Институт Философии
Российской Академии Наук




  Сухов Андрей Дмитриевич
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии российской истории » Сотрудники » Сухов Андрей Дмитриевич

Сухов Андрей Дмитриевич

Сухов Андрей Дмитриевич

Год и место рождения

 

1930, Иваново

ResearcherID:V-8287-2018 

ORCID ID: 0000-0003-1189-8146

  

Образование

  • философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 1953;
  • аспирантура Института философии АН СССР, 1957.

 

Ученая степень

  • кандидат философских наук, 1959. Кандидатская диссертация: «Социальные и гносеологические корни религии»;
  • доктор философских наук, 1969. Докторская диссертация: «Философские проблемы происхождения религии».

 

Ученые звания

  • профессор, 1972;
  • доцент, 1965.

Профессиональная деятельность

  • ведущий научный сотрудник Института философии РАН, 1992 - наст. время;
  • руководитель сектора истории русской философии, 1989 - 1992;
  • руководитель сектора истории философии и атеизма в СССР, 1982 - 1989;
  • старший научный сотрудник Института философии АН СССР (РАН), 1979 - 1992;
  • научный сотрудник Академии Общественных наук при ЦК КПСС, 1964 - 1979;
  • младший научный сотрудник Института философии АН СССР, 1959 - 1964.

Сферы научных интересов

  • история русской философии;
  • философия истории;
  • философия религии.

Лекционные курсы

  • история религии и атеизма (Академии Общественных наук при ЦК КПСС), 1964 - 1979.

Научно-организационная работа

  • член ред. коллегии серии «Научно-атеистическая библиотека»;
  • член ред. коллегии серии «Вопросы научного атеизма»;
  • отв. ред. и член. ред. коллегий ряда коллективных научных трудов.

Публикации

Книги:

 

Сухов А.Д. Идеологические ориентиры в истории русской философии /М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2023. - 160 с. ISBN 978-5-88373-790-8.

Идеологические ориентиры в истории русской философии / М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2023. 160 с. 

  

Ход русской философии и ее облик на каждом конкретном этапе ее развития предопределены рядом обстоятельств. Философия - составная часть русской цивилизации и изменяется вместе с ней; она испытывает воздействие других национальных философий; облик философии всегда находится в зависимости от ее прошлого, определяется им. Но есть еще одна мера воздействия на философию, на которой в данной публикации и хотелось бы специально остановиться. Это - воздействие на нее идеологических образований. Их роль в развитии философской мысли - в числе проблем, подлежащих изучению. Философия, рассмотренная в таком аспекте, свидетельствует, что те или иные ее проявления связаны с вполне определенными идеологическими системами. Последние, различные по своей социальной природе, по-разному направляли и ориентировали философскую мысль, предваряли и предопределяли философский поиск, давали ему целенаправленность, стимулировали его, отражались на его результатах.

 

 Сухов А.Д. Открытость русской философии. М.: Канон+. 2021 г. 192 стр. ISBN 978–5-88373-648-2

Открытость русской философии. М.: Канон+, 2021. 192 с. 

 

В числе характерных признаков русской философии – ее открытость, контакты с другими формами общественного сознания. Она выходила за собственные пределы, проникала в иные сферы, взаимодействовала с теологией, литературой и литературной критикой, естествознанием, исторической наукой, искусством. Без учета того, что было сделано на этой философской периферии, воспроизведение истории русской философии не будет полным.

Русские философствующие историки. М.: Канон+, 2016. 160 с. Переиздание: 2018, 2019.

 

В XVIII-XIX столетиях в русской мысли на грани двух наук, истории и философии, сложилось особое направление, являющееся составной частью истории, но не чуждое философии. Те, кто принадлежал к нему, и были философствующими историками. Как историки они хорошо известны и достаточно изучены. Как о философах о них обычно упоминается лишь попутно - в связи с основным видом их деятельности. Цель данной монографии - выявление философского начала в научном поиске их, анализ воздействия, оказанного ими на отдельные отрасли привлеченной ими науки - философию истории, философию социальную и политическую, философию религии и др.

 

Отзыв на сайте издательства

Сухов, А.Д. Философия религии в марксизме и русском материализме XIX в. [Текст]


Философия религии в марксизме и русском материализме XIX в.М.: ИФ РАН, 2014. 98 с.

