Розов Михаил Александрович |
|
|
|
Год и место рождения/смерти
|
1930, г. Смоленск - 2011, г.Москва
Светлая память М.А.Розову
|
Образование
|
В 1955 году окончил философский факультет Санкт-Петербургского университета.
|
Ученые степени
|
Доктор философских наук. Докторская диссертация в форме научного доклада «Научное знание и механизмы социальной памяти», МГУ 1990 г.
Кандидат философских наук. Диссертация «Научная абстракция и ее виды», ИФ АН СССР, 1965 г.
|
Ученые звания
|
Профессор – 1997 г.
|
Сфера научных интересов
|
Эпистемология, философия и методология науки, этика.
|
Профессиональная деятельность
|
Основная:
Государственный Университет – Высшая школа экономики. Профессор.
Дополнительная:
И.о. главного научного сотрудника ИФ РАН.
|
Лекционные курсы
|
Философия науки, концепции современного естествознания, философия управления, теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии, история науки, методологические проблемы гуманитарного познания.
|
Руководство аспирантами |
Под руководством Розова защищено 7 кандидатских диссертаций.
|
Научные публикации
|
Монографии:
- Розов М.А. Научная абстракция и ее виды. Новосибирск, 1965;
- Розов М.А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний. Новосибирск, 1977;
- Степин В.С. Горохов В.Г. Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996;
- Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. Смоленск, 2006.
Коллективные труды:
- Интегративные процессы в современном мире. М.,1989;
- Время и бытие человека. М., 1991;
- Типы рациональности в культуре. М.,1992;
- Теория познания. Т. 4. Познание социальной реальности. М., 1995.
- Исторические типы рациональности. Т. 1. М., 1995;
- Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996;
- Наука в культуре. М., 1998; Философия, наука, цивилизация. М., 1999;
- Рациональность на перепутье. Книга I. М., 1999;
- Альтернативные миры знания. Спб., 2000;
- Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2000;
- Уранос и Кронос. Хронотоп человеческого мира. М., 2001;
- Познающее мышление и социальное действие (Наследие Г.П. Щедровицкого в контексте отечественной и мировой философской мысли) М., 2004;
- Человек, наука, цивилизация. К 70-летию академика Российской Академии наук В.С. Степина. М., 2004;
- Наука глазами гуманитария. М., 2005.
Основные статьи: К методологии исследования феномена идеального // Методологические проблемы науки. Новосибирск,1981;
- Проблема ценностей и развитие науки // Наука и ценности. Новосибирск, 1987;
- К методологии анализа рефлектирующих систем // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987;
- Философия и проблема свободы человека // Философская культура личности и научно-технический прогресс. Новосибирск,1987;
- Философия без сообщества? // Вопросы философии, 1988. № 8;
- Рассуждения об интеллигентности или пророчество Бам-Грана // Вестник высшей школы. 1989. № 6;
- О разнообразии научных революций (в соавторстве с Н.И. Кузнецовой) // Традиции и революции в истории науки. М.,1991;
- Карл Бэр о формировании науки и «Божественная эпистемология» // Вопросы истории естествознания и техники. 1992. № 4;
- Прошлое как ценность // Путь. 1992. № 1; Презентизм и антикваризм – две картины истории // Вопросы истории естествознания и техники. 1994.№ 3;
- Классификация и теория как системы знания // На пути к теории классификации. Новосибирск, 1995; История науки на распутье. (в соавторстве с Н.И. Кузнецовой) // Вопросы истории естествознания и техники. 1996. № 1;
- Знание как объект исследования. Воспоминания о работе новосибирского семинара (1963-1980) // Вопросы философии. 1998. № 1;
- Что такое теория социальных эстафет // Идея подражания в гуманитарном познании в очерках и извлечениях. Новосибирск, 1998;
- Задачи и проблемы философии науки // На теневой стороне. Материалы к истории семинара М.А.Розова по эпистемологии и философии науки в Новосибирском Академгородке. Новосибирск, 2004;
- Феномен социальных эстафет. Сборник статей. Смоленск, 2004; В поисках Жар-птицы // Вопросы философии. 2005. № 6; К методологии анализа этоса науки // Философия науки. Выпуск 11. М., 2005;
- Проблема способа бытия семиотических объектов // Эпистемология & Философия науки. 2006. Т. VIII. № 2.
- The mode of existence of mathematical objects // Philosophia Mathematica. An International Journal for Philosophy of Mathematics II second series, vol. 4 (1989) № 2.
|
Основные
научные результаты
|
Розов на протяжении многих лет разрабатывает теорию социальных эстафет, развивая идеи, заложенные в социологии Г. Тардом, а в философии науки – М. Полани и Т.Куном. Под социальной эстафетой понимается воспроизведение человеческого поведения и деятельности по непосредственным образцам. Речь фактически идет о базовых механизмах социальной памяти, лежащих в основе языка и речи, в основе познания, науки и культуры в целом. Вслед за Г. Тардом Розов проводит аналогию между социальными институтами и волной, вводит понятие социального куматоида (от греческого kuma – волна), понимая под этим социальные программы поведения и деятельности, живущие на постоянно обновляемом материале. Опираясь на эти представления, Розов предлагает решение целого ряда фундаментальных проблем: проблемы способа бытия семиотических объектов, включая знаки, знания, научные теории, литературные произведения; проблемы соотношения наук объясняющих и понимающих; проблемы соотношения презентизма и антикваризма в исторических исследованиях; методологические проблемы изучения систем с рефлексией. В последнем случае вводится понятие надрефлексивной исследовательской позиции. В эпистемологии Розов на базе концепции социальных эстафет развивает идеи К. Поппера об объективном знании, предлагая, в частности, экспликацию таких понятий, как «строение знания», «структура теории», «идеальные объекты», «теоретический конструктор». Разрабатывая теорию систем с рефлексией, Розов вводит представления о рефлексивных преобразованиях и рефлексивной симметрии, понимая в последнем случае такие акты деятельности, которые отличаются друг от друга только целевыми установками. Это оказывается важным при анализе инновационных процессов и выводит к тому же на исследование таких явлений, как социальная мимикрия. В философии науки Розов идет по пути Куна, существенно перерабатывая, однако, его модель нормальной науки за счет введения в дисциплинарную матрицу программ систематизации знания (коллекторских программ), задающих границы научных дисциплин. Это делает модель науки гораздо более динамичной, чем у Куна, значительно расширяя возможности межнаучных контактов. Для работ Розова характерны постоянные аналогии между естествознанием и гуманитарными науками и попытки найти здесь категориальный изоморфизм. В своих работах, в частности, он постоянно использует принцип дополнительности Н. Бора применительно к описанию социальных явлений.
|
Награды
|
|
|