Институт Философии
Российской Академии Наук




  Семинар «История философии: наследие и проект»
Главная страница » » Сектор истории западной философии » Проекты и семинары » Семинар «История философии: наследие и проект»

Семинар «История философии: наследие и проект»

 

Теоретико-методологический семинар сектора истории западной философии

«История философии: наследие и проект»

 

Руководитель – доктор философских наук, зав. сектором истории западной философии Ю.В. Синеокая.

 

Цель семинара: регулярное обсуждение актуальных методологических и теоретических историко-философских проблем, презентация новых проектов, книг и статей, обмен опытом перевода и комментирования философских текстов.

Семинары проводятся в форме докладов, дискуссий, диалогов, круглых столов и мастер-классов.

К участию в работе семинаров приглашаются сотрудники и аспиранты Института философии, отечественные и зарубежные коллеги из других научных организаций, студенты философских факультетов, а также неспециалисты, интересующиеся философией и судьбой философского наследия в России.

Семинар планируется проводить на регулярной основе. Избранные материалы работы семинара предполагается публиковать в философских периодических печатных изданиях.


Контактная информация

Адрес: Москва 119991, ул. Волхонка, д. 14, строение 5, комн. 507.

E-mail: juliasineokaya@yahoo.com

 

 

Заседания семинара в 2016 году:

 

Круглый стол «Творчество Ханны Арендт и современность», 20 октября 2016 г.

 

 

Круглый стол «Творчество Ханны Арендт и современность», 20 октября 2016 г.

 

20 октября 2016 года в Институте философии РАН в рамках теоретико-методологического семинара сектора истории зарубежной философии «История философии: наследие и проект» состоится Круглый стол «Творчество Ханны Арендт и современность». С докладами выступят: Н.В. Мотрошилова, О.П. Зубец, Д.О. Аронсон,  А.С. Московская, а также Г. Хорст и А.Г. Жаворонков (дистанционно). Модератор Ю.В. Синеокая.

 

20 октября 2016 г., 14.00 (Институт философии РАН, комн. 416)

 

 

 

13.09.2016. «"Genealogy and Morality" (on Herder, Hegel, and Nietzsche)». Доклад  д.ф.н., профессора Майкла Н. Форстера (на английском языке).

12.04.2016. «Свобода в философии Гегеля в ее социально-политическом аспекте». Доклад Р.Ю. Лопатюка.

15.03.2016.  «Философ и государство: Ханна Арендт о философии Сократа». Доклад  А.Г. Жаворонкова.

01.03.2016.  «Критика искусства и искусство трагической философии (Ницше contra Кант?)». Доклад Е.А. Поляковой.

25.02.2016.  «Иван Капитонович Луппол (1896–1943): Очерк жизни и творчества». Дискуссия по докладу С.Н. Корсакова.

16.02.2016.  «Иван Капитонович Луппол (1896–1943): Очерк жизни и творчества». Доклад С.Н. Корсакова. 

19.01.2016.  «Тайна кантовской философии права». Доклад Д.О. Аронсона.

 

 

Хроника заседаний семинара:

 

13 сентября 2016 г.

«"Genealogy and Morality" (on Herder, Hegel, and Nietzsche)». Доклад  д.ф.н., профессора Майкла Н. Форстера (на английском языке).

 

13 сентября 2016 года в Институте философии РАН прошло заседание теоретико-методологического семинара сектора истории зарубежной философии «История философии: наследие и проект». С докладом «Генеалогия и мораль (о Гердере, Гегеле и Ницше)» выступил профессор боннского университета, гумбольтовский лауреат, д.ф.н. Майкл Н. Форстер. Перевод с английского: к.ф.н. Даниил Аронсон.

 

12 апреля 2016 г.

 

«Свобода в философии Гегеля в ее социально-политическом аспекте». Доклад Р.Ю. Лопатюка.

 

12 апреля 2016 года в Институте философии РАН пройдет заседание теоретико-методологического семинара сектора истории западной философии «История философии: наследие и проект». С докладом «Свобода в философии Гегеля в ее социально-политическом аспекте» выступит аспирант сектора Р.Ю. Лопатюк.

12 апреля 2016 г., 15.00 (Институт философии РАН, комн. 413)

Тезисы доклада

 

 

15 марта 2016 г.

