Институт Философии
Российской Академии Наук




  Основные научные результаты
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философских проблем творчества » Сотрудники » Моркина Юлия Сергеевна » Основные научные результаты

Основные научные результаты

Показано, что поэтическое творчество представляет собой один из самых древних, изначальных способов мышления, категоризации и освоения мира человеком. Метафоризация проанализирована как один из основных способов схватывания человеком признаков предметов и явлений мира, когнитивный акт, лежащий в основе именования и концептуализации действительности.

Рассмотрены такие актуальные для исследователя сознания понятия, как мысль и мышление, а также роль метафоры в конституировании содержаний сознания. Сделаны выводы о возможности существования пре-вербальных до-концептуальных смыслов и о возможности их поднятия до артикулированного уровня. Положения о роли метафоры и метафоризации в познании, в том числе поэтическом как обладающем особой достоверностью, получили новый ракурс рассмотрения в связи с идеями М. Натансона и С. Кроуэлла.

Продолжено исследование эпистемологии поэтической реальности. Рассмотрены проблемы когнитивной поэтики. Показано, что объектом освоения (аналог научного исследования) в поэтическом произведении является целостный мир, не подразделяемый на объективную и субъективную реальность. Предметом выступают феномены сознания, порождение ими поэтических смыслов, создающих «модель мира» (Ю.М. Лотман). Показано типологическое сходство научных идеализаций и поэтических типизаций. Рассмотрены теоретико-познавательные функции метафоры и метафоризации – как в поэзии, так и в науке. Показано, как функционирует метафора в качестве познавательного средства. Произведено сравнение роли апперцепции и воображения в научном и поэтическом творчестве.

Исследованы смыслопорождающие механизмы поэтической креативной деятельности человека и проведено сравнение теоретико-познавательных функций поэтического и научного творчества. Показано, что художественный образ обладает рядом типологических черт, присущим идеальным объектам науки. Продемонстрировано, что такая элементарная форма поэзии, какой является слово естественного языка по А.А. Потебне, гносеологически нагружено и позволяет познавать называемые этим словом объекты с вычленением их основных признаков. Также раскрыто теоретико-познавательное содержание сложных поэтических произведений, какими являются созданные авторами стихотворения, занимающие свое место в онтологии социального мира.

Показано, что, являясь «моделями мира», поэтические произведения выполняют когнитивную функцию, давая читателю знания как о социальной ситуации в стране, так и о реалиях внутренней жизни человека. С изменением социальной ситуации, для читателей стихотворения происходит смысловой сдвиг: часть смыслов стихотворения безвозвратно уходит в прошлое, часть же смыслов начинают выступать более ярко. С рефлексивным взглядом на прошлое, читатель приобретает ряд «вечных» смыслов произведения, относящихся к человеческой экзистенции в любом времени и любом обществе.


Другие результаты:

Исследовано отношение сознания интерпретатора к художественному произведению. При этом наряду с понятием «жизненного мира», которое было введено Э. Гуссерлем, рассмотрены понятия «художественного мира» и «поэтического мира» как частей целостного человеческого мира. Проведен компаративный анализ данных понятий с использованием феноменологических методов. Было показано, что проблема создания и восприятия-интерпретации художественных произведений может анализироваться в терминах множественности миров: сознание интерпретатора художественных произведений имеет дело, как с собственным жизненным миром повседневности, так и со всеми мирами каждого художественного произведения, каждого автора, каждого вида искусства. Показано, что такие множественные миры имеют между собой иерархические соподчинения. Также выявлено, что художественные средства, которыми пользовался автор при создании произведения, для сознания интерпретатора становятся аттракторами, направляющими собственную деятельность этого сознания. Сознание автора или интерпретатора не просто пребывает, но действует в поэтическом мире, его действие с поэтическими смыслами есть действие мысли. Был проанализирован феномен конституирования художественных миров сознанием и дана краткая классификация интерпретаторов по степени вовлеченности в творческое состояние, состояние со-творчества с авторами. Было показано, что сознание реализует свое пребывание в художественном мире как особую практику и развивает в процессе этого пребывания определенные навыки действия в нем, заключающиеся в творении новых смыслов.