 

В работе сопоставлены две философии религии - в марксизме и русском философском материализме XIX в. Показано, что у русских мыслителей те же предшественники, как и в марксизме, что они также использовали диалектический метод, переосмыслив его материалистически, что они материалистически воспринимали общество, его компоненты, религию - в том числе. Исследована проблематика этих философий религии: причины религиозности, место религии в жизни человека и общества, функции, ею выполняемые, ее структура и особенности - сравнительно с другими сферами духа. Выяснено, что эти концепции, отличаясь мерой постижения изучаемых явлений и категориальным аппаратом, несмотря на то, что они создавались независимо одна от другой, имели сходство; они аналогичным образом трактуют объект своего исследования. Определена значимость этих концепций в истории философии и истории общества.

 
  • Русская философия: характерные признаки и представители, особенности развития. М.: Канон+, 2012. 640 с.;
  • Материалистическое философствование в русском естествознании XIX–XX вв. М.: ИФ РАН, 2011. 133 с.;
  • Литературно-философские кружки в истории русской философии (20-50-е гг. XIX в.). М.: ИФ РАН, 2009. 151 с.;
  • Кропоткин как философ. М.: ИФ РАН, 2007. 141 с.;
  • Материалистическая традиция в русской философии. М.: ИФ РАН, 2005. 260 с.;
  • Яснополянский мудрец. Традиции русского философствования в творчестве Л.Н. Толстого. М.: ИФ РАН, 2001. 145 с.;
  • Столетняя дискуссия. Западничество и самобытность в русской философии. М.: ИФ РАН, 1998. 198 с.;
  • Русская философия. Особенности, традиции, исторические судьбы. М.: ИФ РАН, 1995. 157 с.;
  • Сто русских философов. Биографический словарь (со­ст. и ред.). М.: Мирта, 1995. 316 с.;
  • Хомяков, философ славянофильства. М.: ИФ РАН, 1993. 88 с.;
  • Атеистические традиции в русской философии. М.: Знание, 1989. 64 с.;
  • Русская философия: пути развития (очерки теоретической истории). М.: Наука, 1989. 208 с.;
  • Введение христианства на Руси (отв. ред.). М.: Мысль, 1987. 302 с.;
  • Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения (ред.). М.: Мысль, 1986. 285 с.;
  • История философии в СССР. Том 5.1 / Под ред. В.Е. Евграфова... А.Д. Сухов (ред.). М.: Наука, 1985. 800 с.;
  • Прогресс и история. М.: Мысль, 1983. 114 с.;
  • Атеизм передовых русских мыслителей. М.: Мысль, 1980. 250 с.;
  • Религия в истории общества. М.: Наука, 1979. 98 с.;
  • Естествоиспытатели и религия. М.: Наука, 1975. 162 с.;
  • Религия как общественный феномен (философские проблемы исследования). М.: Мысль, 1973. 147 с.;
  • О корнях религии. М.: Знание, 1970. 34 с.;
  • Философские проблемы происхождения религии. М.: Мысль, 1967. 287 с.;
  • Социальные и гносеологически корни религии. М.: АН СССР, 1961. 143 с.

 

 

Статьи:

 

Смотрите также: Библиография исследований религиозно-философской мысли Древней Руси (сост. Екатерина Узкова)

 

Основные научные результаты

  • В работах Сухова анализируются направления философского процесса в русской мысли, особенности этого процесса, его движущие силы; дается характеристика основных этапов русской философии; выявляется преемственность между ними. Исследуя специфику русской философии, Сухов обращает внимание на такие ее черты, как рассредоточенность идей в общественном сознании, большой пласт устной философии, персонификацию философских концепций в жизни и поведении их создателей, выпадение многих произведений из обихода вскоре после написания или издания и включение их впоследствии в иную философскую среду, постоянные тенденции в материализме  и идеализме соответственно к атеизму и религии, а также то, что ни одна другая философия не содержит так много размышлений о судьбах своей страны.
  • В области философии истории основная сфера интересов Сухова – исторический прогресс, различные его конкретные формы и сопутствующие ему явления: социальная дивергенция и интеграция, переходные и промежуточные образования, классические формационные образцы и т.н. идеальные общества, социальная мимикрия, альтернативность, социальные эстафеты.
  • В работах по философии религии процесс религиозного отражения исследуется как сложный и многоступенчатый, опосредованный многими социальными звеньями и проявлениями общественного сознания. Прослеживается, каким образом общественные перемены вызывают сдвиги в духовной сфере общества и, в конечном счете, в религиозном сознании, вызывая в нем адекватные перестройки; объясняется при каких условиях религия выполняет функции катализатора социальных процессов или же, напротив, их стабилизатора, консерватора. Религия берется в качестве социального индикатора, что дает возможность при посредстве ее представлений устанавливать характер социального бытия на различных этапах его истории – в тех случаях, когда иным путем, вследствие утраты других свидетельств, это сделать затруднительно.
 Интервью

 Е-mail:  h.puck@mail.ru