyants M.T. Pakistani philosophers // Вестник Института востоковедения РАН. 2024. № 1. С. 216–221; Степанянц М.Т., рец. на книгу: Наср Хамид Абу Зайд. Реформация исламской мысли: историко-критический анализ / Под общ. ред. Д.В. Мухетдинова. М.: ИД «Медина», 2024 // Ислам в современном мире. 2024. № 20(2). С. 189–203).
§1.5. Проведены исследования в области истории философского востоковедения: дан современный срез исследований махаяны различными научными школами с упором на российскую; реконструирована эволюция научного творчества основателя крупнейшей школы современной российской философской синологии («школы структурного анализа») А.И. Кобзева (Лысенко В.Г., Рыков С.Ю.)
Лысенко В.Г. проанализировала современный срез исследований махаяны различными научными школами с упором на российскую, используя обзорно-аналитический подход с акцентом на терминологическую точность и контекстуальный анализ. Исследование может быть важно для развития буддологических исследований и преподавания буддийской философии в России (Lysenko VG. Mahayana Philosophy: Problems and Research // RUDN Journal of Philosophy. 2024. № 28(1). P. 7–18)
Рыков С.Ю. в фестшрифте по случаю 70-летнего юбилея А.И. Кобзева на основе анализа публикационной активности реконструировал эволюцию научного творчества юбиляра. Актуальность подобного анализа обуславливалась, во-первых, методологическими причинами: огромное количество данных для анализа (более 1500 опубликованных текстов, в том числе более чем в 10 известных энциклопедических изданиях за 47 лет научной работы) с возможностью проверить результаты анализа «на самой реальности», а во-вторых, историографическими: А.И. Кобзев без преувеличения является парадигмальной фигурой в русскоязычной синологии конца XX – начала XXI вв. В научном творчестве А.И. Кобзева выделяются три этапа. Первый этап, «монографический» (1976–2006) – это время, когда формируются, публикуются и получают итоговое закрепление в монографиях оригинальные историко-философские идеи юбиляра (Ван Ян-мин как субъективный материалист, «натурализм» и «нумерологическая методология» китайской классической философии и др.). Второй этап, «энциклопедический» (2006–2011) – это время активнейшей энциклопедической активности юбиляра, где, с одной стороны, сильно расширяется историко-философский охват, а с другой – доводятся до энциклопедически-отполированного и широкодоступного состояния историко-философские концепции первого этапа. Третий этап, «архивный» (2011–наст. вр.) – связан со смещением вектора исследований А.И. Кобзева от исследования объекта к изучению науки, этот объект изучающей (основная идея тут – противопоставление «классической синологии» и «советской китаистики»), т.е. от преимущественно историко-философской тематики к преимущественному осмыслению истории и специфики отечественной китаистики. Также в недавнем творчестве юбиляра имеются знаки начала нового этапа, «переводческого» (Рыков С.Ю. А.И. Кобзев в символах и числах // Китайская цивилизация в концепциях и образах: к 70-летию А. И. Кобзева / Сост. и отв. ред. Н. В. Руденко. М.: Институт востоковедения РАН, 2024. С. 53–241).
§1.6. В рамках теории межкультурной философии предложены аргументы в пользу необходимости формирования и научной методологии, и общего мировоззрения в духе «нового/диалогического космополитизма», который, в отличие от классического космополитизма, трансформированного сейчас в глобалистский проект, открывает возможность мыслить и быть «глобально» без пренебрежения инаковостью, но, наоборот, с креативным вовлечением Другого в поиск путей решения общих проблем (Степанянц М.Т., Белимова В.С., Лысенко В.Г.)
Степанянц М.Т. рассуждает о том, можно ли мыслить глобально, будучи при этом антиглобалистом? С ее точки зрения, это возможно, если противопоставить классическому космополитизму, трансформированному в глобалистский проект, новый – диалогический космополитизм, предполагающий понимание и уважение инаковости, избавление от конфликтности и креативность. Она предлагает назвать такой подход философией «другой глобализации» (Степанянц М.Т. «Философия вне границ» (к предстоящему ХХV Всемирному философскому конгрессу) // Вопросы философии. 2024. № 2. С. 5–13; Пружинин Б. И., Дидык М.А., Драч Г.В., Королев А.Д., Король А.Д., Мамед-Заде И.Р., Павлов А.В., Псху Р.В., Смирнов А.В., Степанянц М.Т., Чумаков А.Н. Раздел 4. Мультикультурализм в контексте культурно-исторической эпистемологии: методологические проблемы (материалы круглого стола) // Культурно-историческая эпистемология: философские разговоры. К юбилею Бориса Исаевича Пружинина / Под ред. Т.Г. Щедриной. М.: Политическая энциклопедия, 2024. 500 экз. ISBN 978-5-8243-2589-8. С. 256–261, 289–291, 294).
Белимова В.С. дает аналитический обзор коллективной монографии «Диалог и новый космополитизм: беседы с Эдуардом Деменчонком» под редакцией Фреда Даллмайра, авторы которой анализируют философские, этические и политологические аспекты межкультурного подхода, его потенциал для преодоления глобальных конфликтов и построения более справедливого мироустройства (Белимова В.С. Новый космополитизм: философские и социально-политические контексты межкультурного подхода (Рец. на кн.: Диалог и новый космополитизм: беседы с Эдуардом Деменчонком / Под ред. Ф. Даллмайра. Ланхам, Мэриленд: Лексингтон книги. Роуман и Литтлфилд паблишинг групп, 2023) // Полилог/Polylogos. 2024. T. 8. № 3. URL: https://polylogos-journal.ru/s258770110033055-2-1/).
