Институт Философии
Российской Академии Наук




  Публикации 1970-1979 гг.
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор современной западной философии » Публикации сектора » Публикации 1970-1979 гг.

Публикации 1970-1979 гг.

1978


 

Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ / Отв. ред. Б.Т. Григорьян. М.: Наука: 1978. (Тираж: 3900 экз.; формат: 84 х 108 1/32)

 

Аннотация. Данная работа представляет собой критическое исследование новейших тенденций философской мысли в ФРГ Авторы рассматривают особенности эволюции «классических» форм буржуазной философии первой половины XX в., с марксистских позиций анализируют некоторые новейшие концепции 60-70-х годов. В соответствующих статьях освещаются различные концепции герменевтической философии, постпозитивистской теории науки буржуазных социальных учений, философской антропологии и религиозной философии.

 

Фрагмент Предисловия: В предлагаемой вниманию читателя коллективной монографии предпринята первая попытка марксистского анализа некоторых новейших тенденций и явлений западногерманской немарксистской философии, той философской ситуации, которая сложилась в ФРГ в последние два десятилетия. Монография не претендует на полное освещение современной немарксистской философии в ФРГ во всех ее разновидностях, содержательных и организационно-формальных аспектах. В ней решается более скромная задача определения и показа основных сдвигов, происшедших в этой философии в 60–70-х годах, особенностей, черт и проблематики новых течений и концепций, которые позволяют рассматривать и оценивать их в качестве показателей относительно самостоятельного идейного явления, отличного от философии первой половины XX в.
Весьма значительным фактором духовной и идейно-политической жизни ФРГ сегодня является марксизм, его философия и социально-политическая теория. Интерес к марксизму особенно возрос в связи с политической радикализацией общественной жизни и в результате падения престижа буржуазной философии и идеологии. Марксистская проблематика, важнейшие темы и положения марксистской философии и политической теории разрабатываются и интерпретируются в свете новых данных научного я социального опыта марксистами-коммунистами. С работами по этой проблематике выступают левые социал-демократические авторы, а также различные неомарксистские теоретики и идеологи буржуазно-либерального толка. Теоретическая основательность и практическая актуальность марксизма признаются и собственно буржуазными мыслителями и политиками. В этом отношении примечательно известное высказывание М. Хайдеггера о необходимости освободиться от наивных представлений о материализме и от дешевых его опровержений. Маркс, по его мнению, «проник в существенное измерение истории, и его понимание истории в каком-то смысле превзошло все остальные исторические концепции». Монография подготовлена в Институте философии АН СССР. Содержащиеся в ней статьи написали следующие авторы: «Философская ситуация в ФРГ» и «Философская антропология сегодня» — доктор философских наук, профессор Б. Т. Григорьян; «Хайдеггер и современная философская герменевтика» — кандидат философских наук П. П. Гайденко; «Неопозитивизм» — доктор философских наук, профессор А. С. Богомолов; «Дилеммы «критического рационализма» — кандидат философских наук Л. Г. Ионин; «Эволюция социальной философии Франкфуртской школы» — доктор философских наук Ю. Н. Давыдов; «Социальная утопия философского либерализма Ю. Хабермаса» и «Философия техники» — кандидат философских наук Г.М. Тавризян; «Трансценденция и история — диалог христианской философии с современностью» — доктор философских наук, профессор В.И. Гараджа. Научно-вспомогательная работа осуществлена научным сотрудником Института философии АН СССР М. М. Кузнецовым.

 

Содержание: Предисловие – Введение. Философская ситуация в ФРГ. Общие черты и особенности– I. От экзистенциализма к герменевтике и философской антропологии – Хайдеггер и современная философская герменевтика – Философская антропология сегодня – II. Неопозитивизм и современная философская теория науки (Неопозитивизм – Дилеммы «критического рационализма»). III. От «критической теории общества» к социальным теориям буржуазного реформизма (Эволюция социальной философии Франкфуртской школы – Социальная утопия философского либерализма Ю. Хабермаса – 3. Философия техники). IV. Трансценденция и история — диалог христианской философии с современностью.

 

  

1977


 

Вдовина И.С. Французский персонализм (критический очерк философского учения). М.: Наука, 1977. 128 с. (Отв. ред.: Г.М. Тавризян; Тираж: 6000 экз.)