«Философ и государство: Ханна Арендт о философии Сократа». Доклад  А.Г. Жаворонкова.

 

15 марта 2016 года в Институте философии РАН состоялось шестнадцатое заседание теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Философ и государство: Ханна Арендт о философии Сократа» выступил А.Г. Жаворонков, кандидат филологических (МГУ/РГГУ, 2010) и философских наук (Берлинский университет им. Гумбольдта, 2013).

Подробнее


1 марта 2016 г.

«Критика искусства и искусство трагической философии (Ницше contra Кант?)». Доклад Е.А. Поляковой.

На пятнадцатом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Критика искусства и искусство трагической философии (Ницше contra Кант?)» выступила приват-доцента философского факультета университета Грайфсвальд (Германия), д.ф.н. Е.А. Полякова.

 

25 февраля 2016 г.

«Иван Капитонович Луппол (1896–1943): Очерк жизни и творчества». Дискуссия по докладу С.Н. Корсакова.

На четырнадцатом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» состоялась дискуссия по докладу «Иван Капитонович Луппол (1896–1943): Очерк жизни и творчества» Сергея Николаевича Корсакова, доктора философских наук, ведущего научного сотрудника Института философии РАН.

Подробнее

 

16 февраля 2016 г.

«Иван Капитонович Луппол (1896–1943): Очерк жизни и творчества». Доклад С.Н. Корсакова.

На тринадцатом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» состоялась дискуссия по докладу «Иван Капитонович Луппол (1896–1943): Очерк жизни и творчества» Сергея Николаевича Корсакова, доктора философских наук, ведущего научного сотрудника Института философии РАН.

Подробнее


Аннотация

В январе 2016 г. исполнилось 120 лет со дня рождения академика Ивана Капитоновича Луппола. И.К. Луппол в 1928–1929 гг. был одним из организаторов Института философии и выступил основателем и первым заведующим сектором истории философии Института. Под руководством И.К. Луппола в Институте была предпринята большая работа по переводу и изданию философской классики: Т. Гоббса, Дж. Толанда, Ж.-О. Ламетри, Д. Дидро, К.А. Гельвеция, П.А. Гольбаха. Позже он стал инициатором и редактором многотомного издания сочинений Дидро на русском языке. Книга И.К. Луппола о Дидро неоднократно переиздавалась, а в 1936 г. была переведена и издана в Париже. И.К. Луппол был историком философии широкого диапазона. Блестяще зная западную философию Нового времени, он одним из первых занялся историей русской философии. Особый интерес он проявлял к малоизвестным фигурам эпохи Просвещения, подолгу занимаясь в архивах и библиотеках Франции и Германии. В 1930 г. он представлял нашу страну на Всемирном философском конгрессе в Оксфорде и выступил с докладом. В 1937 г. он выступил с основным докладом на заседании в Большом театре, посвящённом 100-летию гибели А.С. Пушкина. Академик И.К. Луппол был приговорён к расстрелу, содержался в камере смертников вместе с Н.И. Вавиловым и умер от голода в лагере. Доклад опирается на изучение архивных и библиографических источников

 

19 января 2016 г.

«Тайна кантовской философии права». Доклад Д.О. Аронсона.

На двенадцатом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Тайна кантовской философии права» выступил к.ф.н., научный сотрудник сектора истории западной философии Института философии РАН Даниила Олеговича Аронсона.

Подробнее

 

Аннотация

«Метафизические первоначала учения о праве», вышедшие в 1797 году, – поздняя работа Канта и одно из самых загадочных сочинений кантовского корпуса. Загадку представляет уже сам факт существования такого произведения, поскольку в «Критике практического разума» и других трактатах, где Кант наметил систематику практической философии, вообще ничего не упоминается о философии права. Поэтому вопрос о месте и, соответственно, обосновании права в кантовской философии представляет серьезную трудность. За два столетия среди исследователей сформировалось несколько конфликтующих точек зрения по этому вопросу (некоторые, к примеру, считают, что учение о праве вообще не имеет никакого отношения к критической философии Канта и должно рассматриваться изолированно). Однако окончательного аргумента, который позволил бы раз и навсегда решить проблему в чью-то пользу, никем не высказано до сих пор. Между тем, многие трудные и неоднозначные места «Метафизических первоначал учения о праве» будут поняты по-разному в зависимости от того, какой ответ на вопрос о месте этого сочинения в кантовском наследии мы дадим. Поэтому этот вопрос можно назвать главной «тайной» кантовской философии права, тайной, знание которой стало бы ключом для понимания самых разных составляющих этой философии вплоть до, казалось бы, довольно специальных рассуждений Канта о трудовом, брачном, карательном праве и т.д.