Лысенко В.Г. предлагает современный взгляд на диалог между западной и индийской философскими традициями. Представлена оригинальная концепция, раскрывающая связь индийской и западной философских традиций через их общий индоевропейский языковой субстрат, а также проанализированы уникальные особенности индийской философской мысли, включая её лингвофилософские аспекты и сотериологическую перспективу. Использован комплексный подход, сочетающий лингвистический анализ, герменевтику и компаративистику. Особенно ценно включение категорий самоописания индийской традиции. Результаты могут использоваться в развитии межкультурного диалога, преподавании философии и разработке новых философских концепций (Лысенко В.Г. Индийская философия в межкультурной перспективе // Philosophy Journal of the Higher School of Economics. 2024. № 8(2). С 87–120).
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
1. Перечень опубликованных книг:
- классические тексты и переводы:
- Джордано Бруно. О тенях идей / Перевод с латинского, комментарии, примечания и вступительная статья Л. И. Титлина. М.: Голос, 2024. 224 с. 500 экз. ISBN 978-5-91932-036-4.
2. Перечень статей, опубликованных по теме государственного задания (для КПБР):
- Белимова В.С. Новый космополитизм: философские и социально-политические контексты межкультурного подхода (Рец. на кн.: Диалог и новый космополитизм: беседы с Эдуардом Деменчонком / Под ред. Ф. Даллмайра. Ланхам, Мэриленд: Лексингтон книги. Роуман и Литтлфилд паблишинг групп, 2023) // Полилог/Polylogos. 2024. T. 8. № 3. URL: https://polylogos-journal.ru/s258770110033055-2-1/. DOI: https://doi.org/10.18254/S258770110033055-2. ISSN: 2587-7011. (РИНЦ, ВАК)
- Карелова Л.Б. Тосака Дзюн: проблемы пространства и времени в «философии повседневности» // Концепт: философия, религия, культура. 2024. Т. 8. № 4. С. 7–21. DOI: https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-4-32-7-21. ISSN 2541-8831 (Print). (РИНЦ, ВАК, RSCI)
- Карелова Л.Б. Проблемы времени и истории в философии Танабэ Хадзимэ // Философская мысль. 2024. № 12. С. 118–138. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=72890. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8728.2024.12.72890. ISSN 2409-8728 (Print). (РИНЦ, ВАК)
- Кочеров О.С. Конфуцианская этика войны в контексте древнекитайского мифа о транзите власти // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2024. № 3. С. 70–81. DOI: https://doi.org/10.24866/1997-2857/2024-3/70-81. ISSN 2076-8575. (РИНЦ, ВАК)
- Кочеров О.С., рец. на кн.: Цзинь Чунцзи. История Китая XX века / Пер. с кит. Уржумцева Т.Б., Ковалева А.А. СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2023 // Проблемы Дальнего Востока. 2023. № 6. С. 190–195. DOI: https://doi.org/10.31857/S013128120029384-3. ISSN 0131-2812. (РИНЦ, ВАК, RSCI) (не вошло в отчёт за 2023 г.)
- Лысенко В.Г. Индийская философия в межкультурной перспективе // Philosophy Journal of the Higher School of Economics. 2024. № 8(2). P. 87–120. DOI: https://doi.org/10.17323/2587-8719-2024-2-87-120. ISSN: 2587-8719. (Scopus, BAK)
- Lysenko V.G. Mahayana Philosophy: Problems and Research // RUDN Journal of Philosophy. 2024 № 28(1). P. 7–18. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-1-7-18. ISSN: 2313-2302 (Print). (Scopus, РИНЦ, ВАК)
- Лысенко В.Г. Диалог эксперта по когнитивным наукам с большой языковой моделью Claude 3 Opus о самосознании искусственного интеллекта: анализ буддолога // Философские науки. 2024. Т. 67. № 3. С. 75–98. DOI: https://doi.org/10.30727/0235-1188-2024-67-3-75-98. ISSN 0235-1188 (Print). (РИНЦ, ВАК)
- Лысенко В.Г., пер. с англ.: Хамфри Н. Как эволюционировало чувствование. Лекция на конференции «Сознание животных» (Дхарамсала, Индия, май 2003) // Философия науки и техники. 2024. Т. 29. № 2. С. 99–111. DOI: https://doi.org/10.21146/2413-9084-2024-29-2-99-111. ISSN 2413-9084 (Print). (Web of Science, РИНЦ)
- Рыков С.Ю., Кочеров О.С. Концепция гуманитарной интервенции в древнекитайской философии и в современном дискурсе КНР // Полис. Политические исследования. 2024. № 6. С. 122–139. https://doi.org/10.17976/jpps/2024.06.09. ISSN 1026-9487 (Print). (Scopus, Web of Science, RSCI, РИНЦ, ВАК)
- Степанянц М.Т. «Философия вне границ» (к предстоящему ХХV Всемирному философскому конгрессу) // Вопросы философии. 2024. № 2. С. 5–13. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-2-5-13. ISSN 0042-8744 (Print). (Scopus, Web of Science, RSCI, ВАК)
- Титлин Л.И. К русскому переводу «Исследования атмана, как он представляется мимансакам» из «Таттва-санграхи» Шантаракшиты (часть 2-я) // Историко-философский ежегодник. 2024. Т. 39. С. 337–343. DOI: https://doi.org/10.21146/0134-8655-2024-39-337-343. ISSN 0134-8655 (Print). (РИНЦ)
