Институт Философии
Российской Академии Наук




  Филипенок Станислава Андреевна
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философских проблем творчества » Сотрудники » Филипенок Станислава Андреевна

Филипенок Станислава Андреевна

 

 

 

 Researcher ID: U-8952-2018

ORCID iD icon https://orcid.org/0000-0002-6674-5916

РИНЦ

Образование

 

Высшее, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет -

– 2009  г.;


Аспирантура Института философии РАН – 2013 г.

 

Ученые степени

 

Кандидат философских наук. Кандидатская диссертация «Личностное знание как проблема эпистемологии» защищена в Институте философии РАН в 2013 году.

 

Область научных интересов


Философия творчества, теория познания, философская антропология, философия сознания, когнитивные науки

Профессиональная деятельность

C 2016 по 2019 г. – младший научный сотрудник ИФ РАН.

С 2019 г. по настоящее время – научный сотрудник ИФ РАН.

 

 

Научно-организационная работа

  • С 2016 г. по настоящее время – ученый секретарь сектора философских проблем творчества Института философии РАН.

  • С 2014 г. по настоящее время – ученый секретарь общеинститутского теоретического семинара «Философские проблемы творчества».

  • C 2016 г. по настоящее время – ученый секретарь ежегодного коллективного труда «Философия творчества»
  • 2013-2015 гг. –  технический секретарь проекта № 13-03-00122а РГНФ «Феноменология смысла: когнитивный анализ»;

  • 2014 г. – технический редактор коллективного сборника «Опыт и смысл», М.: ИФ РАН, 2014;

  • 2013 г. – технический редактор коллективной монографии «Интерсубъективность в науке и философии» (ред. Н.М. Смирнова), М., 2014.

 

Членство в научных 
обществах

  •  Российское философское общество;
  • Совет молодых ученых Института философии РАН.
  

Научные публикации

Монографии

  • Горелов А.А., Филипенок С.А., Ярославцева Е.И. Творчество, человек, наука. М.: ИФ РАН, 2018. – 101 с.

 

Научные статьи


2023 г.

  • Филипенок С.А. Неявное знание в цифровой гуманитаристике // Вопросы философии. 2023. № 9. С. 103–113. DOI: 10.21146/0042-8744-2023-9-103-113

2022 г.

  • Филипенок С.А. Взаимосвязь истории науки, логики науки и психологии научного творчества: анализ концепции Б.М. Кедрова // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 8, 2022: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2022. С. 219–228.
  • Филипенок С.А. Научное творчество как целостный процесс: анализ концепции А.С. Майданова // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 8: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред. Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2022. С. 54–60.


2021 г.

  • Филипенок С.А. Два способа самосознания в структуре сознания // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 61. С. 21–28. DOI: 10.17223/1998863Х/61/3.
  • Филипенок С.А. Неявное самосознание как фактор творческой деятельности // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М. Голос, 2021. С. 208–221.
  • Филипенок С.А. Формирование смысловых структур в индивидуальном сознании как основа творчества (анализ концепции М. Полани) // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 7, 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2021. С. 320325.
  • Филипенок С.А. Самосознание и творчество // Восьмой Российский Философский Конгресс – «Философия в полицентричном мире». Секции (II). Сборник научных статей. М.: РФО – ИФРАН – МГУ. Издательство «Логос», ООО «Новые печатные технологии» (Москва), 2020. С. 2621–2623. [Электронный ресурс] URL: https://iphras.ru/uplfile/zinaida/ROOTED/root/congress/sektsii_rfk_chastw_2.pdf
  • Филипенок С.А. Теоретический семинар «Философские проблемы творчества» (2017‑2021 гг.) // Вестник РФО. 2021. Вып. 1-2 (95-96). С. 247–254. URL: https://rfo1971.ru/svezhiy-vyipusk/

2019 г.

  • Филипенок С.А. Формирование смыслового гештальта как творческий процесс // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 5, 2019: Смысловые измерения социокультурных пространств творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2019. С. 62–72.
  • Филипенок С.А. Рец. на кн.: Моркина Ю.С. Поэтическое творчество: философский анализ. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017 // Философия науки и техники. 2019. Т. 24. № 1. С. 159–167. DOI: 10.21146/2413-9084-2019-24-1-159-167.

2017 г.

  • Филипенок С.А. Формирование личностных смыслов как основа творчества // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 3, 2017: Творчество и жизненный мир человека / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. С. 238-254;
  • Филипенок С.А. Антропологический дискурс как отражение культуры // Социальная антропология: интеграция наук: сб. науч. ст. по итогам Международ. науч. конф. (12 окт. 2017 г.). М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2017. С. 159-163.
  • Смирнова Н.М., Филипенок С.А. Теоретические семинары сектора философских проблем творчества // Вестн. Рос. филос. о-ва. 2017. № 1(81). С. 36–39 (обзор).

2016 г.

