C 1988 г. Центр сосредоточил внимание на изучении начавшейся после распада СССР социокультурной трансформации России, в особенности на роли базовых ценностей населения как возможных аттракторов трансформации общества и эволюции всего российского цивилизационного процесса. На решение этой задачи был нацелен Всероссийский мониторинг «Ценности и интересы населения России» (проводится с 1990 г., по настоящее время). Его результаты свидетельствуют об устойчивости основной аксиологической альтернативы современной России: большинство населения (около 80%) поддерживает ценности повседневного гуманизма, а меньшинство (15-17%) привержено ценностям властолюбивого авторитаризма, которые навязывает остальным с помощью инструментов власти – в политике, экономике, идеологии, быту. Изучение процессов социокультурной трансформации потребовало существенного переосмысления теоретико-методологических предпосылок общей социологии и социальной философии. Недостаточность исторического монизма побудила к поискам вариантов плюралистического понимания истории. Возобновился интерес к социокультурному подходу (М.Вебер, П.Сорокин), который означает не просто взаимосвязь социальности и культуры, а фактическое их взаимопроникновение. Н.И.Лапин провел специальный анализ «неразрывной триады» П.Сорокина «личность, общество, культура» и предложил современную, антропно-деятельностную интерпретацию классического социокультурного подхода, обосновал совокупность его принципов. Было показано, что обращение к изучению социокультурной модернизации как способа цивилизационной эволюции России выступает как конкретизация принципов универсального эволюционизма применительно к одной из основных сфер бытия – социокультурной. Взаимопроникновение паритетных компонент этой сферы образует синергийную сложность ее объектов, их регулирование должно иметь соответствующую сложность.
Разработаны авторские методики изучения уровня и качества жизни, социального расслоения общества, проблем формирования и развития среднего класса. В постоянном режиме изучается социальная стратификация российского общества, адаптация социальных групп и слоев в новой реальности, социальные практики возрастных когорт, проблемы формирования среднего класса в России, изменения уровня и качества жизни населения. Сделаны выводы о характере материального и социального расслоения российского общества в постсоветский период. Эмпирической основой исследования служат материалы статистики и данные всероссийского мониторинга «Наши ценности и интересы сегодня».
В Центре разработаны Программа и типовой инструментарий «Социокультурный портрет региона» (авторы Н.И. Лапин и Л.А. Беляева), которые используют более 20 научных организаций России, изучающих социокультурные проблемы своих регионов. Создана единая научная сеть организаций, обменивающихся результатами своих исследований на ежегодных конференциях (Лапинских чтениях) и проводящих сравнительные исследования в регионах.
Проведен анализ «социального пространства» России как системы статусов социальных акторов, определены деформации социального пространства страны и регионов, накопления в нем социальных и иных напряжений, предложены индикаторы для измерения напряжений социального пространства, апробированные на материалах российских регионов.
Проанализирован социальный капитал в современной России как характеристика системы общественных отношений, оказывающая влияние на процессы модернизации общества. Использование трехфакторной модели социального капитала: норм взаимности, доверия и социальных сетей, представленной с помощью индивидуальных индикаторов, показало различия в объемах, структуре и качестве социального капитала в регионах России, что необходимо учитывать при разработке стратегии модернизации каждого региона. Разный уровень готовности регионов к демократии и самоуправлению - это отправная точка в наращивании социального капитала в соответствии с традициями и опытом социального взаимодействия.
Дана оценка состояния нематериального капитала в современной России и роли его структурных частей – человеческого, культурного, социального – в модернизации российского общества. Эти части (виды) капитала составляют основу инновационной деятельности, создания инновационного типа экономики. Сравнение их состояния в России со странами Европы показало, что их роль в России неадекватна современным тенденциям мирового развития и недоиспользуется по сравнению с материальным капиталом страны, прежде всего природным.
Проведен анализ внутренних социокультурных вызовов, создающих риски развития России: вызовы, рождаемые природной средой и наличной территорией страны в соотнесении с другими источниками экономического роста и улучшения качества жизни населения; вызовы, определяемые количеством и качеством человеческого капитала, и вызовы, исходящие из состояния институциональной среды и структурации общества.
В рамках участия в общеинститутской мегатеме «Проект цивилизационного развития России» (2018-2027) предложена концепция гетерогенного цивилизационного состояния российского общества. На материалах эмпирического исследования 2023 г. показано разнообразие предпочтений путей развития России населением, а также гетерогенность действующего в стране института собственности.
Обоснована необходимость создания социально-философской (трансдисциплинарной) версии теории цивилизации человечества и отдельных цивилизаций. Доказана продуктивность понимания и употребления концепта «цивилизация» в двух значениях: как всемирно-исторической тенденции, и как исторически конкретных форм реализации этой тенденции в виде «локальных цивилизаций». Последние также целесообразно интерпретировать в двух модусах осуществления: как «процессы» и как «состояния». В каждый отдельно взятый момент времени цивилизации в качестве больших, но неоднородных сообществ характеризуются определенным состоянием общественных (политических, экономических, культурных и т.д.) порядков совместной жизни для многочисленных народов (этносов), проживающих на их территориях. Но это состояние общественных порядков совместной жизни процессуально: т.е. изменяемо в ходе модернизаций и социальных революций. Применительно к России, Китаю, Индии и др. «государствам-цивилизациям» это означает, что в своем нынешнем виде они являются инобытием многих предшествующих форм цивилизационного развития, регулярно сменявших друг друга на протяжении известной нам истории.
В настоящее время Российская Федерация является гетерогенным цивилизационным образованием, причудливо сочетая элементы социальной архаики, социалистического прошлого и западной современности. Ее ценностно-смысловое ядро все еще эклектично, а должно быть целостным. Необходима долгосрочная многоцелевая программа действий по укреплению общероссийской идентичности и совершенствованию федеративной формы «государства-цивилизации» на основе демократического централизма и асимметричной системы управления многонародным социумом.
Проведён анализ двух векторов цивилизационного развития России – трансцендентно-идеократического и имманентно-технократического – и обосновывается третий, экологический вектор. Дано обоснование экоинтегрального подхода к исследованию перспектив развития российской цивилизации. Экологичность рассматривается как критерий допустимого вмешательства в социоприродные процессы, а также условие адаптивности и «хорошести» цивилизации. Цивилизация определяется как «место бытия» и «территория для жизни» людей, объединенных общими культурно-историческими узами и географическими условиями. Экологической считается человекоразмерная, технологически развитая, социально устойчивая и духовно-ориентированная цивилизация, развитие которой направлено на поддержание и развитие всех форм жизни.
Экологическая парадигма в философии позволяет интегрировать разные концепции цивилизационного развития России. Она исходит из принципа допустимости как предельно-возможного вмешательства в естественные процессы социоприродной среды, а также учитывает факторы местобытия, человекоразмерности, экологичности, социальной солидарности, самоограничения потребностей и умеренного потребления, мобильной интеллектуальной среды и пр.
В рамках мегатемы «Российский проект цивилизационного развития» обоснована востребованность глобо-локального устойчивого развития российского общества в контексте новейших амбивалентных уязвимостей. Проведен критический анализ современных американских, канадских, британских, испанских и французских научных публикаций, посвященных концепции «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона.
|
|||||
|