- Титлин Л.И., пер. с санскр.: Шантаракшита. «Таттва-санграха» с комментарием Камалашилы «Панджика». Глава «Исследование атмана» («Атма-парикша»). Раздел «Исследование атмана, как он представляется мимансакам» («Мимансака-парикальпита-атма-парикша») (часть 2-я, шлоки 263–284) // Историко-философский ежегодник. 2024. Т. 39. С. 344–366. DOI: https://doi.org/10.21146/0134-8655-2024-39-344-366. ISSN 0134-8655 (Print). (РИНЦ)
- Титлин Л.И., пер. с англ.: Гокхале П.П. Вера и разум в индийской философии // Вопросы философии. 2024. № 8. С. 135–142. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-8-135-142. ISSN 0042-8744 (Print). (Scopus, Web of Science, RSCI, ВАК)
3. Перечень прочих опубликованных работ:
- Stepanyants M.T. Pakistani philosophers // Вестник Института востоковедения РАН. 2024. № 1. С. 216–221. DOI: https://doi.org/10.31696/2618-7302-2024-1-216-221. ISSN 2618-7302. (РИНЦ)
- Степанянц М.Т., рец. на книгу: Наср Хамид Абу Зайд. Реформация исламской мысли: историко-критический анализ / Под общ. ред. Д.В. Мухетдинова. М.: ИД «Медина», 2024 // Ислам в современном мире. 2024. № 20(2). С. 189–203. ISSN 2074-1529 (Print). (РИНЦ)
- статьи в коллективных монографиях, сборниках, сборников докладов конференций:
- Lysenko V., présentation, traduction et commentaire par: Śrīdhara. L’Arbre en fleur de la Logique // Illusion et réalité, ordre du monde et liberation. Textes clés de philosophie indienne / Édité par Marc Ballanfat. Paris: Vrin – Textes clés, 2024. ISBN 978-2-7116-3136-0. P. 315–354.
- Рыков С.Ю. А.И. Кобзев в символах и числах // Китайская цивилизация в концепциях и образах: к 70-летию А. И. Кобзева / Сост. и отв. ред. Н.В. Руденко. М.: Институт востоковедения РАН, 2024. ISSN 2227-3816. ISBN 978-5-907846-74-6. 500 экз. С. 53–241.
- Пружинин Б. И., Дидык М.А., Драч Г.В., Королев А.Д., Король А.Д., Мамед-Заде И.Р., Павлов А.В., Псху Р.В., Смирнов А.В., Степанянц М.Т., Чумаков А.Н. Раздел 4. Мультикультурализм в контексте культурно-исторической эпистемологии: методологические проблемы (материалы круглого стола) // Культурно-историческая эпистемология: философские разговоры. К юбилею Бориса Исаевича Пружинина / Под ред. Т.Г. Щедриной. М.: Политическая энциклопедия, 2024. 500 экз. ISBN 978-5-8243-2589-8. С. 256–261, 289–291, 294.
НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
1. Сведения о подготовке и участии в научных мероприятиях:
-
список мероприятий, организованных сектором:
- 23 апреля 2024 – Первое заседание Междисциплинарного семинара «Сознание человека и сознание животных: этико-правовые, когнитивно-этологические и религиозно-философские аспекты в межкультурной перспективе». Организаторы: сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН и сектор восточных философий Института философии РАН. Авторы идеи: Лысенко В.Г., Попова О.В. С докладом «Как возможно мыслить мир пренатальной медицины или в каком смысле сегодня можно говорить о растительной, животной и разумной душе человека?» выступил г.н.с., д.ф.н. Тищенко П.Д. (https://www.youtube.com/watch?v=eeiLgBJEba8&feature=youtu.be).
- 13 мая 2024 – Круглый стол-презентация «Атомизм и мировая культура», посвященный выходу в свет коллективной монографии: Атомизм и мировая культура (по материалам проекта РГНФ № 13-03-00547 (2013–2016 гг.) / Сост. и отв. ред. В. Г. Лысенко. Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, 2023. Формат мероприятия смешанный. Модератор: Лысенко В.Г.; ученый секретарь: Рубец М.В. (https://iphras.ru/page23531002.htm).
- 21 мая 2024 – Методологический семинар сектора восточных философий Института философии РАН «Азиатские традиции мысли в межкультурной перспективе». С докладом «Древнекитайская этика войны: ранние концепции» выступили Кочеров О.С., Рыков С.Ю. (https://iphras.ru/uplfile/root/news/archive_events/2024/chphil_war_abstract.pdf).
- 28–30 октября 2024 – II международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход». 42 выступающих из России и Индии. Оргкомитет: Лысенко В.Г., д.ф.н. (председатель, межкультурная философия индийская философия, буддийская философия); Теряева В.Д. (ученый секретарь); Белимова В.С., к.ф.н. (межкультурная философия); Степанянц М.Т., д.ф.н., профессор (межкультурная философия); Гокхале Прадип (Pradeep Gokhale), проф., Университет Пуны, Индия (индийская философия, буддийская философия); Титлин Л.И., к.ф.н. (индийская философия, буддийская философия), Рыков С.Ю., к.ф.н. (китайская философия); Кочеров О.С., к.п.н. (китайская философия); Карелова Л.Б., к.ф.н. (японская философия). Институт философии РАН (https://iphras.ru/2024_10_28_30_programm_rus.htm).