В докладе показано, что тайну можно раскрыть, если реконструировать кантовский проект критической философии в целом, не ограничиваясь его «практической» частью. Кант работал над «Метафизическими первоначалами», когда все три «Критики» уже были написаны, и неверно думать, что лишь одна из них имеет значение для понимания оснований этого произведения. Докладчик проанализировал ряд отрывков из критических работ Канта от «Трансцендентальной аналитики» до «Критики телеологической способности суждения» и, отталкиваясь от них, предложил реконструкцию кантовского критического проекта как фундамента в том числе и для метафизики права.

 

 

19 февраля 2015 г.

«Избыток и различие: философский переворот 1989 года». Доклад Йоэля Регева.

На одиннадцатом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Избыток и различие: философский переворот 1989 года» выступил Йоэль Регев, PhD (Еврейский университет в Иерусалиме), пост-докторант Института философии Католического университета (Лёвен, Бельгия).

 

          Аннотация

В ходе семинара будет предпринята попытка указать на 1989 год как на  поворотный пункт, определяющий нынешнее состояние актуальной мысли. Анализ философии Алана Бадью, Жан-Люка Мариона и Славоя Жижека позволит выявить глубинную общность их философских позиций, существующую поверх идеологических и методологических различий (особое винмание будет уделено выявлению параллельности противостояний Бадью/Делез и Марион/Хайдеггер). Указание на подобную общность даст возможность говорить об этих философских проектах как о различных векторах единой ''мета-философии'' - философии избытка: нового эпохи в истории имманентного невозможного, приходящей на смену эпохе различия.

 

18 декабря 2014 г.

«Границы человека и границы сообщества: Антропология Ф. Ницше и ее влияние на философию Хельмута Плеснера». Доклад А.Г. Жаворонкова.

На десятом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Границы человека и границы сообщества: Антропология Ф. Ницше и ее влияние на философию Хельмута Плеснера» выступил кандидат филологических (МГУ/РГГУ, 2010) и философских наук (Берлинский университет им. Гумбольдта, 2013), переводчик и редактор томов русского издания собания сочинений Ф. Ницше (2006–2014), стипендиат немецких фондов DAAD (2007–2008), Konrad-Adenauer-Stiftung (2010–2013) и Stiftung Weimarer Klassik (2008, 2013) Алексей Геннадьевич Жаворонков.

 

          Аннотация

Неортодоксальность ницшевской антропологии, отличающая ее от антропологических проектов И.Ф. Блуменбаха и И. Канта, заключается в ее систематическом, экспериментальном характере. Не претендуя на статус специальной науки, она, в то же время, интерпретирует ключевые естественнонаучные, этические и социальные проблемы с генеалогической, физиологической, психологической и эстетической точки зрения. Настоящий доклад представляет собой выборочный обзор этих интерпретаций в контексте влияния идей Ф. Ницше на антропологические и социологические работы Хельмута Плеснера («Ступени органического и человек», «Границы сообщества», «Власть и человеческая природа») – через призму современных дискуссий в философской антропологии, социологии и философии биологии.

 

30 сентября 2014 г.

«Онтологический аргумент Ансельма Кентерберийского и Декарта». Доклад И.В. Лощица.

На девятом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Онтологический аргумент Ансельма Кентерберийского и Декарта» выступил аспирант сектора истории западной философии ИФ РАН Игорь Валерьевич Лощиц.

 

24 июня 2014 г.

«Новые подходы в изучении философии Николая Кузанского». Доклад М.Л. Хорькова.

На восьмом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Новые подходы в изучении философии Николая Кузанского» выступил кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН Михаил Львович Хорьков; также состоится обсуждение рукописи его новой книги «Философия Николая Кузанского».

