The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
II Летняя школа
Доброе, 22 июня - 12 июля 2005

Труди Гувье (Канада)
Ситуации для обсуждения

1

Джо – коренной житель Канады, ему 60. Когда ему было 10, его забрали из семьи в школу-интернат, который принадлежал Католической церкви, действующей под эгидой Канадского правительства. В то время политика канадского правительства в отношении образования коренного населения была расистской и колониальной. Цель этой политики состояла в том, чтобы сделать коренное население Канады максимально похожим на белых, посредством обучения аборигенов европейско-канадским обычаям, английскому языку и мастерству в таких сферах, как фермерство, механика, шитье и приготовление пищи. В интернате пища были очень скудной, детей били за то, что они говорили на своем языке, и за многие другие поступки, которые считались неприятными. Многие дети подвергались также сексуальному насилию. Школа располагалась вдали от того места, где жили родители Джо, и монахини препятствовали тому, чтобы дети поддерживали связь со своими родителями. Из-за системы ус(ройства интернатов, детство Джо было несчастным. Монахини и другие учителя постоянно твердили ему, что он грязный индеец и никогда не попадет на небеса, если не забудет своих индейских привычек. Когда Джо вышел из школы, он был настолько растревожен и несчастен, что превратился в алкоголика и стал принимать наркотики. Только много лет спустя, когда Джо было уже за пятьдесят, он начал приходить в себя и выстраивать лучшую жизнь.

Несет ли некоренное население Канады какую-либо ответственность за несчастья, которые пережил Джо и тысячи таких, как он? Заслуживает ли Джо какую-нибудь компенсацию за то, что ему причинили? Если да, то какую и от кого он должен ее получить? От тех , кто оскорблял его? От церкви? От канадского правительства?

(Подоплеку этой истории можно найти в: Miller J.R. Shingwauk's Vision: A History of Native Residential Schools. Toronto: University of Toronto Press 1996).

2

Эдди был солдатом на гражданской войне в Сьерра Леоне. Он стал солдатом, когда ему было только 10 лет. Повстанческие силы (ПС) вошли в его деревню ночью и похитили несколько детей, включая Эдди. ПС забрали Эдди в джунгли и сказали ему, что у них на то веская причина, что они борются против правительства, которое погрязло в коррупции и лишает людей, не входящих в класс элиты, возможностей получить образование и прочих возможностей. Они хотели захватить богатство Сьерра Леоне и направить его на нужды бедных людей. Лидеры ПС дали Эдди АК-47 и научили его сражаться, убивать. Они также сказали, что Эдди должен делать все, что ему прикажут, в противном случае он будет убит. Они дали ему наркотики и алкоголь для того, чтобы он был способен делать все, что ему прикажут. Эдди и некоторых других брали на вылазки в деревни, где они стали свидетелями изнасилований, избиений, убийств и других серьезных преступлений. Когда пришло время урожая, повстанцы сказали, что они должны помешать деревенским жителям собрать урожай. В противном случае в деревнях будет больше пищи, чем в лагерях в джунглях, и люди, которых силой забрали в солдаты, вернутся в свои деревни, а повстанцы, ведущие борьбу с коррупционным правительством, потерпят поражение. По этим причинам ПС решили ампутировать руки деревенским жителям, чтобы те не смогли собрать урожай. Эдди и некоторым другим дали наркотиков и послали в их родную деревню, где заставили осуществлять ампутации. Однажды ночью Эдди заставили отрезать руки его собственной тете. Когда гражданская война закончилась, Эдди было пятнадцать. Он прошел через правительственные разоружение, демобилизацию и программу реинтеграции, он прошел обучение и получил небольшую сумму денег. Люди, которые руководили программой, убедили его вернуться в свою деревню. Он вернулся, но люди в деревне боялись его и даже родители не были обрадованы его возвращению.

Должны ли эти люди принять его в члены сообщества? Должны ли они простить его за то, что он сделал? Что может сделать Эдди для того, чтобы облегчить для себя реинтеграцию? Не следует ли ему вообще от этого отказаться и даже не пытаться стать членом сообщества?