-
сведения об участии сотрудников сектора в научных мероприятиях:
- Белимова В.С. Приветственное слово от Института философии РАН. Международный научно-практический форум «Синтез Знания и Красоты. К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха», 18 марта 2024, Институт востоковедения РАН, Москва (https://iphras.ru/uplfile/root/news/archive_events/2024/20-22_03/20-22_03_2024_Progr.pdf).
- Белимова В.С. Доклад «К истоку звука: Восток и Запад в творчестве композитора С.А. Белимова». Международный научно-практический форум «Синтез Знания и Красоты. К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха», 22 марта 2024, Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/uplfile/root/news/archive_events/2024/20-22_03/20-22_03_2024_Progr.pdf)
- Белимова В.С. Ассоциированный участник дискуссий и рабочих групп (Breakout Groups). Конференция «Как изучать и понимать сознание представителей нечеловеческого мира», (Институт перспективных исследований мозга МГУ, фонд «Кошка ветра» (Москва)), 4–9 мая 2024, Катманду, Непал (https://anyminds.org/2024_kathmandu).
- Белимова В.С. Доклад «Пренатальные концепции в индийской культуре. Гарбха-упанишада и Гарбха-авакранти-сутра». Конференция памяти Бориса Григорьевича Юдина «Прокреация & Репродукция: биоэтические вызовы биотехнологического прогресса», 13 августа 2024, Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/uplfile/humexp/conf-13-08-2024.pdf).
- Белимова В.С. Доклад «Диалог между буддизмом и наукой с позиции межкультурной философии». Пятая международная конференция «Тибетология и буддология на стыке науки и религии», 12 ноября 2024, Институт востоковедения РАН, Москва (https://www.ivran.ru/sites/28/files/Programma-5i-koerentsii-Tibetologiia-i-buddologiia-2024.pdf).
- Карелова Л.Б. Доклад «Проблемы времени в философии Танабэ Хадзимэ». II Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 29 октября 2024, Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/uplfile/orient/asian_philosophies_confs/2024_10_28_30/rus/APH2024_book_rus.pdf).
- Кочеров О.С., Рыков С.Ю. Доклад «Древнекитайская этика войны: ранние концепции». Методологический семинар сектора восточных философий Института философии РАН «Азиатские традиции мысли в межкультурной перспективе», 21 мая 2024, Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/uplfile/root/news/archive_events/2024/chphil_war_abstract.pdf).
- Кочеров О.С. Доклад «Древнекитайская концепция “гуманитарной интервенции” в контексте внешнеполитических взглядов современной КНР». II Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 28 октября 2024, Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/uplfile/orient/asian_philosophies_confs/2024_10_28_30/rus/APH2024_book_rus.pdf).
- Кочеров О.С. Доклад «Китайская концепция политической войны: традиция и современность». Научная конференция с участием молодых учёных «Современная практическая и прикладная философия», 19 ноября 2024, Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/uplfile/root/news/archive_events/2024/24_11_19.pdf).
- Лысенко В.Г. Доклад “Emotions and Feelings in Indian Classifications of Cognitive Processes: An Intercultural Perspective”. II Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 29 октября 2024, Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/uplfile/orient/asian_philosophies_confs/2024_10_28_30/eng/APH2024_book_eng.pdf).
- Лысенко В.Г. Доклад «Трудности перевода эпистемологической санскритской терминологии буддийского философа Дигнаги». Третья международная конференция «К русскоязычному буддийскому канону. Перевод текста как диалог культур», 14 ноября 2024, Институт востоковедения РАН, Москва (https://www.ivran.ru/sites/28/files/programmaA5-08-11-doma.pdf).
- Лысенко В.Г. Доклад «“Не-я” в нейронных сетях: Чат-бот Клод-3 Опус как буддист». Пятая международная конференция «Тибетология и буддология на стыке науки и религии», 12 ноября 2024, Институт востоковедения РАН, Москва (https://www.ivran.ru/sites/28/files/Programma-5i-koerentsii-Tibetologiia-i-buddologiia-2024.pdf).
- Лысенко В.Г. Доклад «Эмоции и чувства в индийских классификациях когнитивных процессов: межкультурный подход». ХVIII Всероссийские востоковедные чтения памяти О.О. Розенберга, 26 ноября 2024, Институт восточных рукописей РАН, Санкт-Петербург (http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_content&task=view&id=15076&Itemid=48).
- Рубец М.В. Доклад «Представления о космосе и человеке в китайской и греческой традициях». Международный научно-практический форум «Синтез Знания и Красоты. К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха», 21 марта 2024, Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/uplfile/root/news/archive_events/2024/20-22_03/20-22_03_2024_Progr.pdf)
- Степанянц М.Т. Пленарный доклад «Проницательность Н.В. Мотрошиловой в ее последнем обращении к историко-философской концепции Гегеля». Всероссийская научная конференция с международным участием «Чтения памяти Н.В. Мотроштловой», 10 октября 2024, Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/page21338051.htm).