  • Филипенок С.А. Личностное знание как фактор научного творчества // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 2: Когнитивные и социокультурные измерения / Под ред. Н.М. Смирновой, А.С. Майданова. М.: ИИнтелл, 2016. С. 196-204. 500 экз. ISBN 978-5-98956-014-1;
  • Филипенок С.А. Сложность личностного опыта // Инновационная сложность / Отв. ред. Е.Н. Князева. СПб.: Алетейя, 2016. С. 333-354. 500 экз. ISBN 978-5-906823-11-3.2015 г.

2015 г.

  • Филипенок С.А. Личностное знание и творчество // Философия творчества. Материалы Первой научной конференции, 8-9 апреля. ИФ РАН. М.: ИИнтелл, 2015. С. 327-334.

2014 г.

  • Филипенок С.А. Трансформация личностного опыта как эволюционный процесс // Философские проблемы биологии и медицины. Вып. 8: Технологии и трансформации: сборник статей. М., 2014. С. 246-249. 

2013 г.

  • Филиленок С.А. Концепция личностного знания М. Полани в свете актуальных философских проблем: новые эпистемологические подходы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. № 5 (133). С. 92-98. (ВАК).
  • Филипенок С.А. Личностный опыт в творческом процессе. Эпистемологический анализ // Эпистемология креативности. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. С. 272-288.

2012 г.

  • Филиленок С.А. Личностное знание и личностный опыт в процессе самосознания // Философия и культура. 2012. № 11 (59). С. 109-119. (ВАК).
  • Филипенок С.А. Представления о личностном знании в концепции Ж. Пиаже // Эволюционная эпистемология: современные дискуссии и тенденции. М.: ИФ РАН, 2012. С. 137-151.

2011 г.

  • Филипенок С.А. Перестройка личностного опыта в процессе творчества // Творчество: эпистемологический анализ. М.: ИФ РАН, 2011. С. 113-123.

Переводы:


2022 г. 

  • Филипенок С.А. Пер. с англ. с коммент.Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. Ч. 4: Познание и бытие. Гл. 12: Познающая жизнь (1–2) // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 8: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред. Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2022. С. 326–343.
2020 г.
  • Филипенок С.А. Пер. с англ., предисловие к пер., заключение: Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. Ч. 4: Познание и бытие. Гл. 11: Логика достижений (5-7) // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 6, 2020: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2020. С. 282–311.

2018 г.

  • Филипенок С.А. Пер. с англ., предисловие к пер., заключение: Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. Ч. 4: Познание и бытие. Гл. 11: Логика достижений (1-4) // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 4, 2018: Лики творчества в многообразии социокультурных практик  / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2018. С. 402–416.

 

Поддержанные проекты


 

  • «Новейшие тенденции развития наук о человеке и обществе в контексте процесса цифровизации и новых социальных угроз: междисциплинарный подход» (2020-2022 гг., соглашение № 075-15-2020-798), коллективный – исполнитель.
  • «Феноменология смысла: когнитивный анализ» (2013-2015 гг., РГНФ №13-03-00122а), коллективный - исполнитель.
  • «Инновационная сложность: методологические, когнитивные и социальные аспекты» (2011-2013 гг., РГНФ-БРФФИ № 11-23-01005 "а(м)"), коллективный - исполнитель.

Участие в научных мероприятиях

  • Международная конференция «Третьи Степинские чтения. Перспективы философии науки в современную эпоху». Москва, Институт философии РАН, 20–21 июня 2023 г.
  • III Российский эстетический конгресс. Владимир, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, 1820 мая 2023 года.
  • Круглый стол «Субъектность творчества: к истокам творческого смыслополагания» (27-ое заседание теоретического семинара «Философские проблемы творчества»). Москва, Институт философии РАН, 25 апреля 2023 года.
  • VIII Российский философский конгресс «Философия в полицентричном мире. К 100-летию со дня рождения А.А. Зиновьева». Москва, 2628 мая 2022 года.
  • Круглый стол «Памяти Анатолия Степановича Майданова» (24-ое заседание теоретического семинара «Философские проблемы творчества»). Москва, Институт философии РАН, 4 апреля 2022 года.
  • Международная конференция «Вторые Степинские чтения. Рациональность в цифровую эпоху». Москва, Институт философии РАН, 9–10 ноября 2021 года.
  • Круглый стол «Теории творчества: единство в многообразии» (23-ое заседание теоретического семинара «Философские проблемы творчества»). Москва, Институт философии РАН, 12 апреля 2021 года.
  • II Всероссийская Междисциплинарная Конференция «Философия творчества». Москва, Институт философии РАН, 11 апреля 2019 года.
  • Международная научная конференция «Социальная антропология: интеграция наук». Москва, 12 октября 2017 года.
  • Научно-практическая конференция «Философские проблемы творчества». Москва, Институт философии РАН, 8-9 апреля 2015 года.
  • 5-ая Ежегодная научно-практическая конференция «Философские проблемы биологии и медицины: Нормативное и дескриптивное». Москва, 26-27 октября 2011 года.
  • XVIII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2011». Москва, 11-15 апреля 2011 года.
  • Международная научная конференция «Человек – объект и субъект глобальных процессов». Санкт-Петербург, 19-21 ноября 2009 года.
  • Международный научный конгресс «Глобалистика-2009: пути выхода из глобального кризиса и модели нового мироустройства». Москва, 20-23 мая 2009 года.