 

Аннотация: Работа посвящена критическому анализу одного из ведущих религиозно-идеалистических течений современной буржуазной философии – французского персонализма. В ней рассматриваются философские идеи, которые лежат в основе социально-политических, этических, эстетических и других построений персонализма.

 

Из Предисловия автора: "Французский персонализм – одно из течений современной буржуазной философии – вместе с экзистенциализмом составил целую эпоху в философской жизни Франции 30—50-х годов. Идеи персонализма оказали значительное влияние на духовную жизнь предвоенной Франции, что объясняется, в частности, следующими причинами. В социально-политической программе французского персонализма, созданной в период всеобщего экономического кризиса 1929–1932 гг., речь шла об уничтожении буржуазной цивилизации и ее замене неким новым общественным строем, основанным на «примате» человеческой личности. Философское учение персонализма провозглашалось как «третий» путь, в котором будто бы объединялись искания материалистов и идеалистов и формировалось мировоззрение, отражающее потребности как религиозно настроенных, так и атеистически ориентированных народных масс. Особое значение французского персонализма обусловлено тем, что его теоретики при разработке социально-политического и философского учения испытывали значительное влияние философии Маркса; это привело их к попыткам «усвоить» марксизм, «включить» его в систему христианского миропонимания. Автор данной монографии продолжает критическое рассмотрение французского персонализма, сосредоточив внимание преимущественно на его философских идеях, лежащих в основе социально-экономических, этических, эстетических и тому подобных построений. При этом исходной посылкой анализа является тот факт, что реальным основанием персоналистской аргументации выступает религиозно-идеалистическое мировоззрение, трансформированное применительно к новому времени и новым идеям в философии. Это позволяет вскрыть действительный смысл персоналистских конструкций и увидеть подлинное содержание как видоизмененных, так и вновь созданных французскими персоналистами понятий".

 

Содержание: Предисловие…3; Цели и задачи персоналистского движения во Франции…7; Проблемы субъекта деятельности и развития личности: персоналистское и марксистское понимание…15; Анализ внутреннего мира личности…37; Истоки «личностной» философии…37; Персонализм и психология…48; Проблема трансценденции…60; Эстетическое учение…84; «Трансцендирующая» деятельность и художественное творчество ......84; Соединение труда и поэзии…89; Специфика художественного творчества…93; Художественное творчество и проблема личностной коммуникации…95; Французский персонализм 50–60-х годов...109; «Новая серия» журнала «Esprit». От «революции» к реформе...109; «Классический» персонализм в новой исторической ситуации...112; Феноменологическая герменевтика П. Рикёра…118; Заключение…122. 

 

 

Филиппов Л.И. Философская антропология Жан-Поля Сартра (Критический очерк). М.: Наука, 1977. (Отв. ред.: Б.Т. Григорьян. Тираж: 12000 экз.)

 

Аннотация: Книга является первой у нас в стране критической работой, выявляющей психологическое ядро экзистенциализма Ж.-П. Сартра. Автор сопоставляет феноменологическую психологию, построенную Сартром, с данными эмпирической психологии и убедительно показывает несостоятельность экзистенциалистской концепции свободы. Критический анализ философии истории французского экзистенциализма ведется с позиций марксистской концепции предметной деятельности. Показывается несовместимость марксизма и экзистенциализма, вопреки стремлениям Сартра соединить их в рамках теории исторического действия

 

Содержание: Введение - Феноменология Э. Гуссерля — метод построения экзистенциалистской антропологии Ж-П. Сартра - ГЛАВА ПЕРВАЯ. Феноменологическая психология Сартра как антропология (1. Психология воображения - 2. Психология эмоций) - ГЛАВА ВТОРАЯ. Феноменологическая онтология как антропология (1. Онтология сознания, или «бытие-для-себя» - 2. Экзистенциалистский «социум», или «бытие-для-другого» - 3. Экзистенциальный психоанализ - 4. Моральные перспективы экзистенциального психоанализа. - Парадокс сартровской свободы). ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Философия истории как антропология (1. Прогрессивно-регрессивный метод реконструкции исторического процесса - 2. Группа как субъект исторического действия) - ПРИЛОЖЕНИЕ. Эстетические воззрения Сартра и литературная концепция как форма антропологии - Заключение - Список цитируемой литературы 284