- Степанянц М.Т. Пленарный доклад. «Bhagavad Gita Man». Научная конференция с международным участием памяти Всеволода Сергеевича Семенцова «Философские санскритские тексты: проблемы чтения и интерпретации» (Кафедра востоковедения и африканистики РУДН им. П. Лумумбы, Центр исследования философии и культуры Индии «Пурушоттама»), 4 ноября 2024, РУДН им. П. Лумумбы, Москва (https://www.youtube.com/watch?si=beQeCkGmlPcl8&v=C4CODNBUVes&feature=youtu.be).
- Степанянц М.Т. Сопредседатель семинара и участник дискуссии. Семинар «Современное состояние философии в Египте и перспективы ее развития» (ФГСН РУДН, Институт философии РАН, СПБГУ), 14 ноября 2024, онлайн (https://rutube.ru/video/5906f260307ae4c0d9fcea47a1830bc6/).
- Степанянц М.Т. Выступление. Презентация книги «Культурно-историческая эпистемология: философские разговоры. К юбилею Бориса Исаевича Пружинина. Серия «Мысль и Слово», 4 декабря 2024, Дом Лосева, Москва (http://domloseva.ru/events/afisha/event/4855-prezentatsiya-kollektivnoj-monografii-kulturno-istoricheskaya-epistemologiya-filosofskie-razgovory-k-yubileyu-borisa-isaevicha-pruzhinina-m-politicheskaya-entsiklopediya-rosspen-2024-g-seriya-mysl-i-slovo-vystupayut-d-f-n-t-g-shchedrina-i-d-f-n-b-i-pruzh).
- Степанянц М.Т. Выступление. Круглый стол, посвященный памяти Вячеслава Семёновича Стёпина, 21 декабря 2024, ГАУГН, Москва (https://gaugn.ru/obrazovanie/faculties/historical/news/na-filosofskom-fakultete-sostoyalsya-kruglyy-stol-pamyati-akademika-v-s-stepina/).
- Титлин Л.И. Доклад: «Две парадигмы культуры через призму теорий ментального аппарата (Индия и Европа): возможно ли сопоставление в принципе?». II Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 28 октября 2024, Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/uplfile/orient/asian_philosophies_confs/2024_10_28_30/rus/APH2024_book_rus.pdf).
- Титлин Л.И. Доклад: “Comparing Mental Terminology in Latin and Sanskrit Philosophy: Preliminary Considerations”. II Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 29 октября 2024, Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/uplfile//orient/asian_philosophies_confs/2024_10_28_30/eng/APH2024_book_eng.pdf).
-
тезисы и сборники тезисов конференций:
- Сборник тезисов II международной научно-практической конференции «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход» на русском и английском языках (https://iphras.ru/uplfile/orient/asian_philosophies_confs/2024_10_28_30/rus/APH2024_book_rus.pdf; https://iphras.ru/uplfile//orient/asian_philosophies_confs/2024_10_28_30/eng/APH2024_book_eng.pdf).
2. Сведения о научно-вспомогательной работе:
-
подготовка и проведение научных мероприятий:
- Белимова В.С. Член оргкомитета. Международного научно-практического форума «Синтез Знания и Красоты. К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха» 18–33 марта 2024, Институт востоковедения РАН, Москва (https://iphras.ru/uplfile/root/news/archive_events/2024/20-22_03/20-22_03_2024_Progr.pdf).
- Белимова В.С. Член оргкомитета. II Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 28–30 октября 2024 г. Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/2024_10_28_30_programm_rus.htm).
- Карелова Л.Б. Член оргкомитета и модератор секции. II Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 28–30 октября 2024 г. Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/2024_10_28_30_programm_rus.htm).
- Кочеров О.С. Член оргкомитета, электронное сопровождение. II Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 28–30 октября 2024 г. Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/2024_10_28_30_programm_rus.htm).
- Лысенко В.Г. Идея, организатор. Первое заседание Междисциплинарного семинара «Сознание человека и сознание животных: этико-правовые, когнитивно-этологические и религиозно-философские аспекты в межкультурной перспективе», 23 апреля 2024, Институт философии РАН, Москва (https://www.youtube.com/watch?v=eeiLgBJEba8&feature=youtu.be).
- Лысенко В.Г. Организатор, модератор. Круглый стол-презентация «Атомизм и мировая культура», 13 мая 2024, Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/page23531002.htm).
- Лысенко В.Г. Идея, член оргкомитета, председатель, модератор секции. II Международная научно-практическая конференции «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 23–25 октября 2023 г. Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/2024_10_28_30_programm_rus.htm).
- Рубец М.В. Ученый секретарь. Круглый стол-презентация «Атомизм и мировая культура», 13 мая 2024, Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/page23531002.htm).
- Рыков С.Ю. Член оргкомитета, модератор секции, электронное сопровождение. II Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 28–30 октября 2024 г. Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/2024_10_28_30_programm_rus.htm).
- Степанянц М.Т. Член оргкомитета. Всероссийская научная конференция с международным участием «Чтения памяти Н.В. Мотроштловой», 10–11 октября 2024, Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/page21338051.htm).
- Степанянц М.Т. Член оргкомитета. II Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 28–30 октября 2024 г. Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/2024_10_28_30_programm_rus.htm).
- Титлин Л.И. Член оргкомитета. II Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 28–30 октября 2024 г. Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/2024_10_28_30_programm_rus.htm).
- Лысенко В.Г., выпускающий редактор рубрики «Философия буддизма махаяны»: Вестник РУДН. Серия: Философия. 2024. Т. 28. № 1. С. 7–125.
