Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научные результаты
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Центр изучения социокультурных изменений » Научные результаты

Научные результаты

 

   C  1985 г. руководитель Центра Н.И.Лапин  сосредоточил внимание на изучении начавшейся после распада СССР социокультурной трансформации (реформации) России, в особенности на роли базовых ценностей населения как возможных аттракторов трансформации общества и эволюции всего российского цивилизационного процесса. На решение этой задачи был нацелен Всероссийский мониторинг «Ценности и интересы населения России» (проводится с 1990 г., через 4-5 лет по настоящее время). Его результаты свидетельствуют об устойчивости основной аксиологической альтернативы современной России: большинство населения (около 80%) поддерживает ценности повседневного гуманизма, а меньшинство (15-17%) привержено ценностям властолюбивого авторитаризма, которые навязывает остальным с помощью инструментов власти – в политике, экономике, идеологии, быту.   Изучение процессов социокультурной трансформации потребовало существенного переосмысления теоретико-методологических предпосылок общей социологии и социальной философии. Недостаточность исторического монизма побудила к поискам вариантов плюралистического понимания истории. Возобновился интерес к социокультурному подходу (М.Вебер, П.Сорокин), который  означает не просто взаимосвязь социальности и культуры, а фактическое их взаимопроникновение. Н.И.Лапин провел специальный анализ «неразрывной триады» П.Сорокина «личность, общество, культура» и предложил современную, антропно-деятельностную интерпретацию классического социокультурного подхода, обосновал совокупность его принципов. Было показано, что обращение к изучению социокультурной модернизации как способа цивилизационной эволюции России  выступает как конкретизация принципов универсального эволюционизма применительно к одной из основных сфер бытия – социокультурной. Взаимопроникновение паритетных компонент этой сферы образует синергийную сложность ее объектов, их регулирование должно иметь соответствующую сложность.  

   Разработаны авторские методики изучения уровня и качества жизни, социального расслоения общества, проблем формирования и развития среднего класса. В постоянном режиме изучается социальная стратификация российского общества, адаптация  социальных групп и слоев в новой реальности, социальные практики возрастных когорт, проблемы формирования среднего класса в России, изменения уровня и качества жизни населения.  Сделаны выводы о характере материального и  социального расслоения российского общества в постсоветский период. Эмпирической основой исследования служат материалы статистики и данные всероссийского мониторинга «Наши ценности и интересы сегодня».

   В Центре  разработана Типовая методика по составлению социокультурного портрета региона, которая широко применяется в регионах России. Создана сеть из 25 научных организаций, изучающих социокультурные проблемы своих регионов по типовой методике.

    Проведен анализ «социального пространства» России как системы статусов социальных акторов, определены деформации социального пространства страны и регионов, накопления в нем социальных и иных напряжений, предложены индикаторы для измерения напряжений социального пространства, апробированные на материалах российских регионов.

    Проанализирован социальный  капитал  в современной России как характеристика системы общественных отношений, оказывающая  влияние на процессы модернизации общества. Использование трехфакторной модели социального капитала: норм взаимности, доверия и социальных сетей, представленной с помощью индивидуальных индикаторов, показало различия в объемах, структуре  и качестве социального капитала в регионах России, что  необходимо учитывать при разработке стратегии модернизации каждого региона. Разный уровень готовности регионов к демократии и самоуправлению - это отправная точка в наращивании социального капитала в соответствии с традициями и опытом социального взаимодействия.

    Дана оценка состояния нематериального капитала в современной России и роли его структурных частей – человеческого, культурного, социального   – в модернизации российского общества. Эти части (виды) капитала составляют основу инновационной деятельности, создания инновационного типа экономики. Сравнение их состояния в России со странами Европы показало, что их роль в России неадекватна современным тенденциям мирового развития и недоиспользуется по сравнению с материальным капиталом страны, прежде всего природным.

    Проведен анализ внутренних социокультурных вызовов, создающих риски развития России: вызовы, рождаемые природной средой и наличной территорией страны в соотнесении с другими источниками экономического роста и улучшения качества жизни населения; вызовы, определяемые количеством и качеством человеческого капитала, и вызовы, исходящие из состояния институциональной среды и структурации общества.

   В рамках участия в общеинститутской мегатеме «Проект цивилизационного развития России» (2018-2024) предложена  концепция гетерогенного цивилизационного состояния российского общества. На материалах эмпирического исследования 2023 г. показано разнообразие предпочтений путей развития России населением, а также гетерогенность действующего в стране института собственности.

   Обоснована необходимость создания социально-философской (трансдисциплинарной) версии теории цивилизации человечества и отдельных цивилизаций. Доказана продуктивность понимания и употребления концепта «цивилизация» в двух значениях: как всемирно-исторической тенденции, и как исторически конкретных форм реализации этой тенденции в виде «локальных цивилизаций». Последние также целесообразно интерпретировать в двух модусах осуществления: как «процессы» и как «состояния». В каждый отдельно взятый момент времени цивилизации в качестве больших, но неоднородных, сообществ характеризуются определенным состоянием общественных (политических, экономических, культурных и т.д.) порядков совместной жизни для многочисленных народов (этносов), проживающих на их территориях. Но это состояние общественных порядков совместной жизни процессуально: т.е. изменяемо в ходе модернизаций и социальных революций. Применительно к России, Китаю, Индии и др. «государствам-цивилизациям» это означает, что в своем нынешнем виде они являются инобытием многих предшествующих форм цивилизационного развития, регулярно сменявших друг друга на протяжении известной нам истории.

   В настоящее время Российская Федерация является гетерогенным цивилизационным образованием, причудливо сочетая элементы социальной архаики, социалистического прошлого и западной современности. Ее ценностно-смысловое ядро все еще эклектично, а должно быть целостным.  Необходима долгосрочная многоцелевая программа действий по укреплению общероссийской идентичности и совершенствованию федеративной формы  «государства-цивилизации» на основе демократического централизма и асимметричной системы управления многонародным социумом. 

Проведён анализ двух векторов цивилизационного развития России – трансцендентно-идеократического и имманентно-технократического – и обосновывается третий, экологический вектор. Дано обоснование экоинтегрального подхода к исследованию перспектив развития российской цивилизации. Экологичность рассматривается как критерий допустимого вмешательства в социоприродные процессы, а также условие адаптивности и «хорошести» цивилизации. Цивилизация определяется как «место бытия» и «территория для жизни» людей, объединенных общими культурно-историческими узами и географическими условиями. Экологической считается человекоразмерная, технологически развитая, социально устойчивая и духовно-ориентированная цивилизация, развитие которой направлено на поддержание и развитие всех форм жизни.

Экологическая парадигма в философии позволяет интегрировать разные концепции цивилизационного развития России. Она исходит из принципа допустимости как предельно-возможного вмешательства в естественные процессы социоприродной среды, а также учитывает факторы местобытия, человекоразмерности, экологичности, социальной солидарности, самоограничения потребностей и умеренного потребления, мобильной интеллектуальной среды и пр.

В рамках мегатемы «Российский проект цивилизационного развития» обоснована востребованность глобо-локального устойчивого развития российского общества в контексте новейших амбивалентных уязвимостей. Проведен критический анализ современных американских, канадских, британских, испанских и французских научных публикаций, посвященных концепции «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона. Раскрыт исследовательский потенциал метода картирования в социальных науках.