3

После Соглашения Страстной пятницы в 1998 г., предполагалось, что в Северной Ирландии воцарится мир. Предполагалось, что ИРА (военизированная группа, которая вела насильственную борьбу в период с 1969 по 1998 в Северной Ирландии и Соединенном Королевстве), разоружится и будет осуществлять свои цели политическими средствами. Политическое крыло ИРА было названо «Шин Фейн».

В марте 2005 Роберт Маккартни был избит и убит за пределами Белфаста группой людей, слоняющихся по пабам, в которой были известные члены Ирландской республиканской армии. После убийства Роберта Маккарти, никто не дал никаких свидетельских показаний об этом событии, несмотря на то, что в пабе в тот момент было около 70 человек. Тот факт, что люди не хотели выступить свидетелями зверского избиения и убийства, многими был расценен как свидетельство неослабевающей власти ИРА. Предполагали, что насильственная борьба закончена, но эта военизированная группа запугивала многих католиков, живущих в рабочих районах Северной Ирландии.

У Роберта Маккарти были невеста и пять сестер. Все эти шесть женщин пережили его, и они хотели, чтобы убийцы были арестованы и предстали перед судом по уголовным делам. Когда женщины поняли, что полиция не принимает никаких мер, что никто не арестован, они организовали массовые демонстрации протеста в Белфасте. Они добились внимания и симпатии многих, включая президента Джорджа Буша. Президент Буш принял сестер в Белом Доме на День святого Патрика и заявил, что в ответ на преступление не должно быть никакого насилия. В ответ на протесты Джерри Адамс, лидер «Шин Фейн», предложил организовать убийство тех, кто убил Маккартни, и поручить его наемному убийце – какому-нибудь из членов ИРА. Женщины отказались от этого предложения, будучи твердо убеждены, что в данном случае необходимы не месть, а правосудие и справедливость. Предложение убить убийц глубоко шокировало многих людей, для которых такое предложение стало знаком того, что несмотря на то, что «Шин Фейн» занимает 18 мест в Парламенте Северной Ирландии, эта партия просто не понимает, как действует демократия и правовое государство.

(O-Sullivan J. Women Show Pols How to Handle I.R.A. Bullies // Chicago Sun Times, March 15, 2005; http://www.freerepublic.com/focus/f-news/1363053/posts ).

Были ли женщины правы в их отказе принять предложение Джерри Адамса?
Что значит власть закона?
Когда она сможет заменить неформальную справделивость, предлагаемую военизированными и другими негосударственными группами?

4.

На протяжении восьмидесятых годов прошлого века Брайан Митчелл был начальником полицейского участка рядом с Питермарицбургом, Южная Африка. В 1988 в провинции прошла демонстрация, и Митчелл приказал стрелять. В результате его приказа 11 человек были убиты. Это событие стало известно как Trust Feed Massacre. В 1992 за этот расстрел Митчелл был обвинен в убийстве и приговорен к «одиннадцатикратной» смерти. Этот приговор заменили пожизненным заключением. Позже Митчелл попросил амнистии у южноафриканской Комиссии правды и примирения на том основании, что его приказ был дан во время политического конфликта в условиях апартеида. Брайан Митчелл был амнистирован Комиссией правды и примирения ЮА, и затем освободился из тюрьмы. Он вернулся в сообщество и выразил свое раскаяние в убийствах. Митчелл попросил прощения за то, что он совершил, попросил сообщество простить его, заверил, что он хочет помогать восстанавливать сообщества. Лидер сообщества Табэйн Ньока, мать которого была убита в резне, сказал, что он готов простить Митчелла и рад его участию в восстановлении. Усилия Митчелла по восстановлению были однако ограничены, поскольку он был безработным и имел немного возможностей для посвящения себя делу восстановления.

(Эта ситуация описана в: Toit F. Du, ed., Learning to Live Together: Practices of Social Reconciliation. Cape Town: Institute for Justice and Reconciliation 2003. P. 36 – 42).

5.