-
электронное сопровождение:
- Рыков С.Ю. Модерирование страницы сектора восточных философий на сайте ИФ РАН (http://iphras.ru/orient_phil.htm).
4. Информация о взаимодействии с образовательными учреждениями:
-
список преподающих сотрудников сектора:
- Карелова Л.Б, к.ф.н, с.н.с.
- Кочеров О.С., к.полит.н., н.с.
- Лысенко В.Г., д.ф.н.,г.н.с.
- Рубец М.В., к.ф.н., н.с.
- Рыков С.Ю., к.ф.н., с.н.с.
- Степанянц М.Т., д.ф.н., проф., г.н.с.
- Титлин Л.И., к.ф.н., с.н.с.
-
научное руководство курсовыми и дипломными работами:
- Белимова В.С., науч. руководство: Величай В.А. Влияние индийской философии на идеи Шопенгауэра (курсовая работа, бакалавриат, 2 курс, философский факультет, ГАУГН).
- Кочеров О.С., науч. руководство: Ащекин Р.Г. Идеология чучхе в контексте проектирования идеологии РФ (курсовая работа, бакалавриат, 2 курс, факультет политологии, ГАУГН).
- Кочеров О.С., науч. руководство: Виноградов М.М. Расширение геополитического и экономического влияния КНР в Африке: перспективы, значение (курсовая работа, бакалавриат, 3 курс, факультет политологии, ГАУГН).
- Кочеров О.С., науч. руководство: Кравченко Т.А. Китайский политический миф в контексте передачи власти (курсовая работа, бакалавриат, 3 курс, факультет политологии, ГАУГН).
- Кочеров О.С., науч. руководство: Пронин И.С. Трансформация политической системы в Республике Корея (курсовая работа, бакалавриат, 3 курс, факультет политологии, ГАУГН).
- Кочеров О.С., науч. руководство: Скачкова К.А. Сингапурская меритократия: история, проблемы, перспективы (курсовая работа, бакалавриат, 3 курс, факультет политологии, ГАУГН).
- Кочеров О.С., науч. руководство: Спиридонов С.П. Модернизация с китайской характеристикой и её влияние на внешнеполитический курс КНР (курсовая работа, бакалавриат, 3 курс, факультет политологии, ГАУГН).
- Рубец М.В., науч. руководство: Станкевич В.Б. Философские основы жанра сянься (на примере произведения «Когда луна догорит дотла» (ВКР, бакалавриат, 4 курс, философский факультет, ГАУГН).
- Рубец М.В., науч. руководство: Федулов Д.А. Взаимоотношения Китая и Японии во второй половине ХХ века (ВКР, бакалавриат, 4 курс, факультет востоковедения и социально-коммуникативных наук, РГГУ).
- Рубец М.В., науч. руководство: Терентьева А.С. Отражение древнекитайских традиций в современных принципах политического строя КНР (курсовая работа, бакалавриат, 2 курс, факультет востоковедения и социально-коммуникативных наук, РГГУ).
- Рыков С.Ю., науч. руководство: Теряева В.Д. Представление о добродетели (дэ 德) в трактате «Вэнь-цзы» (магистерская диссертация, магистратура, философский факультет, РГГУ).
- Титлин Л.И., науч. руководство: Гончаров Д.П. Понятие аханкары («делатель я») и трансцендентальное единство апперцепции И. Канта: сопоставительный анализ (курсовая работа, бакалавриат, 3 курс, философский факультет, ГАУГН).
-
курсы лекций (семинарских занятий), публикации совместно с преподавателями вузов:
- Кочеров О.С. Лекции и семинары по курсу «История политических учений (Восток)» (бакалавриат, очная форма обучения, 1 курс, факультет политологии, ГАУГН).
- Кочеров О.С. Лекции и семинары по курсу «Внешняя политика КНР в контексте глобальных вызовов» (магистратура, очная форма обучения, 1 курс, факультет политологии, ГАУГН).
- Кочеров О.С. Лекции и семинары по курсу «Азиатские региональные подсистемы международных отношений» (магистратура, очная форма обучения, 1 курс, факультет политологии, ГАУГН).
- Кочеров О.С. Лекция по китайской философии в новое и новейшее время (аспирантура, 1 курс, Институт философии РАН).
- Лысенко В.Г. Лекции по истории индийской и буддийской философий (аспирантура, 1 курс, Институт философии РАН).
- Лысенко В.Г. Лекция “Dignāga and His Critique of the Nyāya Pramāṇavāda: A Study of the Theory of Perception (Pratyakṣa)”. International school for Sree Sankaracharya studies (ISSS), Sree Sankaracharya University of Sanskrit, Kalady, 22 ноября 2024, онлайн.
