Институт Философии
Российской Академии Наук




  Бескова Ирина Александровна
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философских проблем творчества » Сотрудники » Бескова Ирина Александровна

Бескова Ирина Александровна

 

Год и место рождения

 

1954, г. Тбилиси.

 

 

Образование

 

Высшее. г. Москва, МГУ им. Ломоносова, 1976 г. 

 

 

Ученые степени

  • Кандидат философских наук, 1980, МГУ им. Ломоносова;
  • Доктор философских наук, 1993, Институт философии РАН.

 

ResearcherID:N-3719-2018


ORCID iD icon  https://orcid.org/0000-0001-5542-9873

 

Scopus Author ID: 56298407300


РИНЦ

 

Сфера научных
интересов

Эволюционная эпистемология, проблемы языка, творчества, сознания, эпистемология телесности.

 

Профессиональная
деятельность

Работает в Институте философии с 1980 г., в настоящее время ведущий научный сотрудник сектора философских прблем творчества.

 

научно-организационная активность

  • Соредактор коллективного труда (Ежегодника) «Философия творчества» М.: ИИнтеЛЛ, 2017, 2018, 2019гг.
  • Редактор коллективной монографии «Телесность как эпистемологический феномен». М.: ИФРАН, 2009. –  232 с.

 

Научные публикации

Монографии: 

  • Бескова И.А. Язык смысл, творчество. М.: ИФРАН, 2015. – 141 с. (В соавторстве со Смирновой Н.М. и Майдановым А.С.);
  • Бескова И.А. Природа и образы телесности. М.: Прогресс-Традиция, 2011. – 456 с. (В соавторстве с Князевой Е.Н. и Бесковой Д.А.);
  • Бескова И.А. Феномен сознания. М.: Прогресс-Традиция, 2010. – 366 с. (В соавторстве с Меркуловым И.П. и Герасимовой И.А.);
  • Бескова И.А. Природа сновидений (эпистемологический анализ). М.: ИФРАН, 2005. – 239 с.
  • Бескова И.А. Эволюция и сознание: Новый взгляд. М.: Индрик, 2002. – 256 с.
  • Бескова И.А. Эволюция и сознание (когнитивно-символический анализ). М.: ИФРАН, 2001.
  • Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М.: ИФРАН, 1993.

 

Статьи в коллективных трудах и профильных изданиях (2015-2022 гг.):

  • Бескова И.А. Творчество как эффект трансформации миропонимания / Когнитивистика, матетика и культура: опыт применения трансдисциплинарной образовательной технологии: учебно-методическое пособие / кол. авторов. — Москва: РУСАЙНС, 2022. – 270 с. С. 152–156.
  • Бескова И.А. Природа интуитивности: истоки и проявления // Философия творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2021. С. 36–93.
  • Бескова И.А. Минделловская концепция творчества // Философия творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2021. С. 262–286.
  • Бескова И.А. Некоторые концепты теории творчества Э. Минделл // Философия творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2021. С. 368–374.
  • Бескова И.А. Идея как агрегатор «мягких» смыслообразующих динамик в творчестве // Восьмой Российский Философский Конгресс – «Философия в полицентричном мире». Сборник научных статей. (Часть II). М.: РФО - ИФРАН - МГУ. Издательство “Логос”, 2020. C. 2523–2525.
  • Бескова И.А Философия творчества в истолковании феномена междисциплинарности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 5-1 (44), 2020. С. 110–120. DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10462. ISSN 2409-8728.
  • Бескова И.А Что исследование культуры может дать исследователю творчества // Философия творчества. Ежегодник. 2020. Вып. 6: Философско-методологический анализ творческих процессов. Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос. 2020. С. 27–98. 300 экз. ISBN 978-5-91932-016-6
  • Бескова И.А. Самотрансформация личности в творческом процессе // Человек. 2019. № 3. С. 50–60. ISSN 0236-2007. DOI 10.31857/S023620070005379-3.
  • Бескова И.А. Философия творчества и наука: грани взаимодействия // Международный журнал гуманитарных и естественных наук / International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. № 10-1 (37). С. 185–197. ISSN 2500-1000 (Print); ISSN 2500-1086 (Online). DOI 10.24411/2500-1000-2019-11633.
  • Бескова И.А. Динамика смыслов: зеркальные нейроны в механизмах творчества // Философия творчества. 5 выпуск / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова.  М.: ИИнтелл, 2019. С. 20–61.
  • Бескова И.А. Логика творческой трансформации: недуальный подход // Философская школа. 2018. № 6. – С. 48–60. ISSN 2541-7673. DOI 10.24411/2541-7673-2018-10642.
  • Бескова И.А.Логико-методологический анализ формирования я-позиции // Философская мысль. – 2018. - №2. С. 1 – 14. – 1.1 а.л. (Erih, ВАК)