В 1996 начался Марш Примирения. Группа христиан решила пройти через Европу дойти в Балканы, Стамбул, Сирию, Ливан и Израиль. Их идея состояла в том, чтобы повторить маршрут крестоносцев, помолится и попросить у мусульман и иудеев прощения за деяния, которые были совершены во время первого Крестового похода, 900 лет назад. Во время крестового похода, христиане совершали зверства против арабов и иудеев во имя христианской религии. Участники Марша Примирения несли напечатанные тексты с просьбой о прощении, в которых утверждалось, что движущей силой крестовых походов были расизм, алчность и колониализм, и что они принесли насилие и страдание на Ближний и Средний Восток. В их понимании крестовые походы не выражали истину христианской доктрины. Участники Марша Примирения хотели выразить смирение, которое они считали подлинным духом Иисуса Христа. Они были убеждены, что именно сторонников их религии следует винить в непонимании и насилии, которые имели место в отношениях между христианами, мусульманами и иудеями.

Марш Примирения был осмеян многими наблюдателями, которые утверждали, что нелепо одной группе выступать от имени всего христианства и просить прощение за деяния, совершенные за 900 лет до их марша. Очевидно, что никто из этих участников не жил во времена первых крестовых походов, так что они и не могут нести какую-либо ответственность за зверства, совершенные в то время. Тем не менее, участники сообщали, что их миссия была воспринята должным образом. Один имам сказал: «Я был потрясен и исполнен надежды». Турецкий полицейский был тронут до слез.

(Информацию о Марше Примирения можно найти: http :// www . soon . org . uk / page 15. htm , http :// www . probe . org / docs / crusades - wrong . html , http :// www . itnet . org / recwalk 2. html )

6.

Иван и Дмитрий – братья, и сейчас им за сорок. Их дедушка был отправлен в лагерь по обвинению в антиправительственных настроениях. Из-за этого у их матери было очень тяжелое детство. Она жила в крайне бедных условиях и не имела возможности получить образование, поскольку ее семейное происхождение оценивалось с политической точки зрения по стандартам того времени. Мать Ивана и Дмитрия так и не смогла превозмочь трудности своей юности, так что у Ивана и Дмитрия также было суровое детство. Их мать была вздорным и сложным человеком, она часто их била.

Считая, что тирания и отсутствие законности повлияли на всю их жизнь, Иван и Дмитрий хотели бы убедиться в том, что пост-коммунистическое правительство их страны осознало преступления, совершенные в отношении их дедушки и миллионов подобных ему людей. Они бы хотели, чтобы правительство признало преступление прошлого и установило бы памятники этим людям, опубликовало бы списки миллионов людей, живших и умерших в лагерях. Их друзья советовали им не заниматься этим, они ссылались на то, что все произошло давным-давно и что почти каждый в то время был жертвой насилия правительства. Кроме того, утверждали они, стране необходимо сконцентрировать все усилия на движение вперед, а не на оглядывание назад.

Должны ли это прошлое дела и его жертвы быть признаны? Если да, то в какой форме?

7.

Когда Симон Висенталь был молодым человеком, он был деморализованым, страдающим от голода заключенным нацистского концентрационного лагеря. Однажды он был освобожден от работы и отослан в госпиталь, где умирал молодой фашистский солдат. Этот солдат по имени Курт хотел, чтобы к нему привели еврея. Перед смертью он хотел признаться в некоторых ужасных поступках, которые он совершил и попросить прощения у еврея. Курт надеялся получить прощение прежде, чем умрет. Будучи узником жестокого лагеря, Симон чувствовал себя беззащитным существом, недочеловеком и для него было непостижимо, как этот умирающий человек, который считался членом супер-расы, мог чего-то хотеть от него.

Курт признался Симону, что он убил много евреев. Однажды он совершил особо зверское преступление: он помог согнать в дом огромное количество евреев, фашисты подожгли дом и наблюдали, как те горят. Евреи кричали и фашисты стреляли в каждого, кто пытался бежать. Курт чувствовал глубокое раскаяние после всех этих событие и после этого не мог стрелять в сражениях. Слушая признания находящегося на смертном одре Курта, Симон верил, что Курт раскаялся, но он был не в состоянии простить его. Он не ответил на мольбу Курта о прощении и вышел из палаты, не сказав ни слова.

Симон Висенталь все еще раздумывает над этим событием, которое он пронзительно описал в рассказе, названном «Подсолнух». Многих людей просил он высказаться по поводу этой истории и сказать, считают ли они, что он должен быть простить Курта и простили ли они Курта, если бы были на месте Симона.

