Институт Философии
Российской Академии Наук




  Розов Михаил Александрович
Главная страница » » Сектор теории познания » Сотрудники » Розов Михаил Александрович

Розов Михаил Александрович


Год и место рождения/смерти

 

1930, г. Смоленск - 2011, г.Москва

Светлая память М.А.Розову

Образование

В 1955 году окончил философский факультет Санкт-Петербургского университета.

Ученые степени

Доктор философских наук. 
Докторская диссертация в форме научного доклада «Научное знание и механизмы социальной памяти», МГУ 1990 г.

Кандидат философских наук. 
Диссертация «Научная абстракция и ее виды», ИФ АН СССР, 1965 г.

Ученые звания

Профессор   1997 г.

Сфера научных интересов

Эпистемология, философия и методология науки, этика.

Профессиональная деятельность

Основная:

Государственный Университет – Высшая школа экономики. Профессор.

 

Дополнительная:

И.о. главного научного сотрудника ИФ РАН.

Лекционные курсы

Философия науки, концепции современного естествознания, философия управления, теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии, история науки, методологические проблемы гуманитарного познания.

Руководство аспирантами

Под руководством Розова защищено 7 кандидатских диссертаций.

Научные публикации

Монографии:

  • Розов М.А. Научная абстракция и ее виды. Новосибирск, 1965;
  • Розов М.А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний. Новосибирск, 1977;
  • Степин В.С. Горохов В.Г. Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996;
  • Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. Смоленск, 2006.


Коллективные труды:

  • Интегративные процес­сы в современном мире. М.,1989;
  • Время и бытие человека. М., 1991;
  • Типы рациональ­ности в культуре. М.,1992;
  • Теория познания. Т. 4. Познание социальной реальности. М., 1995.
  • Исторические типы рациональности. Т. 1. М., 1995;
  • Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996;
  • Наука в культуре. М., 1998; Философия, наука, цивили­зация. М., 1999;
  • Рациональность на перепутье. Книга I. М., 1999;
  • Альтернативные миры знания. Спб., 2000;
  • Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2000;
  • Уранос и Кронос. Хронотоп человечес­кого мира. М., 2001;
  • Познающее мышление и социальное действие (Наследие Г.П. Щедро­вицкого в контексте отечественной и миро­вой философской мысли) М., 2004;
  • Человек, наука, цивилизация. К 70-летию академика Российской Академии наук В.С. Степина. М., 2004;
  • Наука глазами гуманитария. М., 2005.
    Основные статьи: К методологии исследования феномена иде­ального // Методологические пробле­мы науки. Новосибирск,1981;
  • Проблема ценностей и развитие науки // Наука и ценности. Новосибирск, 1987;
  • К методологии анализа рефлектирующих систем // Проблемы рефлексии. Ново­сибирск, 1987;
  • Философия и проблема свободы человека // Философская культура лич­ности и научно-тех­нический прогресс. Новосибирск,1987;
  • Философия без сообщества? // Вопросы философии, 1988. № 8;
  • Рассуждения об интеллигентности или пророчество Бам-Грана // Вестник высшей школы. 1989. № 6;
  • О разнообразии научных революций (в соавторстве с Н.И. Кузнецовой) // Традиции и революции в истории науки. М.,1991;
  • Карл Бэр о формировании науки и «Божественная эпистемология» // Вопросы истории естествознания и техники. 1992. № 4;
  • Прошлое как ценность // Путь. 1992. № 1; Презентизм и антикваризм – две картины истории // Вопросы истории естествознания и техники. 1994.№ 3;
  • Классификация и теория как системы знания // На пути к теории классификации. Новосибирск, 1995; История науки на распутье. (в соавторстве с Н.И. Кузнецовой) // Вопросы истории естествознания и техники. 1996. № 1;
  • Знание как объект исследования. Воспоминания о работе новосибирского семинара (1963-1980) // Вопросы философии. 1998. № 1;
  • Что такое теория социальных эстафет // Идея подражания в гумани­тарном познании в очерках и извлечениях. Новоси­бирск, 1998;
  • Задачи и проблемы философии науки // На теневой стороне. Материалы к истории семинара М.А.Розова по эпистемологии и философии науки в Новосибирском Академгородке. Новосибирск, 2004;
  • Феномен социальных эстафет. Сборник статей. Смоленск, 2004; В поисках Жар-птицы // Вопросы философии. 2005. № 6; К методологии анализа этоса науки // Философия науки. Выпуск 11. М., 2005;
  • Проблема способа бытия семиотических объектов // Эпистемология & Фи­лософия науки. 2006. Т. VIII. № 2.
  • The mode of existence of mathematical objects // Philosophia Mathematica. An International Journal for Philosophy of Mathematics II second series, vol. 4 (1989) № 2.

Основные

научные результаты

Розов на протяжении многих лет разрабатывает теорию социальных эстафет, развивая идеи, заложенные в социологии Г. Тардом, а в философии науки – М. Полани и Т.Куном. Под социальной эстафетой понимается воспроизведение человеческого поведения и деятельности по непосредственным образцам. Речь фактически идет о базовых механизмах социальной памяти, лежащих в основе языка и речи, в основе познания, науки и культуры в целом. Вслед за Г. Тардом Розов проводит аналогию между социальными институтами и волной, вводит понятие социального куматоида (от греческого kuma – волна), понимая под этим социальные программы поведения и деятельности, живущие на постоянно обновляемом материале. Опираясь на эти представления, Розов предлагает решение целого ряда фундаментальных проблем: проблемы способа бытия семиотических объектов, включая знаки, знания, научные теории, литературные произведения; проблемы соотношения наук объясняющих и понимающих; проблемы соотношения презентизма и антикваризма в исторических исследованиях; методологические проблемы изучения систем с рефлексией. В последнем случае вводится понятие надрефлексивной исследовательской позиции. В эпистемологии Розов на базе концепции социальных эстафет развивает идеи К. Поппера об объективном знании, предлагая, в частности, экспликацию таких понятий, как «строение знания», «структура теории», «идеальные объекты», «теоретический конструктор». Разрабатывая теорию систем с рефлексией, Розов вводит представления о рефлексивных преобразованиях и рефлексивной симметрии, понимая в последнем случае такие акты деятельности, которые отличаются друг от друга только целевыми установками. Это оказывается важным при анализе инновационных процессов и выводит к тому же на исследование таких явлений, как социальная мимикрия. В философии науки Розов идет по пути Куна, существенно перерабатывая, однако, его модель нормальной науки за счет введения в дисциплинарную матрицу программ систематизации знания (коллекторских программ), задающих границы научных дисциплин. Это делает модель науки гораздо более динамичной, чем у Куна, значительно расширяя возможности межнаучных контактов. Для работ Розова характерны постоянные аналогии между естествознанием и гуманитарными науками и попытки найти здесь категориальный изоморфизм. В своих работах, в частности, он постоянно использует принцип дополнительности Н. Бора применительно к описанию социальных явлений.

Награды