  • Бескова И.А. Логика становления и реализации творческих способностей // Философия творчества. Творчество и жизненный мир человека. Вып.3 / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтелл, 2017. С. 130–168.

  • Бескова И.А. Язык творческого бессознательного // Философия творчества. Вып.2. Когнитивные и социокультурные измерения / Ред. Смирнова Н.М., Майданов А.С. Москва, ИИнтелл, 2016 –314 с. ISBN 978-5-98956-014-1 – С. 111–151. (2.6 а.л.)
  • Бескова И.А. Методология исследования когнитивной сложности // Инновационная сложность / Отв.ред. Е.Н. Князева. СПб.: Алетейя, 2016. (608 с.) С. 218–268. –2.5 а.л. 
  • Бескова И.А. Рождение новых смыслов как творческий процесс // Смирнова Н.М., Бескова И.А., Майданов А.С. Язык, смысл, творчество. М.: ИФРАН, 2015. (141 с.) С. 53–96 –2.35 а.л.
  • Бескова И.А. Природа творческого прозрения // Философия творчества. Материалы Первой научной конференции 8–9 апреля. ИФ РАН. / Ред. Смирнова Н.М., Алексеев А.Ю. М.: ИИнтелл,2015. C.
  • Бескова И.А. Динамика смыслов в когнитивном развитии человека // Психология и Психотехника. — 2015. - № 8. - С.771-786. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.8.16037)- 1.76 а.л.

смотреть другие публикации

 

Участие в научных конференциях, семинарах, конгресах
  • III Всероссийская научная конференция с международным участием «Когнитивистика и культура». Москва, 28 мая 2019 г., Московский педагогический государственный университет – доклад «Творчество как смысл научного познания».
  • Вторая общероссийская конференция «Философия творчества». Москва, 10 апреля 2019 г., Институт философии РАН; доклад «Динамика смыслов в творческом процессе».

  • Международная научная конференция «Проблемы методологии искусствоведения» - 12-14 марта 2018 г., Москва, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, - доклад «Интегрированное восприятие в акте со-творчества»:http://www.mosconsv.ru/ru/event_p.aspx?id=154471
  • Круглый стол «100-летие русской революции» - 26 октября 2017 г., Москва, Институт философии РАН, - доклад «Революционная пассионарность творчества». С тезисами доклада можно ознакомиться на сайте: http://iphras.ru/sem_creation.htm
  • Всероссийская конференция по философии творчества с международным участием 8–9 апреля 2015г., Москва, ИФРАН. Выступление с докладом «Природа творческого озарения». М., 2015, Институт философии.
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Лицо человека в науке, искусстве и практике». 2-3 октября 2014г., Москва, Московский Институт психоанализа. Пленарный доклад: «Лицо в зеркале: я, не я или не-я?».
  • 23rd World Congress of Philosophy. Athens, School of Philosophy, National & Kapodistrian University of Athens, Greece, 2013, august. Выступление с секционным докладом «The complexity of a human embodiment».
  • V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы современной когнитивной науки». Иваново, 2012. Тема: «Обыденное восприятие и восприятие обыденного: Восток - Запад».
  • Международная конференция «Философия – Детям. Диалог культур и культура диалога». Москва, МГУ, 2008. Выступление с докладом: «Идея как основа творческого обучения».
  • XIII International Congress «Logic, Methodology and Philosophy of Science». Пекин, 2007. Выступление с докладом «Consciousness as Multy Levelled Phenomenon».
  • Всероссийская конференция «Следы сновидения: сновидческое в философии, психологии, искусстве». Москва, 2007, РГГУ, Русская Антропологическая Школа. Выступление с докладом «Судьба человека и сновидческая реальность».
  • Всероссийская междисциплинарная конференция «Философия искусственного интеллекта», Москва, 2005. Выступление с докладом «Вариант прочтения интенсиональной семантики».