(Ю. С. Моркина. Миры художественных произведений: феноменология интерпретации // Философия творчества: когнитивные и социокультурные измерения / Под редакцией Н.М. Смирновой, А.С. Майданова. – М.: ИИнтелл, 2016. С. 235–255. (ISBN 978-5-98956-014-1))

Проанализировано понятие поэтического произведения как сложной системы смыслов, возникающих в потоке сознания автора произведения, а также читателя-интерпретатора. Проанализированы такие феномены, связанные с поэтическим творчеством, как лирический герой, поэтический герой и поэтический образ. Показано, что поэтический образ – особый феномен, отдельно стоящий среди всех прочих феноменов сознания, определяемых как человеческой культурой, так и личностной индивидуальной жизнью человека, его «биографической ситуацией» (термин А. Шюца). При этом в качестве феномена поэтический образ конституируется во времени написания автором и во времени прочтения читателем поэтического произведения. Продемонстрировано, что поэтическому образу как особому феномену сознания присуща особая достоверность, отличная от достоверности прочих феноменов: это достоверность отображения душевных состояний, как автора, так и интерпретатора поэтического образа. Показано, что в процесс своего конституирования-становления поэтический образ вовлекает определенные способности личности. Кроме дара эмоционального реагирования, он захватывает способность творческого сознания к воображению. Было также показано, что поэтический герой, как и лирический, конституируется в сознании читателя-интерпретатора как Другой ему и для этого конституирования верно все то, что Гуссерль писал о конституировании Другого.

(Ю. С. Моркина. Глава 3. Культурная онтология поэтической реальности // Н.М. Смирнова, А.А. Горелов, Ю.С. Моркина. Творчество, смысл, интерпретация. М.: ИФ РАН, 2016. С. 99-133. Тираж 500 экз. ISBN 978-5-9540-0307-9).

Проанализировано противостояние позиций социального конструктивизма и научного реализма в философском дискурсе, касающемся изучения науки и научного знания. Позиции сторонников социологического поворота в науковедении (Д. Блур, Б. Латур, С. Вулгар) показаны в противостоянии классической эпистемологии, социологии знания (К. Мангейм) и социологии науки (P. Мертон). Данное противостояние показано как философская коммуникация, имеющая своим предметом науку и научное знание. Разработана методология моделирования философского дискурса, проводимого с учетом ценностных и философских предпочтений участников дискурса. Проанализировано влияние трудов О. Шпенглера на современные концепции научного знания (Д. Блур). «Сильная программа» Д. Блура рассматривается как направление неклассической (социальной) эпистемологии, в котором пересматриваются традиционные для классической эпистемологии понятия истины и знания.

Впервые предпринята попытка моделирования противостояния философских направлений (имеющих общий предмет и неравных по «возрасту»). Проанализировано, как в эту умозрительную модель вписываются реальные концепции социальных эпистемологов как эмпирических индивидов. (Моркина Ю.С. Моделирование в исследовании дискурса о научном знании (Социальная эпистемология как неклассическая // Философский журнал. 2011.  

Также показан философский смысл социального конструктивизма как «двойного эпохé», при котором «заключаются в скобки» внешний человечеству мир природы и внутренний мир человеческого сознания. Среди предпосылок рассуждений социльных констуктивистов (Д. Блура, Б. Латура и С. Вулгара, К. Кнорр-Цетины, Х. Лонжино и других) о социальности знания – две вечные философские проблемы: одна связана с существованием, онтологическим и гносеологическим статусом внешнего мира, другая – с существованием, онтологическим и гносеологическим статусом внутреннего мира.

Рассмотрено поэтическое творчество как частный пример творчества. Акт поэтического творчества представлен как акт со-творения смыслов автором эмпирическим и читателем. Этот акт со-творчества обеспечивает как основу для интерсубъективности, так и разрыв между смыслами, вкладываемыми в произведение автором эмпирическим, и смыслами, которые может извлечь из произведения читатель. Показывается, что при всей бесконечности числа смыслов, которые может извлечь читатель из произведения в акте со-творчества, этим смыслам присущи признаки знания.

Продемонстрирована универсальность понятия сложности и его применимость к идеальным системам. Показано, что понимание сложности может быть расширено за счет признания феномена сложности во времени, присущей идеальным системам, в отличие от материальных, сложность которых – пространственна. (Моркина Ю.С. Сложность в поэтическом творчестве // Вопросы философии. 2012. №6. C. 39-49.)

Показана роль трансцендентального воображения в конституировании понятий, в том числе философских, и с помощью теории сложных систем раскрыты механизмы работы трансцендентального воображения. (Моркина Ю.С. Роль воображения в философии: эмпирическое и трансцендентальное // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии. М.: ИФ РАН, 2013. С. 137-142. (ISBN 978-5-9540-0242-3))

Разработано понятие антропокосма – человекоразмерного мира, конституированного познающим субъектом в процессе познания, и показана связь антропокосма с мезокосмом (миром, к которому биологический человек эволюционно приспособлен) (Моркина Ю.С. Мезокосм и антропокосм: когнитивный, онтологический, эстетический аспекты // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. №9. С. 282-290. (ВАК, РИНЦ, http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/2013_9.pdf)