- Рубец М.В.Занятия по курсу «Китайский язык для специальных / научно-технических / общепрофессиональных целей» (бакалавриат, очная форма обучения, 1–4 курс, магистратура 1 курс, Департамент иностранных языков, МФТИ)
- Рубец М.В. Занятия по курсу «Китайский язык (спецкурс)» (бакалавриат, очная форма обучения, 4 курс, факультет востоковедения и социально-коммуникативных наук, РГГУ)
- Рубец М.В. Занятия по курсу «Теория и практика перевода / Китайский язык» (бакалавриат, очная форма обучения, 4 курс, факультет востоковедения и социально-коммуникативных наук, РГГУ)
- Рубец М.В. Занятия по курсу «Основной восточный язык (китайский)» (магистратура, очная форма обучения, 1 курс, восточный факультет, ГАУГН)
- Рыков С.Ю. Лекции и семинары по курсу «Древнекитайская протологика и гносеология» (бакалавриат, очная форма обучения, 4 курс, философский факультет, китаисты, РГГУ);
- Рыков С.Ю. Лекции по курсу «Философия Древнего Китая» (бакалавриат, заочная форма обучения, 2 курс, философский факультет, общий профиль, РГГУ);
- Рыков С.Ю. Лекции и семинары по курсу «Философия Древнего Китая» (бакалавриат, очная форма обучения, 1 курс, философский факультет, общий профиль, РГГУ);
- Рыков С.Ю. Лекции и семинары по курсу «История китайской философии» (бакалавриат, очная форма обучения, 1–2 курсы, философский факультет, китаисты, РГГУ);
- Рыков С.Ю. Семинары по древнекитайской философии в рамках курса М.Т. Степанянц «Введение в историю восточных философий» (бакалавриат, очная форма обучения, 3 курс, философский факультет, ГАУГН).
- Рыков С.Ю. Лекции по древнекитайской философии (аспиранты, 1 год, Институт философии РАН).
- Степанянц М.Т. Зав. Кафедра философской и политической мысли Востока философского факультета ГАУГН.
- Степанянц М.Т. Курс лекций «Введение в историю восточных философий» (бакалавриат, очная форма обучения, 3 курс, философский факультет, ГАУГН).
- Титлин Л.И. Авторский блок по индийской философии в рамках курса лекций М.Т. Степанянц «Введение в историю восточных философий» (бакалавриат, очная форма обучения, 3 курс, философский факультет, ГАУГН).
6. Информация о международном научном сотрудничестве:
-
монографии, главы в коллективных монографиях, подготовленные совместно с зарубежными учеными и (или) изданные зарубежными издательствами:
- Lysenko V., présentation, traduction et commentaire par: Śrīdhara. L’Arbre en fleur de la Logique // Illusion et réalité, ordre du monde et liberation. Textes clés de philosophie indienne / Édité par Marc Ballanfat. Paris: Vrin – Textes clés, 2024. ISBN 978-2-7116-3136-0. P. 315–354
- Stepanyants M.T. History of Philosophy as an Insightful Reading // The History of Philosophy as Philosophy: The Russian Vocation of Nelly V. Motroshilova / Ed. by Marina F. Bykova. Leiden/Boston: Brill, 2024. ISBN XXXXXX. P. XXX–XXX (Электронная версия ожидается).
-
сотрудники сектора, командированные за рубеж:
- Белимова В.С. Командировка в Катманду (Непал) на Вторую международную конференцию «Сознание животных» по приглашению Фонда содействия развитию в обществе гуманного и ответственного отношения к животным «Кошка ветра», с 2 по 10 мая 2024.
- Белимова В.С. Командировка во Францию для прохождения стажировки в качестве стипендиата программы ATLAS, проводимой Фондом «Дом наук о человеке» при поддержке Министерства высшего образования и научных исследований Франции, с 15 сентября по 15 декабря 2024.
- Лысенко В.Г. Командировка в Катманду (Непал) на Вторую международную конференцию «Сознание животных» по приглашению Фонда содействия развитию в обществе гуманного и ответственного отношения к животным «Кошка ветра», с 2 по 10 мая 2024.
- сотрудники сектора, работавшие не менее 2 месяцев по приглашению в зарубежных научных организациях:
- Белимова В.С. Лауреат программы ATLAS, проводимой Фондом «Дом наук о человеке» при поддержке Министерства высшего образования и научных исследований Франции, с 15 сентября по 15 декабря 2024. В рамках стажировки осуществляется сбор материалов и подготовка статьи на тему «Межкультурная философия во Франции: Поль Массон-Урсель как межкультурный философ», работа с рукописными документами в архивах College de France, Bibliothèque littéraire Jacques Doucet и др. библиотеках по мегатеме «Многообразие философско-мировоззренческих систем и национальное самосознание в эпоху глобализирующегося человечества».
-
сотрудники сектора, участвующие на постоянной основе в деятельности международных научно-технических организаций в качестве их руководителей или членов:
- Лысенко В.Г. Зав. Кафедры ЮНЕСКО «Философия в диалоге культур», член международной сетевой системы кафедр UNITWIN.
7. Информация о присужденных медалях и премиях:
- Рубец М.В. Благодарность Правительства Москвы Департамента образования и науки города Москвы за результативную работу в системе высшего профессионального образования, значительный вклад в подготовку квалифицированных кадров для учреждений и организаций города Москвы, 10 июня 2024.
- Степанянц М.Т. Евразийская философская премия в номинации «За работы в области философской компаративистики». Первый Евразийский философский конгресс, 16–17 февраля 2024.
- Степанянц М.Т. Юбилейная медаль «300 лет Российской Академии наук» за подписью Президента Академии РАН Г.Я. Красикова, февраль 2024.
8. Сведения о повышении квалификации и профессиональной подготовки:
- Белимова В.С. Курс по философии буддизма традиции университета Наланды “Nalanda Diploma Course Batch 4” (2023–2024), Индия (онлайн).