Организационно-проектная

деятельность (гранты)

Новейшие тенденции развития наук о человеке и обществе в контексте процесса цифровизации и новых социальных угроз: междисциплинарный подход (2020-2022 гг., соглашение № 075-15-2020-798), коллективный – исполнитель;

РГНФ №13-03-00122а «Феноменология смысла: когнитивный анализ» (Исполнитель);

РГНФ-БРФФИ № 11-23-01005 а/Bel «Инновационная сложность: методологические, когнитивные и социальные аспекты» (Исполнитель);

РФФИ  № 10-06-00433 «Воспринимать мир через тело/разум: когнитивные науки и философские учения буддизма, индуизма и даосизма о природе восприятия» (Исполнитель);

РГНФ № 2008-2010, № 08-03-00098а «Проблема свободы в эпистемологических исследованиях творчества» (Исполнитель);

РГНФ № 2008, № 08-03-16103д, «Феномен сознания» (Руководитель);

РГНФ № 2007-2009, № 07-03-00196а «Сложность человеческой телесности:  структура и динамика» (Руководитель);

РГНФ № 2004-2006, № 04-03-00311а «Сознание: эволюционные, когнитивные и социокультурные аспекты» (Руководитель);

РГНФ № 2003-2005, №03-03-00163а, «Аргументативные модели противоречивых дискурсов» (Исполнитель).

Основные научные
результаты

В рамках решения задачи по разработке многомерной модели творческого мышления и на основе использования представлений, сформировавшихся в рамках тибетской традиции Дзогчен, предложено истолкование того, какую роль играет трансформация миропонимания в процессе творчества. В частности, исходная изолированность коммуницирующих начал в пространстве творческого взаимодействия сменяется альтернативным положением вещей, когда уже не только субъект познания предстает агентом действия, но и «объект» начинает проявлять активность, как бы «вытягивая» проблемную ситуацию в направлении решения задачи (2021г.)

Проанализирован феномен интуитивности: его природа, статус, место и роль в когнитивном процессе. Особое внимание было уделено возможности недуального истолкования важнейших составляющих творческого процесса, носящих целостный и недвойственный характер. Показано, в чем исток высокой степени субъективной убежденности в правильности интуитивно найденного решения, хотя вспыхнувшее озарение доказательства еще не обрело. Объяснен мгновенный характер интуитивно возникающих «подсказок», а также показано, как такая мгновенность разрешения возможна и какими ресурсами обеспечивается. Раскрыто, как возможно, что многообразные и многоплановые сферы не только научного, но и житейского проявления феномена интуитивности могут иметь в своем основании одни и те же особенности реализующейся при этом динамики осознанности (2021г.)

Введены понятия экстенсиональной и интенсиональной междисциплинарности. Обосновано, что последняя соотнесена не с количественным приращением знания, а с обеспечением качественного скачка в порождаемых синтетических моделях. Для прояснения тонких моментов процедуры формирования нового знания сопоставлены понятия суммативности и целостности. Показано, что в человеческом знании обретение интенсионального уровня синтеза сопряжено с пребыванием в режиме недуальной целостности обретаемого опыта и проживающей его личности.

Методология недуального анализа применена в отношении исследования таких сложных недвойственных феноменов как культура и творчество. Предложен механизм трансформации составляющих единства в акте порождения новых смыслов. Обосновано, как возможно, что те начала, которые при двойственном подходе предстают как независимые и самостоятельно существующие данности, в трансформированном пространстве творческих динамик могут эволюционировать как единое слитное целое, обеспечивая решение исходно стоявшей задачи (2020г.)

