|
Шохин, В.К. Философская теология: дизайнерские фасеты [Текст] / В.К. Шохин ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : ИФРАН, 2016. – 147 с. ; 20 см. – Библиогр.: с. 139–146. – Рез.: англ. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0301-7.
Монография представит авторское осмысление ряда параметров философской теологии как новой реальности в российском философском контексте. К ним относятся отличия светской рациональной теологии от традиционного церковного богословия, дифференциация различных типов дискурса в самой рациональной теологии, выявление интеркультурного измерения философской теологии, анализ современных классификаций обоснований существования Бога, теологический анализ новейшей атеистической аргументации и самого феномена атеизма, а также некоторые аспекты методологии библейской герменевтики. Работа предназначается для философов, богословов, религиоведов, а также для студентов гуманитарных вузов, изучающих курс теологии.
|
|
Шохин В.К. Агатология: современность и классика. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. – 360 с. ISBN 978-5-8873-406-8
Термин агатология («учение о благах») появился никак не позднее, чем аксиология («учение о ценностях»), но ему значительно меньше повезло, поскольку только в XXI веке некоторые западные историки античной философии начали воспринимать его всерьез. В монографии В.К.Шохина «Агатология: современность и классика» предпринимается первая в философии попытка конструирования учения о благах как философской субдисциплины, располагающейся на территориях этики и философской антропологии и одновременно ее историческая реконструкция как основания «практической философии» в современной аналитической традиции, в древней Индии, Китае, во всех греко-римских школах (каждая из которых вынуждена были определиться по отношению к стратификациям и «таблицам благ» Аристотеля и участвовала в общеэллинской агатологической полемике), а также в эпохи патристики и схоластики. Книга апеллирует не только к специалистам в области этики, истории философии и философской компаративистики, но и к широкому читателю – к каждому, кто понимает, что человек определяется своим целеполаганием, что оно может быть «зрячим» только при наличии в его сознании иерархии благ и что двухтысячелетняя работа классиков философии не может быть излишней для того, кто хочет с ней определиться.
|
|
Малевич, Т.В. Теории мистического опыта: историография и перспективы. – М.: ИФРАН, 2014. – 175 с. – ISBN 978-5-9540-0261-4.
Исследования мистического опыта занимают одно из основных мест в современном западном религиоведении, провоцируя острую дискуссию о сущности мистических переживаний, возможности их концептуализации и правомерности оперирования категорией «мистический опыт» в научном дискурсе. В монографии проводится обзор концепций мистического опыта, выявляется их эвристический потенциал и демонстрируется динамика развития в XX–XXI вв.: от раннего эссенциализма (У.Стэйс и др.) и конструктивизма (С.Кац, Дж.Хик и др.) до психологического перенниализма (Р.Форман и др.) и альтернативных когнитивных подходов (Р.Стадстилл, Э.Тэйвз).
Содержание
|
|
Карпов К.В. Учение Григория из Римини о предопределении и свободе воли [Текст] / К.В. Карпов ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : ИФРАН, 2012. - 128 с. ISBN 978-5-9540-0226-3.
Монография посвящена анализу учения Григория из Римини (ок. 1300–1358) о предопределении – одной из важнейших проблем в средневековой теологии. В монографии представлен систематический обзор взглядов на указанную проблему некоторых философов, в контексте которых Григорий из Римини и сформировал свое собственное, в высокой степени оригинальное учение. Впервые отечественный читатель имеет возможность ознакомиться с некоторыми представителями позднесхоластической мысли: Ландульфом Караччиоло, Франциском из Марке, Фомой Страсбургским. В ходе анализа позиции Григория из Римини автор пытается ответить на вопрос, является ли учение итальянского философа и теолога детерминистским.
|
|
Ясперс Карл. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире. / К. Ясперс // пер. А.К. Судакова. - М.: "Канон+" РООИ "Реабилитация", 2012. - 384 с. ISBN 978-5-88373-274-3
Основополагающий труд немецкого философа Карла Ясперса "Философия" (1932) впервые публикуется на русском языке.