Что вы думаете? Почему?

( Рассказ и отклики на него см .: Wiesenthal S. The Sunflower: On the Possibilities and Limits of Forgiveness. New York: Schocken Books 1997)

8.

Замела живет в бедности в местечке провинции Восточный Кейп в Южной Африке. Ее дочь Носифо была убита во ПЕРИОД апартеида. В восьмидесятые годы прошлого века в южноафриканских селениях, которые контролировались бандами молодых людей, ИГНОРИРОВАВШИХ закон. Законы были основаны на принципах расовой дискриминации и люди, боровшиеся против апартеида привыкли к насилию. Иногда банды убивали людей, которых подозревали в сотрудничестве с правительством. Носифо обвинили в том, что у нее были отношения с полицейским. Ее считали информатором. На Носифо «одели ожерелье». Это означало, что ей на шею одели покрышку, в покрышку был налит бензин, и Носифо заставили поджечь покрышку, так она сгорела. Никто не пришел к матери Носифо и не разделил с ней ее горя.

Уже около двадцати лет после трагического события Замела живет в том же местечке с теми людьми, которые видели, как умирала ее дочь. Замела напугана и обескуражена. Она не получила ни компенсации, ни какой-либо помощи от правительства.

Она не заявила о своем горе в Комиссию правды и примирения Южной Африки, потому что она стыдилась того, что является матерью коллаборациониста. Какая бы установка Замелы в ее отношении к людям, с которыми она живет, была бы самой правильной? Избегать их? Быть в конфронтации? Простить? Примириться?

Должно ли южноафриканское правительство или какая-либо другая группа предпринять меры для возмещения ущерба семьям тех, на кого было «одето ожерелье»?

(Gobodo-Madikizela P. The Rupture of Necklace Murders: A Need for Psychological and Broader Strategies of Reparation // Doxtader E., Villa-Vicencio Ch., eds. To Repair the Irreparable: Reparation and Reconstruction in South Africa. Claremont, South Africa: David Philip Publishers 2004; pp. 256 – 264) .

9.

До 1978 года семья Эльзы владела большим домом в Праге. Когда коммунисты взяли власть в 1948, этот дом стал собственностью государства. Дедушка и бабушка Эльзы, ее отец и тетя переехали в небольшую деревню, где они жили в крайне скромных условиях. Позже по следам советского вторжения в Чехословакию в 1968 г. ее отец и мать бежали из страны, взяв с собой двоих дочерей. Они переехали в Канаду, где их приняли как беженцев.

Эльза получила хорошее образование в канадских университетах и в конце концов стала зубным врачом. Она владеет хорошим домом в Канаде и у нее достаточная зарплата. В 1993 Эльза вернулась в Прагу, надеясь вернуть дом своей семьи. Она узнает, что около тридцати человек живут в нем и у них нет другого места, где они могли бы жить.

Эльза имеет все законные права на эту собственность, поскольку является единственным прямым наследником дедушки и бабушки. Ее семье было причинено зло, когда деспотичное правительство отобрало собственность, и в результате этой потери семья пострадала. Однако, люди, живущие в этом доме в настоящее время, не несут ответственности за конфискацию и им будет трудно найти другое жилье, если Эльза потребует вернуть себе собственность? Что ей следует делать ? По каким основаниям ?

(См.: Borneman J. Settling Accounts: Violence, Justice, and Accountability in Postsocialist Europe. Princeton: Princeton University Press 1997) .

10

Эрик был пограничником и служил рядом с Берлинской стеной в 1989. следуя приказам, он выстрелил и убил человека, который пытался бежать из Германской Демократической Республики в Западный Берлин. После воссоединения Германии , такое расстрел рассматривался как незаконный . Эрик был одним из 40 человек, которых обвинили в преступлениях, совершенных на границе. Он был осужден за убийство и просидел два года в тюрьме.

Следует ли Эрика считать преступником после освобождения? Следует ли людям вновь принять его в общество и считать его гражданином новой Германии?

(См .: Borneman J. Op. cit. P. 67–68.)

ИРА – Ирландская республиканская армия.

 

Обновление: 10.06.2005.