|
Год и место рождения
1930, Иваново
ResearcherID:V-8287-2018
ORCID ID: 0000-0003-1189-8146
Образование
- философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 1953;
- аспирантура Института философии АН СССР, 1957.
Ученая степень
- кандидат философских наук, 1959. Кандидатская диссертация: «Социальные и гносеологические корни религии»;
- доктор философских наук, 1969. Докторская диссертация: «Философские проблемы происхождения религии».
|
Ученые звания
|
- профессор, 1972;
- доцент, 1965.
|
Профессиональная деятельность
|
- ведущий научный сотрудник Института философии РАН, 1992 - наст. время;
- руководитель сектора истории русской философии, 1989 - 1992;
- руководитель сектора истории философии и атеизма в СССР, 1982 - 1989;
- старший научный сотрудник Института философии АН СССР (РАН), 1979 - 1992;
- научный сотрудник Академии Общественных наук при ЦК КПСС, 1964 - 1979;
- младший научный сотрудник Института философии АН СССР, 1959 - 1964.
|
Сферы научных интересов
|
- история русской философии;
- философия истории;
- философия религии.
|
Лекционные курсы
|
- история религии и атеизма (Академии Общественных наук при ЦК КПСС), 1964 - 1979.
|
Научно-организационная работа
|
- член ред. коллегии серии «Научно-атеистическая библиотека»;
- член ред. коллегии серии «Вопросы научного атеизма»;
- отв. ред. и член. ред. коллегий ряда коллективных научных трудов.
|
Публикации
|
Книги:
|
|
Идеологические ориентиры в истории русской философии / М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2023. 160 с.
Ход русской философии и ее облик на каждом конкретном этапе ее развития предопределены рядом обстоятельств. Философия - составная часть русской цивилизации и изменяется вместе с ней; она испытывает воздействие других национальных философий; облик философии всегда находится в зависимости от ее прошлого, определяется им. Но есть еще одна мера воздействия на философию, на которой в данной публикации и хотелось бы специально остановиться. Это - воздействие на нее идеологических образований. Их роль в развитии философской мысли - в числе проблем, подлежащих изучению. Философия, рассмотренная в таком аспекте, свидетельствует, что те или иные ее проявления связаны с вполне определенными идеологическими системами. Последние, различные по своей социальной природе, по-разному направляли и ориентировали философскую мысль, предваряли и предопределяли философский поиск, давали ему целенаправленность, стимулировали его, отражались на его результатах.
|
|
Открытость русской философии. М.: Канон+, 2021. 192 с.
В числе характерных признаков русской философии – ее открытость, контакты с другими формами общественного сознания. Она выходила за собственные пределы, проникала в иные сферы, взаимодействовала с теологией, литературой и литературной критикой, естествознанием, исторической наукой, искусством. Без учета того, что было сделано на этой философской периферии, воспроизведение истории русской философии не будет полным.
|
|
Русские философствующие историки. М.: Канон+, 2016. 160 с. Переиздание: 2018, 2019.
В XVIII-XIX столетиях в русской мысли на грани двух наук, истории и философии, сложилось особое направление, являющееся составной частью истории, но не чуждое философии. Те, кто принадлежал к нему, и были философствующими историками. Как историки они хорошо известны и достаточно изучены. Как о философах о них обычно упоминается лишь попутно - в связи с основным видом их деятельности. Цель данной монографии - выявление философского начала в научном поиске их, анализ воздействия, оказанного ими на отдельные отрасли привлеченной ими науки - философию истории, философию социальную и политическую, философию религии и др.
Отзыв на сайте издательства
|
|
Философия религии в марксизме и русском материализме XIX в.М.: ИФ РАН, 2014. 98 с.