9. Информация об экспертной деятельности:
-
список членов редколлегий российских журналов:
- Лысенко В.Г. Член редколлегий российских журналов «Ориенталистика», Института востоковедения РАН, «История философии», «Института философии РАН.
- Степанянц М.Т. Зам главного редактора «Вестник РУДН. Философия» (Scopus, РИНЦ, ВАК, Google Scholar, Ulrich's).
- Степанянц М.Т. Член редакционного совета журналов: «Историко-философский журнал» (Институт философии РАН), «Электронная философская энциклопедия» (Институт философии РАН), «Проблемы цивилизационного развития» (Институт философии РАН).
- Степанянц М.Т. Член редакционного совета Серии: «Возрождение и обновление». М.: ИД «Медина».
-
список экспертов РФФИ, РНФ, Минобрнауки и др.:
- Лысенко В.Г. Эксперт РНФ.
- Лысенко В.Г. Эксперт Фонда содействия буддийскому образованию и исследованиям https://buddhistfund.ru/.
- Степанянц М.Т. Член Экспертной комиссии по присуждению Премии РАН им. Г.В. Плеханова.
-
перечень рецензий и отзывов:
- Карелова Л.Б. Рецензия на книгу: Федорова Ю.Е. Странствие в познании. Опыт философского прочтения поэмы Фарид ад-Дина Аттара «Язык птиц». М.: Садра, 2023, представленную на конкурс «Лучшая книга ИФ РАН 2021-2023 гг.
- Кочеров О.С. Рецензия на магистерскую диссертацию: Мариненко В.И. Цифровая дипломатия как перспективный инструмент внешней политики в странах Азии (на примере Китая и Индии) (магистратура, специальность 41.04.04 «Политология», направленность (профиль) «Глобальная политика», ГАУГН, Москва, 2024).
- Кочеров О.С. Рецензия на рукопись статьи: «Неоконфуцианство: согласованность и преемственность между учениями Чжу Си и Ван Янмина» (Вестник Московского университета. Серия 7. Философия).
- Лысенко В.Г. Рецензия на рукопись статьи: «Искусство как возвышенное и небесное в шумеро-аккадской культуре» (Asiatica. Труды по философии и культуре Востока).
- Лысенко В.Г. Рецензия на рукопись статьи: «Понятие кармы в мадхьямаке» («Человек»).
- Лысенко В.Г. Рецензия на рукопись статьи: “Un-Binding the Umwelt: The differential contributions of the five Classical Senses can be understood through Hindu Tantra” (Biosemiotics).
- Лысенко В.Г. Рецензия на рукопись статьи: “Contrasting Approach to Philosophies of Language: A Comparative Study of Ādi Śaṅkarācārya and Jacques Derrida’s Concept of Language” (Language Sciences).
- Рыков С.Ю. Рецензия на рукопись статьи: «Кан Ювэй, освоение политического пространства Запада и понятие свободы (трактат “Спасение Родины через материальное”)» (Журнал «Шаги / Steps»).
- Рыков С.Ю. Рецензия на рукопись статьи: «“Ши цзин” и генезис древнекитайской философии: концепция М. Хантера» (Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке).
- Рыков С.Ю. Рецензия на рукопись статьи: «The practical guidance of Confucian philosophy» (Философский журнал).
- Рыков С.Ю. Рецензия на рукопись статьи: «О влиянии неоконфуцианства на китайскую “эстетику жизни”» (Вестник Московского университета. Серия 7. Философия).
- Степанянц М.Т. Титульный рецензент книги: Наср Хамид Абу Зайд. Реформация исламской мысли: историко-критический анализ / Под общ. ред. Д.В. Мухетдинова; Московский исламский ин-т. М.: ИД «Медина», 2024. 208 с.
10. Список выступлений сотрудников сектора в СМИ (радио, газеты, журналы, телевидение), иная популяризаторская деятельность:
- Лысенко В.Г. Интервью. Видеообзор 1-го номера 2024 г. журнала «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия» на YouTube, 10 мая 2024 (https://youtu.be/q71OTPHYmRc?si=8-wO5IPFbrS7qx5f).
- Лысенко В.Г. Интервью о секте Агхори «Путь агхоры. Как радикальные индийские шиваиты выходят из сансары путем абсолютной свободы». Журнал «Нож», 24 мая 2024 (https://knife.media/aghora-longread/).
- Титлин Л.И. Выступление с репликами относительно того, как исследования санскритских лексем могут помочь пониманию русского фольклора. РЕН ТВ, 28 апреля 2024 (https://ren.tv/project/legendy-i-mify/1214375-legendy-i-mify-upyri-i-vampiry-28-04-2024).
11. Информация об аспирантах, диссертациях:
-
научное руководство работой аспирантов, соискателей, стажеров:
- Лысенко В.Г., науч. руководство: Васильев С.А. Эволюция и роль идеологии хиндутвы в политических процессах в Индии XX‑XXI вв. (аспирант 3-го года обучения, сектор истории политической философии, ИФ РАН).
- Лысенко В.Г., науч. руководство: Лобанов С.В. Две парадигмы монизма в индийской философии: адвайта Шанкары и пара-адвайта Абхинавагупты (на примере комментариев к “Бхагавадгите”) (соискатель 2-го года обучения, сектор восточных философий, ИФ РАН).
- Рыков С.Ю., науч. руководство: Зайцев П.А. Бостонские конфуцианцы в контексте межкультурной философии (очная аспирантура, Институт философии РАН).
|