 

          Аннотация

Для современных исследований по философии Николая Кузанского характерно критическое дистанцирование от складывавшихся десятилетиями схем понимания специфики мышления Кузанца, главные элементы которых сводились к следующему: 1) Николай Кузанский — образцовый ренессансный мыслитель, антисхоласт, антиперипатетик, антитомист, пантеист и гуманист; 2) он непосредственно продолжает идущую от античности великую платоническую традицию; 3) трактат «Об ученом незнании» — это ключевой текст, из которого вырастает вся позднейшая «система» его философии, в которой центральными являются понятия «ученое незнание» и «совпадение противоположностей». В докладе будет подробно рассмотрен вопрос о том, что может означать для изучения наследия Николая Кузанского этот пересмотр господствовавших прежде стереотипов.


10 июня 2014 г.

«Об американской системе образования: взгляд изнутри». Доклад М.Ф. Быковой.

На седьмом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Об американской системе образования: взгляд изнутри» выступила доктор философских наук, профессор философии Университета Северной Каролины (США), главный редактор журнала Russian Studies in Philosophy, почетный сотрудник Института философии РАН Марина Федоровна Быкова.

 

27 мая 2014 г.

«Владимир Соломонович Библер о диалогической логике». Доклад Т.Б. Длугач.

На шестом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Владимир Соломонович Библер о диалогической логике» выступила доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН Тамара Борисовна Длугач. Доклад вызвал живой интерес, в обсуждении приняли участие Э.Ю. Соловьев, А.В. Лебедев, А.В. Кричевский, А.Э. Савина и гости сектора истории западной философии.


          Аннотация

Докладчик рассказала о жизни и учениках В.С. Библера и раскрыла содержание его идеи новой логики. С точки зрения Библера, философская логика Гегеля, диалектическая логика, - высшая ступень философской логики, - сформировалась как учение о науке, "наукоучение". С XVII в. наука отделилась от философии, но логика каждой заимствовала нечто от логики другой. Так, принципы восхождения и снятия были заимствованы из логики науки. Гегель, по мнению Библера, начало своей логики также взял из науки как завершенное и бесспорное понятие бытия, хотя до выхода в свет работы Ньютона "Математические начала натуральной философии" (1687) это понятие и его определения оспаривались в "Республике ученых". Гегель доказывает, что познающий разум заканчивает свое движение, начало же его, как показывает Библер, было в том же XVII в. как спор между Лейбницем, Спинозой и Декартом. Сформировались понятия субъекта, объекта, субстанции, движения от бытия к сущности и к понятию. Библер доказывает, что окончание познающего разума означает возникновение разума не наукоучения, а разума культуры, где главное - не развертывание, а сосредоточенность на начале. Логика нового разума, логика понимания разбирается как логика диалога (ее начала граничат с другими началами других логик) как логика самодетерминации, сосредоточенная на произведении.

 

 22 апреля 2014 г.

«Историко-философская публицистика: приметы и требования». Доклад Э.Ю. Соловьева.

На пятом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Историко-философская публицистика: приметы и требования» выступил главный научный сотрудник Института философии РАН, доктор философских наук Эрих Юрьевич Соловьев. Доклад был приурочен к 80-летию Э.Ю. Соловьева и основывался на анализе его собственного творческого опыта. В обсуждении приняли участие Р.Г. Апресян, В.Г. Лысенко, Т.Б. Длугач, Е.И. Ярославцева и др.

Аудиозапись семинара


25 марта 2014 г.

«Различие очевидностей: критика морали у Канта и  Ницше». Доклад Е.А. Поляковой.

25 марта 2014 г. на очередном заседании теоретико-метолологического семинара «История философии: наследие и проект» состоялся доклад приват-доцента философского факультета университета Грайфсвальд (Германия), д.ф.н. Екатерины А. Поляковой «Различие очевидностей: критика морали у Канта и  Ницше» и презентации ее новой монографии: «Differente Plausibilitäten. Kant, Nietzsche, Tolstoi und Dostojewski über Vernunft, Moral und Kunst» (Berlin, Boston: De Gruyter, 2013 / "Различие очевидностей. Кант, Ницше, Толстой и Достоевский о разуме, морали и искусстве" (Берлин, Бостон: Де Гройтер, 2013). Семинар вызвал большой интерес и собрал более 20 участников.