В работе сопоставлены две философии религии - в марксизме и русском философском материализме XIX в. Показано, что у русских мыслителей те же предшественники, как и в марксизме, что они также использовали диалектический метод, переосмыслив его материалистически, что они материалистически воспринимали общество, его компоненты, религию - в том числе. Исследована проблематика этих философий религии: причины религиозности, место религии в жизни человека и общества, функции, ею выполняемые, ее структура и особенности - сравнительно с другими сферами духа. Выяснено, что эти концепции, отличаясь мерой постижения изучаемых явлений и категориальным аппаратом, несмотря на то, что они создавались независимо одна от другой, имели сходство; они аналогичным образом трактуют объект своего исследования. Определена значимость этих концепций в истории философии и истории общества.
|
|
- Русская философия: характерные признаки и представители, особенности развития. М.: Канон+, 2012. 640 с.;
- Материалистическое философствование в русском естествознании XIX–XX вв. М.: ИФ РАН, 2011. 133 с.;
- Литературно-философские кружки в истории русской философии (20-50-е гг. XIX в.). М.: ИФ РАН, 2009. 151 с.;
- Кропоткин как философ. М.: ИФ РАН, 2007. 141 с.;
- Материалистическая традиция в русской философии. М.: ИФ РАН, 2005. 260 с.;
- Яснополянский мудрец. Традиции русского философствования в творчестве Л.Н. Толстого. М.: ИФ РАН, 2001. 145 с.;
- Столетняя дискуссия. Западничество и самобытность в русской философии. М.: ИФ РАН, 1998. 198 с.;
- Русская философия. Особенности, традиции, исторические судьбы. М.: ИФ РАН, 1995. 157 с.;
- Сто русских философов. Биографический словарь (сост. и ред.). М.: Мирта, 1995. 316 с.;
- Хомяков, философ славянофильства. М.: ИФ РАН, 1993. 88 с.;
- Атеистические традиции в русской философии. М.: Знание, 1989. 64 с.;
- Русская философия: пути развития (очерки теоретической истории). М.: Наука, 1989. 208 с.;
- Введение христианства на Руси (отв. ред.). М.: Мысль, 1987. 302 с.;
- Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения (ред.). М.: Мысль, 1986. 285 с.;
- История философии в СССР. Том 5.1 / Под ред. В.Е. Евграфова... А.Д. Сухов (ред.). М.: Наука, 1985. 800 с.;
- Прогресс и история. М.: Мысль, 1983. 114 с.;
- Атеизм передовых русских мыслителей. М.: Мысль, 1980. 250 с.;
- Религия в истории общества. М.: Наука, 1979. 98 с.;
- Естествоиспытатели и религия. М.: Наука, 1975. 162 с.;
- Религия как общественный феномен (философские проблемы исследования). М.: Мысль, 1973. 147 с.;
- О корнях религии. М.: Знание, 1970. 34 с.;
- Философские проблемы происхождения религии. М.: Мысль, 1967. 287 с.;
- Социальные и гносеологически корни религии. М.: АН СССР, 1961. 143 с.
|
|
Статьи:
Смотрите также: Библиография исследований религиозно-философской мысли Древней Руси (сост. Екатерина Узкова)
|
Основные научные результаты
|
- В работах Сухова анализируются направления философского процесса в русской мысли, особенности этого процесса, его движущие силы; дается характеристика основных этапов русской философии; выявляется преемственность между ними. Исследуя специфику русской философии, Сухов обращает внимание на такие ее черты, как рассредоточенность идей в общественном сознании, большой пласт устной философии, персонификацию философских концепций в жизни и поведении их создателей, выпадение многих произведений из обихода вскоре после написания или издания и включение их впоследствии в иную философскую среду, постоянные тенденции в материализме и идеализме соответственно к атеизму и религии, а также то, что ни одна другая философия не содержит так много размышлений о судьбах своей страны.
- В области философии истории основная сфера интересов Сухова – исторический прогресс, различные его конкретные формы и сопутствующие ему явления: социальная дивергенция и интеграция, переходные и промежуточные образования, классические формационные образцы и т.н. идеальные общества, социальная мимикрия, альтернативность, социальные эстафеты.
- В работах по философии религии процесс религиозного отражения исследуется как сложный и многоступенчатый, опосредованный многими социальными звеньями и проявлениями общественного сознания. Прослеживается, каким образом общественные перемены вызывают сдвиги в духовной сфере общества и, в конечном счете, в религиозном сознании, вызывая в нем адекватные перестройки; объясняется при каких условиях религия выполняет функции катализатора социальных процессов или же, напротив, их стабилизатора, консерватора. Религия берется в качестве социального индикатора, что дает возможность при посредстве ее представлений устанавливать характер социального бытия на различных этапах его истории – в тех случаях, когда иным путем, вследствие утраты других свидетельств, это сделать затруднительно.
|
Интервью |
|
Е-mail: h.puck@mail.ru
|
|