Первая книга "Философии" посвящена проблемам, возникающим в развитии и на границах научного, то есть предметного и объективирующего знания, которое только благодаря своей предметности может служить целям практического ориентирования. "Мир" как объективная действительность и живое субъективное существование, возможность единой картины "мира", многообразие и система мироориентирующих наук, критика отвлеченного сциентизма и идеализма, источники и способ бытования философии, ее соотношение с положительной наукой, религией и искусством - таковы некоторые из ключевых тем этой книги. Особый интерес представляет предпосланное книге "Введение в философию", посвященное выяснению предназначения, методитки и структуры экзистенциального философствования в смысле Ясперса.
|
|
Судаков А.К. Философия цельной жизни. Миросозерцание И.В. Киреевского: Научная монография. - М.: "Канон+" РООИ "Реабилитация", 2012. - 464 с. ISBN 978-5-88373-087-9
Монография посвящена анализу философского миросозерцания И.В. Киреевского как одного из первых опытов светской христианской философии в России XIX века. Система взглядов Киреевского представлена в работе как органическое единство вокруг религиозно-философской идеи цельности бытия, непосредственно связанной с православным вероучением, но включающей в свой состав развитие умственной и нравственной образованности лица и народа.
|
|
Аналитика мистицизма [Текст] / Под ред.: Е.Г. Балагушкина. - М.: "Канон+" РООИ "Реабилитация", 2011. - 432 с. ISBN 978-5-88373-085-5
Наблюдаемое расширение и усиление влияния мистицизма придает его исследованию несомненную актуальность и значимость. Авторы сборника статей раскрывают ряд сложных и неразработанных проблем теории мистицизма и анализируют малоизученные религиозно-мистические направления: тибетскую ваджраяну, китайский фалуньгун, необуддизм Оле Нидала, суфизм, а также восточно-хрустианскую мистическую традицию, средневековую немецкую мистику, изучают сегодняшние тенденции распространения мистицизма в Интернете.
Издание расчитано как на специалистов – философов, культурологов и религиоведов, так и на широкий круг читателей, интересующихся проблематикой мистицизма, его проявлениями в религиозных традициях Востока и Запада.
|
|
Судаков А.К. Целостность бытия. Религиозно-философская мысль И.В. Киреевского. - М.: ИФРАН, 2011. - 191 с. ISBN 978-5-9540-0192-1
Монография посвящена анализу философского миросозерцания И.В. Киреевского как одного из первых опытов светской христианской философии в России XIX в. Система взглядов Киреевского представлена в работе как органическое единство вокруг религиозно-философской идеи цельности бытия личности и народа, непосредственно связанной с православным вероучением, но включающей в свой состав развитие умственной и нравственной образованности лица и народа. Впервые в русской историко-философской литературе дается обстоятельный анализ взглядов Киреевского на отношения Церкви, государства и общества.
|
|
Шохин В.К. Философия религии и ее истрические формы (античность – конец XVIII в.). – М.: Альфа-М, 2010. – 964 с. ISBN 978-5-98281-239-1
Впервые предлагается опыт систематизации и критического анализа по методологическим проблемам в начальной российской философско-религиозной литературе (которая отличается автором от религиозно-философской) и практически уже необозримой англо-американской и европейско-континентальной. Предлагаются авторские решения проблем идентификации предмета, задач и «заданий» философии религии и переодизации ее исторического становления. Основная часть книги посвящена истории философского осмысления религии за 23 столетия – от Ксенофана и старших софистов до раннего Шлейермахера. Наряду с классиками «первого эшелона» подробно исследуется наследие мыслителей, неизвестных отечесвенному историку философии (З. фон Шторхенау, Ф. Пара дю Фанжас, Ф. Клёйкер, К. Хайденрайх, К. Форберг и др.).
Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов, специализирующихся по философии религии, а также смежным регионам знания («науки о религии» и «науки о духе»).
|
|
Фокин А.Р. Блаженный Иероним Стридонский: библеист, экзегет, теолог. – М.: Центр библейско-патрологических исследований, 2010. – 224 с. ISBN 978-5-85271-345-5
Книга посвящена жизни, литературной деятельности и богословскому наследию блаж. Иеронима Стридонского (ок. 331/347–419/420), который был одним из великих святых древней христианской Церкви, известным переводчиком Библии на латинский язык (так называемой Versio Vulgata), выдающимся библеистом и экзегетом, проповедником чистоты и аскетизма, основателем христианской историографии и агиографии, неутомимым полемистом. В этой книге впервые в русской патрологической, историко-богословской и историко-философской науке делается попытка комплексного изучения жизни, литературных произведений и богословского наследия блаж. Иеронима. Книга написана в соответствии с классической моделью патристического исследования и состоит из трех частей. В первой части исследуются биографические данные о блаж. Иерониме, чья жизнь разделяется на семь периодов. Различные факты из жизни блаж. Иеронима рассматриваются в тесной связи с его временем и великим догматическими спорами IV–V вв. Прослеживается эволюция мнений Иеронима и его научных интересов. Вторая часть представляет собой детальное исследование всего корпуса произведений блаж. Иеронима, которые в зависимости от их предмета делятся на пять групп помимо многочисленных проповедей и писем. Устанавливаются возможные даты и обстоятельства написания каждой работы, изучается ее содержание и характерные особенности, и приводятся все издания оригинального текста, которые доступны в настоящее время. В третьей части проводится тщательный анализ и оригинальная реконструкция основных принципов и особенности богословского учения блаж. Иеронима, а также выясняется его вклад в библеистику, экзегетику и догматическое богословие.
Книга будет полезна для всех читателей, интересующихся патристикой, библейской экзегетикой, историей Церкви, средневековой философией и культурой.
|
|
Наука и человеческая природа: российская и западная перспектива / Отв. ред. Шохин В.К. – М.: ИФРАН, 2009. – 207 с. ISBN 978-5-9540-0153-2
Сборник включает тексты докладов философов, антропологов и теологов, посвященных широкому спектру антропологической проблематики, которые были представлены на международной конференции «Наука и человеческая природа: российская и западная перспектива» (Бэйлорский университет, г. Вако (Уэйко), шт. Техас, США). Доклады демонстрируют многообразие подходов к проблеме человека со стороны экспериментальной науки, аналитической философии и историко-философских и теологических исследований.
|
|
Мистицизм: теория и история /Отв. ред. Балагушкин Е.Г., Фокин А.Р. – М.: ИФРАН, 2008. – 203 с. ISBN 978-5-9540-0127-3
Наблюдаемое расширение и усиление влияния мистицизма придает его исследованию несомненную актуальность и значимость. Авторы сборника статей раскрывают ряд сложных и неразработанных проблем теории мистицизма и анализируют малоизученные религиозно-мистические направления – западные (христианские) и восточные (суфизм и тибетская ваджраяна), изучают сегодняшние тенденции распространения мистицизма в Интернете.
Издание расчитано как на специалистов – философов, культурологов и религиоведов, так и на широкий круг читателей, интересующихся проблематикой мистицизма, его проявлениями в религиозных традициях Востока и Запада.
|
|
Фокин А.Р. Христианский платонизм Мария Виторина / Институт философии РАН. – М.: Империум Пресс: Центр библейско-патрологических исследований, 2007. – 256 с. ISBN 978-5-98006-025-1
Книга представляет собой первое в российской историко-философской и патрологической науке исследование философско-богословской системы известного в свое время римского ритора, философа и христианского богослова IV столетия – Мария Викторина. Автор предпринял попытку исследовать и реконструировать богословскую систему Мария Викторина в тесной связи с религиозно-философскими учениями его эпохи.
|
|
Проблема зла и теодицеи: материалы международной конференции. Москва, 6–9 июня 2005 г. – М., 2006. – 239 с. ISBN 5-9540-0054-9
В сборнике впервые за историю отечественной послереволюционной философской литературы тематизируется проблема зла в контексте теодицеи. Публикация докладов одноименной международной конференции (Москва, ИФРАН, 6–9 июня 2005 г.) демонстрирует разнообразие подходов к проблеме в формате аналитических естественно-теологических и религиозно-философских исследований, с одной стороны, и историко-теологических и историко-философских – с другой. Англо-американские христианские философы развивают модели универсалистской теодицеи и партикуляристкой апологии, отечественные историки философии выявляют способы решения проблемы «Бог и мировое зло» на широком пространстве мировой мысли от Тертуллиана до Лейбница (рассматривая и одну из неевропейских версий теодицеи).