 

          Аннотация

В докладе представлена интерпретация философии Канта и Фр.Ницше с точки зрения отрицания последним возможности беспредпосылочной мысли. Власть непроговоренных предпосылок как раз в том и заключается, что определенные положения воспринимаются как само собой разумеющиеся и не имеющие альтернативы. Задача философского анализа состоит в выявлении таких предпосылок (Plausibilitäten). Только после того, как эта работа завершена, становится возможным сопоставление различных концепций, в особенности таких тонких процессов, как философская рецепция. Критика Ницше в адрес Канта и его восторженное отношение к «русским», у которых даже ему, по его собственным словам, было чему поучиться, могут тогда оказаться чем-то большим, чем это выглядит на первый взгляд, а именно они могут оказаться следствием глубинных различий на уровне очевидных или, вернее, якобы очевидных положений.

В докладе помимо анализа критической мысли Канта и Ницше с точки зрения лежащих в ее основе допущений, кратко представлено состояние современного ницшеведения и сделан обзор наиболее актуальных направлений философской интерпретации Канта и Ницше.

 

11 марта 2014 г.

«Как писать историко-философские статьи». Лекция-размышление Н.В. Мотрошиловой.

На 3-м заседании теоретико-метолологического семинара «История философии: наследие и проект» с размышлением на тему «Как писать историко-философские статьи» выступила доктор философских наук, главный научный сотрудник Институт философии РАН проф. Неля Васильевна Мотрошилова. В дискуссии приняли участие: А.В. Черняев, Е. Полякова, Ю.В. Синеокая, Э.Ю. Соловьев, и др.

Аудиозапись заседания семинара:  скачать   слушать


 

11 февраля 2014 г.

«Логос Гераклита». Доклад А.В. Лебедева.

На 2-м заседании теоретико-метолологического семинара «История философии: наследие и проект» был заслушан доклад кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника Института философии РАН Андрея Валентиновича Лебедева «Логос Гераклита». Доклад основан на материале одноименной индивидуальной монографии, над завершением которой автор работает в настоящее время.  В обсуждении доклада приняли участие сотрудники Института: Т.Б. Длугач, Н.В. Мотрошилова, С.В. Месяц, А.А. Россиус, Ю.В. Синеокая, М.А. Солопова, М.Л. Хорьков, А.Э. Савин и гости Института. На семинаре, продолжавшемся более 4 часов, присутствовало более 30 слушателей.

         Аннотация

В докладе были проанализированы теоретические дебаты архаической эпохи (585–480 г. до н.э.), представлен общий очерк философии Гераклита Эфесского (ок. 540 – ок. 480 г. до н.э.) с реконструкцией его метафизики, эпистемологии, психологии, этики и политической теории. А.В.Лебедев  рассказал об особенностях нового русского перевода фрагментов трактата «О природе».


14 января 2014 г.

«Сила небытия: метафизика за пределами онтологии». Доклад А.В. Кричевского.

На 1-м заседании теоретико-метолологического семинара «История философии: наследие и проект» был заслушан доклад кандидата философских наук, старшего научного сотрудника сектора истории западной философии Института философии РАН Андрея Владимировича Кричевского «Сила небытия: метафизика за пределами онтологии». Доклад сделан на основе материала одноименной индивидуальной монографии, над завершением которой автор работает в настоящее время. В обсуждении доклада приняли участие сотрудники сектора: Длугач Т.Б., Мотрошилова Н.В., Савин А.Э., Синеокая Ю.В., Соловьев Э.Ю., Солопова М.А., Хорьков М.Л. и гости Института.

 

          Аннотация

В докладе рассмотрена принципиально парадоксальная тема о возможности построения философского учения об абсолюте (метафизика) за пределами учения о бытии (онтология). Показано, каким образом такая постановка вопроса может опираться на определенную философскую традицию, простирающуюся от неоплатонизма до позднего Шеллинга и С. Франка. Проанализированы понятия «актуально бесконечного бытия» (у Гегеля и Шеллинга), «сверхбытийственной реальности» (у Франка) и актуально бесконечного «можествования» (у позднего Шеллинга). Рассмотрен вопрос о том, какой метафизический смысл может иметь тезис о небытии Бога именно в этом контексте.