Обоснована недуально-целостная природа творчества как состояния, как когнитивной способности, как стиля решения проблем. Выявлено, как творческая эффективность соотносится с установлением режима постижения, благоприятствующего совершению творческого прорыва; раскрыта роль базового само- и миропонимания исследователя в том, насколько плодотворной окажется его попытка обрести творческий результат. Вводятся и анализируются понятия объемного смысла, недуального смысла, а также ощущаемого и подразумеваемого смыслов. На базе рассмотрения механизмов работы системы зеркальных нейронов формулируются гипотезы, предлагающие истолкование состояния поглощенности творческой личности предметом интереса, а также состояния недвойственного пребывания в пространстве непосредственно данного. Дается объяснение того, почему при определенных условиях творческий процесс протекает не только максимально эффективно, но и, практически, без усилий, самопроизвольно и спонтанно. (2019г.)

Другие результаты:

 На основе идеи о соотнесенности стадии становления в когнитивном развитии человека с состоянием недуальной целостности носителя представлены глубинные предпосылки сущностного несходства само- и мироощущения ребенка и взрослого. Обосновано, что неосознаваемая исследователями установка, связанная с интерпретацией поведения маленького ребенка в рамках и на основе категориальной сетки миропонимания взрослого, провоцирует неверный взгляд на истолкование логики формирования самости в когнитивном развитии человека. Показано, что ресурсы становления когнитивных способностей, так же, как и подлинная природа креативности, соотнесены с режимом недуальной целостности человеческой экзистенции и, напротив, маскируются в режиме двойственности (при их рассмотрении с позиции наблюдателя). В этой связи выдвигается идея конструирования эпистемологии недуальности, которая может существенным образом дополнить классическую эпистемологию двойственного мировидения.

На основе анализа современных представлений об этапах формирования я-позиции в детстве формулируются принципы логико-методологического подхода, который не опрощает имеющиеся на этот счет данные, исходя их того, что ребенок – это недоразвившийся взрослый. Ребенок рассматривается как глубинная целостность экзистенции, проявляющейся в организации взаимодействия с социальным окружением и средой, в которой многие процессы разворачиваются в режиме недуального бытия. Показано, что игнорирование данного обстоятельства приводит к огрублению реально существующей сложности и совершенства организации внутреннего мира человека, в том числе, понимания механизмов его когнитивного функционирования.

Реконструирована логика формирования и развития смыслов на ранних стадиях филогенеза и намечены механизмы разворачивания такого рода процессов в когнитивной эволюции человека. На этой основе сформулированы идеи, касающиеся логики возникновения и трансформации языка как важнейшей когнитивной способности человека. Разработан объемный подход к анализу сложных когнитивных феноменов и введено понятие интегральной телесности как недуальной целостности, а также обозначены законы ее формирования, функционирования и развития. Предложена модель формирования и функционирования подсознания и бессознательного, а также рассмотрено их соотношение с сознанием и самосознанием человека. В рамках эпистемологического реконструкции природы сновидения выявлено влияние бодрственной и сновидно-измененной реальностей на реальность повседневных жизненных ситуаций человека. В разных аспектах исследовалась тема творческой одаренности, предпосылок формирования и развития творческих способностей, а также основных динамик творческого процесса. Было показано, что креативный продукт является концентрированной формой выражения личности творца, в связи с чем обоснована идея о необходимости изучения всего спектра манифестаций человеческой экзистенции в глубочайших ее проявлениях, предполагающих недвойственный режим функционирования ума, целостность организации интегральной телесности человека, специфику структурных динамик, возникающих в сложностных феноменах, что приводит к формирования принципиально новых эмерджентных свойств на предварительно очерченном поле возможного. На основании исследования языка творческого бессознательного сформулирован язык, производный от естественного, который позволяет выражать определенные аспекты признаваемого невыразимым опыта без того, чтобы возникали логические парадоксы.

На основе реконструкции логики становления когнитивных способностей в онтогенезе обосновано, что творческий потенциал связан с режимом недуального функционирования ума, который, в свою очередь, соотнесен с интегральной телесностью, как недуальной целостностью. Раскрыты истоки формирования творческих способностей, коренящиеся в раннемладенческом опыте, реконструируемом на основе разработанного Дж. Франклом метода гипноидного анализа. Показано, как специфика раннемладенческого опыта находит отражение в особенностях предпочитаемых индивидом когнитивных стратегий и стилей в его практике решения задач (как творческих, так и повседневных).

E-mail:

irina.beskova@mail.ru