Институт Философии
Российской Академии Наук




  Сухов Андрей Дмитриевич
Главная страница » » Сектор философских исследований идеологических процессов » Сотрудники » Сухов Андрей Дмитриевич

Сухов Андрей Дмитриевич

Сухов Андрей Дмитриевич

Год и место рождения

 

1930, Иваново

orcid.org/0000-0003-1189-8146

ResearcherID: V-8287-2018

 

 

Образование

  • философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 1953;
  • аспирантура Института философии АН СССР, 1957.

 

Ученая степень

  • кандидат философских наук, 1959. Кандидатская диссертация: «Социальные и гносеологические корни религии»;
  • доктор философских наук, 1969. Докторская диссертация: «Философские проблемы происхождения религии».

 

Ученые звания

  • профессор, 1972;
  • доцент, 1965.

Профессиональная деятельность

  • ведущий научный сотрудник Института философии РАН, 1992 - наст. время;
  • руководитель сектора истории русской философии, 1989 - 1992;
  • руководитель сектора истории философии и атеизма в СССР, 1982 - 1989;
  • старший научный сотрудник Института философии АН СССР (РАН), 1979 - 1992;
  • научный сотрудник Академии Общественных наук при ЦК КПСС, 1964 - 1979;
  • младший научный сотрудник Института философии АН СССР, 1959 - 1964.

Сферы научных интересов

  • история русской философии;
  • философия истории;
  • философия религии.

Лекционные курсы

  • история религии и атеизма (Академии Общественных наук при ЦК КПСС), 1964 - 1979.

Научно-организационная работа

  • член ред. коллегии серии «Научно-атеистическая библиотека»;
  • член ред. коллегии серии «Вопросы научного атеизма»;
  • отв. ред. и член. ред. коллегий ряда коллективных научных трудов.

Публикации

Книги:

 

Русские философствующие историки. М.: Канон+, 2016. 160 с.


В XVIII-XIX столетиях в русской мысли на грани двух наук, истории и философии, сложилось особое направление, являющееся составной частью истории, но не чуждое философии. Те, кто принадлежал к нему, и были философствующими историками. Как историки они хорошо известны и достаточно изучены. Как о философах о них обычно упоминается лишь попутно - в связи с основным видом их деятельности. Цель данной монографии - выявление философского начала в научном поиске их, анализ воздействия, оказанного ими на отдельные отрасли привлеченной ими науки - философию истории, философию социальную и политическую, философию религии и др.

 

Отзыв на сайте издательства

Сухов, А.Д. Философия религии в марксизме и русском материализме XIX в. [Текст]


Философия религии в марксизме и русском материализме XIX в. М.: ИФ РАН, 2014. 98 с.

 

В работе сопоставлены две философии религии - в марксизме и русском философском материализме XIX в. Показано, что у русских мыслителей те же предшественники, как и в марксизме, что они также использовали диалектический метод, переосмыслив его материалистически, что они материалистически воспринимали общество, его компоненты, религию - в том числе. Исследована проблематика этих философий религии: причины религиозности, место религии в жизни человека и общества, функции, ею выполняемые, ее структура и особенности - сравнительно с другими сферами духа. Выяснено, что эти концепции, отличаясь мерой постижения изучаемых явлений и категориальным аппаратом, несмотря на то, что они создавались независимо одна от другой, имели сходство; они аналогичным образом трактуют объект своего исследования. Определена значимость этих концепций в истории философии и истории общества.


Статьи:

Далее >>

 

Смотрите также: Библиография исследований религиозно-философской мысли Древней Руси (сост. Екатерина Узкова)

 

Основные научные результаты

  • В работах Сухова анализируются направления философского процесса в русской мысли, особенности этого процесса, его движущие силы; дается характеристика основных этапов русской философии; выявляется преемственность между ними. Исследуя специфику русской философии, Сухов обращает внимание на такие ее черты, как рассредоточенность идей в общественном сознании, большой пласт устной философии, персонификацию философских концепций в жизни и поведении их создателей, выпадение многих произведений из обихода вскоре после написания или издания и включение их впоследствии в иную философскую среду, постоянные тенденции в материализме  и идеализме соответственно к атеизму и религии, а также то, что ни одна другая философия не содержит так много размышлений о судьбах своей страны.
  • В области философии истории основная сфера интересов Сухова – исторический прогресс, различные его конкретные формы и сопутствующие ему явления: социальная дивергенция и интеграция, переходные и промежуточные образования, классические формационные образцы и т.н. идеальные общества, социальная мимикрия, альтернативность, социальные эстафеты.
  • В работах по философии религии процесс религиозного отражения исследуется как сложный и многоступенчатый, опосредованный многими социальными звеньями и проявлениями общественного сознания. Прослеживается, каким образом общественные перемены вызывают сдвиги в духовной сфере общества и, в конечном счете, в религиозном сознании, вызывая в нем адекватные перестройки; объясняется при каких условиях религия выполняет функции катализатора социальных процессов или же, напротив, их стабилизатора, консерватора. Религия берется в качестве социального индикатора, что дает возможность при посредстве ее представлений устанавливать характер социального бытия на различных этапах его истории – в тех случаях, когда иным путем, вследствие утраты других свидетельств, это сделать затруднительно.
 Е-mail: gromov@iphras.ru