The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
II Летняя школа
Доброе, 22 июня - 12 июля 2005

Труди Гувье (Канада)
Тема 1. Реакция на проступок (моральные ошибки)

В целом мы можем выделить три различных типа ситуаций, в которых имеют место серьезные моральные ошибки. Первая ситуация – это (а) ситуация колониального заселения . Такой тип ситуации представлен в Канаде, Австралии, Соединенных Штатах и Южной Африке. Европейские колонисты переехали на территории, которые ранее были заняты коренными жителями. В процессе колонизации коренные жители стали жертвами расистской дискриминации, принудительного переселения, диффамации их культуры, политики принудительной ассимиляции, физического и сексуального насилия. Второй тип ситуации – это (б) ситуация гражданских войн , примером которой в последнее время служат Северная Ирландия, Сьерра Лионе, Перу и балканские государства бывшей Югославии. В таких ситуациях, когда две или более сторон борются в национальном государстве, люди, принадлежащие сторонам силового гражданского конфликта, страдают от сексуального и других видов насилия, от лишения свободы, от мучений, от потери жилья и собственности. Третий тип ситуации – это (в) последствия крайне деспотического правления . Такую ситуацию можно обнаружить в странах Латинской Америки, таких, как Уругвай, Аргентина и Чили, а также в странах Центральной, Восточной Европы и в России. Людей за мнимые нарушения закона могли посадить в тюрьму или выслать в чрезвычайно суровый исправительно-трудовой лагерь; у них могли конфисковать собственность, их могли подвергнуть религиозной дискриминации, принудительному переселению, психиатрическому лечению, оскорблению, избиению, пыткам, искалечить или убить.

Когда совершены такие серьезные моральные ошибки, их уже невозможно отменить. Другими словами, после факта их совершения никто не может добиться того, чтобы эти события не происходили. Они произошли, факты этих событий – это факты, относящиеся к прошлому государства, это факты, относящиеся к жизни и переживаниям индивидов этого государства. Люди могут по-разному объяснять эти факты, и они могут стремиться понять и оценить их с различных точек зрения. Но они не могут сделать так, чтобы эти события ушли. Они также не могут исправить последствия этих действий.

Хотя мы не можем восстановить прошлое, чтобы исправить его, тем не менее возникают вопросы о том, что мы можем сделать в ситуациях, типа (а), (б) и (в). Мы можем хотеть преобразовать неправильное в правильное , или исправить моральную ошибку. По отношению к собственности, думается, это возможно. Например, если земля была отнята по незаконному договору, это землю можно вернуть. Но по отношению ко многим моральным ошибкам реальной возможности отменить их не существует. Упущенные возможности не могут быть восстановлены. Воспоминания о жестоком обращении нелегко стереть. Детство, в котором имело место сексуальное насилие в ситуации расизма, не может быть возрождено. Так же нельзя вернуть к жизни мертвого мужа или ребенка.

Хотя никакое общество или государство не могут изменить события прошлого или в буквальном смысле исправить ошибки прошлого, игнорирование этих моральных фактов впоследствии вряд ли можно считать проявлением мудрости. Ошибки, которым не уделяется внимания, скорее всего повторятся, и жертвы, которыми пренебрегают, скорее всего затаят нездоровые обиды. Общества могут пытаться реагировать на эти ошибки следующим образом: уголовные суды над главными преступниками, комиссии правды, механизмы поддержания справедливости в сообществе, публичные извинения, программы компенсации и реабилитации. Моральные ценности, определяющие эти процессы, отличаются от возмездия, наказания и справедливости до правды, восстановления, прощения и примирения.

 

Ситуации для обсуждения
Рассуждение о ситуациях
Рассуждение об эмоциях

 

Обновление: 10.06.2005.