The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
II Летняя школа
Доброе, 22 июня - 12 июля 2005

Труди Гувье (Канада)
Тема 5. Рассуждение и применение

Эти исследования иллюстрируют важность многих человеческих ценностей и принципов. Вообще говоря, эти ценности и принципы относятся к двум группам.

А. Ценности и принципы, связанные с уважением к личности, человеческим достоинством и правами человека. Основанные на способности человека к размышлению, к выбору и моральному действию, эти ценности служат основанием прав человека, которые имеют международное признание, их признают в большинстве стран. Фундаментальные права человека включают право на жизнь; право не быть наказанным, если не доказана вина; право на честный суд в случае обвинения; право на обращение, исключающее дискриминацию и на равенство перед законом; право на собственность; право жертв на возмещение ущерба; обязанность наказывать или соответствующим образом относиться к преступникам. В контексте моральной теории, как, например, в теории Иммануила Канта, мы можем рассматривать эти ценности в качестве имеющих деонтологическое основание.

Б. Ценности, связанные с благополучием, безопасностью и миром. Поскольку для того, чтобы люди в обществе действительно обладали правами человека, это общество должно характеризоваться высоким уровнем порядка и законности. Это необходимо для физической безопасности людей. Первое требование такой физической безопасности – мир. Негативно мир можно определить как отсутствие войны. В более позитивном значении мы можем определить мир как отсутствие войны и наличие ненасильственных механизмов для управления поведением в обществе. Без мира, жизнь настолько нестабильна, что права человека и моральный выбор значат очень мало. Приверженность таким моральным принципам, которые названы в А, должна быть смягчена рассмотрением последствий. В контексте моральной теории, внимание к благополучии и миру требует обращения к ценностями, которые имеют консеквенциональное основание , как, например, в теории Джона Стюарта Милля.

Из того, что до сих пор было сказано, можно увидеть, что для того, чтобы исследовать наши вопросы в отношении реакции на проступки (моральные ошибки), необходимо учитывать обе моральные перспективы. Мы должны мыслить и в контексте принципов (А), и в контексте последствий (Б). Более того, в рамках (А) и (Б) также существуют различные типы рассуждения и более частные принципы ( sub - principles ).

Таким образом, к рассмотрению практических проблем применяется или может применяться много принципов и ценностей. Если это так, ни один принцип не может быть абсолютным .

Мы не можем рассуждать просто: «Все случаи МО должны разрешаться в соответствии с принципом X ; данная проблема – это случай МО, следовательно, данная проблема должна решаться в соответствии с принципом X ». Другими словами, сущность прикладной этики состоит не просто в принятии абсолютных принципов и применении их к ситуациям.

Столь же неразумно считать, что существует установленная система расстановки этих принципов в установленном приоритетном порядке (иногда его называют лексическим порядком). Таким образом, рассуждение о ситуациях не может принимать следующую форму: «Когда принципы X , Y и Z все вместе применяются к ситуации МО, принцип X всегда приоритетен по отношению к принципам Y и Z ; принципы X , Y и Z все вместе применяются к данной ситуации МО; следовательно, эта ситуация должна быть разрешена в соответствии с принципом X ».

Как же мы должны рассуждать об этих ситуациях? Этот вопрос и будет исследоваться.

Ситуации для обсуждения
Рассуждение о ситуациях
Рассуждение об эмоциях



Обновление: 10.06.2005.