The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
II Летняя школа
Доброе, 22 июня - 12 июля 2005

Труди Гувье (Канада)
Тема 3. Концепции прощения

На противоположном от мести конце спектра располагается прощение. Идея, согласно которой серьезные моральные ошибки следует прощать, может показаться радикальной, странной, слишком возвышенной и, в особенности, слишком христианской для того, чтобы ее применяли в реальной политике. Тем не менее именно идея прощения, примененная в Южной Африке Нельсоном Манделой, стала самой важной в деятельности Комиссии правды и применении в Южной Африке, ее активно поддерживал Дезмонд Тату в своей недавней книге «Без прощения нет будущего» (“ No Future Without Forgiveness ”). В поддержку прощения можно предложить веские доводы, которые не основаны ни на христианской, ни на какой другой теологии.

Для того, чтобы поразмышлять над этими проблемами сначала необходимо объяснить, что такое прощение. Люди могут быть прощены за совершение определенных действий . Именно людей прощают, а не действия. Если мы представим жертву, Ж, которая прощает преступника П, за моральную ошибку МО, тогда прощение включает следующие элементы:

  1. Ж преодолевает свой гнев, чувство обиды и мстительность по отношению к П;
  2. Ж преодолевает свое чувство обиды по отношению к МО;
  3. Ж замещает ощущение враждебности по отношению к П признанием П как человеческого существа, который обладает потенциалом для установления взаимоотношений морального равенства;
  4. Ж предлагает П начать все заново;
  5. Ж относит МО к прошлому и не позволяет ей определять настоящее или будущее.

Прощение не следует понимать как единичный акт. Это процесс, который требует времени.

Прощение следует отличать от понимания, извинения ( excusing ), попустительства ( condoning ) и забвения. Прощение не предполагает забвения, даже если люди часто придерживаются обратного, когда употребляют такие выражения, как «простить и забыть». Немыслимо, чтобы люди просто забывали такие серьезные неприятности и несчастья, как нанесение разного рода ущерба, заключение в тюрьму, конфискация имущества, смерть членов семьи. Идея прощения в таких ситуациях не предполагает, чтобы все это было забыто. Об этом следует помнить, но не так, чтобы поддерживать чувство обиды.

Можно выделить три типа прощения.

Двустороннее прощение : П выражает раскаяние и признает свою вину, так что П изменил свою моральную установку, и Ж отвечает на это раскаяние и признание.

Одностороннее прощение : Ж решает простить П, при том что П не выражает никакого раскаяния (П может быть мертв, или может отсутствовать или просто не раскаиваться; Ж вне зависимости от этого решает простить его, чтобы двигаться к будущему, руководствуясь морально позитивными устремлениями, ради самого Ж). Одностороннее прощение иногда называют безусловным прощением.

Побуждающее ( invitational ) прощение : Ж прощает П, при том что П не выражает никакого раскаяния, но Ж надеется, что его прощение побудит и вдохновит П к размышлению, признанию, что МО – это неправильно, к выражению раскаяния.

Прощение Нельсона Манделы, которое вызвало повсеместное восхищение, и благодаря которому, как считалось, удалось избежать большой гражданской войны в Южной Африке, правильно понимать именно как побуждающее прощение.

 

Ситуации для обсуждения
Рассуждение о ситуациях
Рассуждение об эмоциях

 

Обновление: 10.06.2005.