Общественно-научная деятельность

  • XI Всероссийский съезд Советов молодых ученых и студенческих научных сообществ. Нижний Новгород, 2124 июня 2023 г.
Основные научные результаты

  В своих исследованиях проводила анализ понятия личностного знания в свете современных эпистемологических подходов: теоретико-системного и нелинейно-динамического, эволюционно-эпистемологического, конструктивистского, телесного и ситуационного. В отличие от концепции М. Полани и ее традиционных трактовок, личностное знание понимается более широко. В его сферу включается не только неявное знание, но и знание рациональное, артикулированное. Подобные представления о личностном знании позволяют описать познание как целостный процесс, регулируемый множеством факторов. Утверждается, что личностное знание является отдельным видом знания, в основе которого лежит непосредственно переживаемый субъектом личностный опыт. Особое внимание уделено проблеме соотношения различных видов и уровней знания в структуре личностного знания (индивидуального и универсального, субъективного и объективного, рационального и внерационального и т.д.). Полученные в ходе исследования общие выводы о природе личностного знания использованы при изучении механизмов формирования и развития когнитивных структур в фило- и онтогенезе человека и при решении проблемы самосознания.

   Показана роль личностного знания и личностных смыслов в творчестве. Обоснован вывод, что всякое индивидуальное творчество предполагает активную конструктивную деятельность субъекта, заключающуюся в объединении отдельных компонентов личностного опыта в новый смысловой гештальт. На основе анализа разработок концепции микрогенеза (Хайнц Вернер, Фридрих Сандер) описаны когнитивные механизмы, регулирующие процесс формирования смысловых структур в процессе восприятия. Получен вывод, что и в элементарные акты восприятия вовлечен творческий потенциал познающей личности, ее способность категоризировать внутренний опыт, порождать новые смысловые структуры в сознании.

   Личностное творчество представлено как процесс модификации "интепретативной схемы", посредством которой индивид познает себя и окружающий мир. Установлено, что трансформация когнитивных структур, сопровождающая всю жизнь человека, обеспечивает единство самосозидания, направленного на самого субъекта, и его творческой деятельности, продуктом которой являются артефакты культуры. 

 Впервые предложенная М. Полани модель, предполагающая взаимодействие фокусного и периферического способов осознания объектов, была применена к феномену самосознания. Обосновано, что наряду с фокусным, явным самосознанием существует краевое, до-концептуальное самосознание. Этот вид самосознания подразумевает данное на периферии сознания осознание себя как субъекта познания, носителя определенных когнитивных установок, выступающих непременным условием всякой познавательной деятельности. На основе анализа результатов, полученных в рамках психологии развития, установлено, что уже в первые месяцы жизни человека освоение окружающей действительности неразрывно связано с самосознанием, с обработкой проприоцептивной информации. В ходе исследования разработок М. Жаннерода показано, что телесное самосознание всегда соотносится с субъективной моделью собственных действий, с поставленными целями и чувственными данными, поступающими от внутренних органов. Проведен анализ понятия дорефлексивного самосознания (‘pre-reflective’ self-consciousness), предложенного специалистами в области современной феноменологии. Обоснован вывод, что для осмысления роли Я и неявного самосознания в познавательной и творческой деятельности необходимо обязательно учитывать уникальное содержание личностного опыта. Раскрыт парадоксальный характер краевого самосознания: оно проявляет себя через познание окружающей действительности, которое направлено не на самого субъекта, а на явления за пределами его самости. Рассмотрена роль самосознания, прежде всего краевого самосознания, в творческой деятельности. Показано, что являющаяся основой самосознания проприоцептивная информация в то же время предстает в качестве неустранимого фонового знания в процессе познания и преобразования реальности.

  Было показано, что человеческая телесность определяет специфику неявного знания, которым обладает естественный интеллект – в отличие от искусственного. Телесный опыт наделяет человека творческим потенциалом, которого лишены технические устройства. Установлено, что компьютер не может иметь ту же материальную основу, которой обладает человек как биологический организм. Это накладывает ограничения на когнитивные возможности искусственного интеллекта. Объективация неявных компонентов телесного опыта в языке является важным условием творчества и познания. Применение человеком естественного языка отличается от обработки знаковых систем искусственным интеллектом тем, что естественный язык оказывается осмысленным именно в контексте субъективного опыта. О процессе трансформации знаковых структур, совершаемом компьютером, корректнее говорить как об обработке информации, а не продуцировании знания. Предоставляемая искусственным интеллектом информация становится знанием в результате интерпретации, наделения ее человеческим смыслом. В отличие от цифровых устройств, человеческий интеллект является аналоговым по своему характеру, так как в нем находит выражение непрерывный поток сознания, непрекращающийся процесс преобразования субъективных смыслов. Подход 4E-Cognition позволил установить, в чем заключается специфика искусственного интеллекта по отношению к естественному и какие когнитивные ограничения имеют познавательные возможности AI. Показано, что к искусственному интеллекту лишь отчасти применимы характеристики, описанные в рамках данного подхода.

  E-mail

Stanafil@mail.ru