|
|
Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 457 с. ISBN 5-209-01971-3
Первый в историко-философской науке опыт написания истории ранней аксиологической мысли, начинающейся с Афинской школы и завершающейся послекантовским периодом (включая Я. Фриза и И. Гербарта). Автор не только анализирует понятие ценности и рефлексию над ценностным в памятниках 22-вековой европейской интеллектуальной истории, но и подвергает критике стереотипы классической (1890–1930-е годы) и современной аксиологии, предлагая альтернативную концепцию, в рамках которой ценности отделяются от предпочтений и благ и трактуются как глубинные уровни индивидуальных значимостей, носящие отнюдь не универсальный, но сингулярный характер.
Издание адресовано широкой аудитории, интересующейся теорией ценностей, историей философии и культурологией.
|
|
Балагушкин Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий. – М.: ИФРАН, 2003. – 218 с. ISBN 5-201-02140-9
Автор использует морфологический, структурно-функциональный подход в изучении широкого круга проблем, начиная от первобытных форм религиозного сознания и кончая нетрадиционными религиями современности. Впервые религия рассматривается в качестве феномена духовно-практической деятельности, обладающего многоуровневым системным строением и определяемого в своем функционировании и развитии рядом синергетических параметров. На конкретном примере показана научная значимость морфологического исследования: автор обстоятельно анализирует учение и деятельность необуддийской организации АУМ Синрикё, эволюцию ее эсхатологических установок, завершившуюся трагическим финалом.
|
|
Шохин В.К. Теология. Введение в богословские дисциплины. Учебно-методическое пособие. – М.: ИФРАН, 2002. – 122 с. ISBN 5–201–02085–2
Настоящий курс рассчитан на ознакомление студентов-гуманитариев с начальными основами теологического знания, преподавание которого является новой реальностью в системе российского высшего образования. Основное содержание курса составляют лекции, посвященные логическому и историческому значению «теологии», выяснению отличия теологии от религиоведения, философии религии и религиозной философии, сложению ее современной дисциплинарной структуры и ее совтавляющих в виде дисциплин пропедевтических христианская апологетика, библейская и патрологическая текстология), системообразующих (догматическое, нравственное (теотетика),литургическое, каноническое богословие, герменевтика Св. Писания и Предания) и основных прикладных богословских дискурсов. Учебно-методическое пособие включает также список текстов для семинарских занятий, экзаменационных вопросов и основную литературу.
|
|
Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. – Ч. 2. – М.: ИФРАН, 2002. – 248 с. ISBN 5-201-02094-1
Автор стремится найти объяснение парадоксальной ситуации нашего времени, когда в цивилизационных станах буйным цветом распускаются нетрадиционные религии, казалось бы, принадлежащие далекому прошлому по своему сугубо мистическому, мифолологическому и гностическому содержанию. Ответ не лижит на поверхности. Необходимо обратиться к системно-структурному анализу и с его помощью рассмотреть внутрене содержание нетрадиционных религий, выявить их сокравенные смыслы и значения, позволяющие им заинтересовать и увлечь наших современников. В центре исследования – культ сакрального совершенствования Фалуньгун и пропагандируемая датчанином Нидалом школа тибетского буддизма Карма-Кагью. Показана система мистических отношений, гностические и изотерические составляющие веры, роль института религиозных наставников.
|
|
Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. – М.: ИФРАН, 1999. – 244 с. ISBN 5-201-02012-7
Автор обращается к очень актуальной и остро дискуссионной теме, ставшей предметом парламентских слушаний, специального Определения Архиерейского собора Русской Православной Ценрки и нового Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях». В книге дана типология нетрадиционных религий, причины их растпространения в индустиральных странах мира и в современной России. Основное внимание уделяется морфологическому анализу нетрадиционной религиозности, свойственного культу Учителя Иванова, Великому Белому Братству (ЮСМАЛОС), Церкви Последнего Завета (синкретичесоке христианство Виссариона).
|
|