Институт Философии
Российской Академии Наук




  2006 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор теории познания » Основные научные результаты » 2006 год

2006 год

Научный отчёт сектора теории познания ИФ РАН за 2006 год


Важнейшие результаты


В 2006 г. была завершена работа сектора по теме «Теорети­ческое знание в неклассической эпистемологии (конфронта­ция объективизма и релятивизма)». В ходе проведенного исследования были проанализированы новые формы развития те­оретического знания (в частности, в рамках когнитивных наук) и показано, что понимание знания с точки зрения деятельностного подхода снимает противостояние релятивизма и наив­ного объективизма. В этой связи был дан критический анализ таких популярных сегодня концепций, как радикальный эпи­стемологический конструктивизм и социальный конструкционизм. По этой теме публиковались работы на всём протяже­нии, проводимых исследований. В 2006 г. в рамках работы по теме были получены следующие результаты.

Было изучено развитие когнитивной науки (включающей исследования в области искусственного интеллекта, когнитив­ную психологию, когнитивную лингвистику, когнитивные нейронауки) и других когнитивных исследований (эволюционной эпистемологии, социальной эпистемологии) за последние 30 лет, проанализировано изменение парадигмы когнитивной на­уки и выявлена связь этих изменений с характером взаимодей­ствия когнитивных исследований с эпистемологией. Было по­казано, что в когнитивных дисциплинах снимается старая кон­фронтация естественных наук и наук о человеке и что их развитие привело к необходимости понимания познания в деятельностном и культурном контексте. В ходе когнитологических разработок эпистемология не только интерпретировала ре­зультаты, полученные специальными когнитивными дисцип­линами, но также была одним из генераторов программ этих исследований. В исследовании обоснован тезис о том, что эпи­стемология не может быть сведена к одной из частей когнитив­ной науки (идея «экспериментальной эпистемологии», попу­лярная среди некоторых философов и когнитологов), так как главной эпистемологической задачей остается анализ спосо­бов обоснования (оправдания) знания в его отношении к ре­альности и изменение этих отношений в процессе развития культуры. Эти результаты опубликованы в виде статьи В.А.Лекторского «Философия, когнитивная наука и искусственный интеллект» // Искусственный интеллект. Междисциплинар­ный подход /Под ред. Д.И.Дубровского и В. А. Лекторского. М., 2006 (1 а.л.).

Анализ современного неклассического научного сознания показал, что в нем происходят значительные сдвиги, связан­ные с переносом акцента с познавательной установки на проектно-конструктивную функцию науки, в связи с чем возника­ет феномен т.н. технонауки. Был обоснован тезис о том, что хотя технонаука стремится не просто к адекватному знанию, а к та­кому знанию, которое может быть воплощено в соответствующих технологиях, это никоим образом не является аргументом в пользу противопоставления адекватности знания и его эф­фективности. В работе аргументировано положение о том, что характер осуществления научным знанием проектно-конструктивных функций зависит от той онтологической картины на­учной реальности, которая доминирует в соответствующем типе научного знания. Современная технонаука имеет дело с систе­мами, включающими в себя человека. Было показано, что ра­бота с такими системами включает момент социально-гумани­тарного проектирования и предполагает переход к постнеклас-сической рациональности. Эти результаты опубликованы в статьях В.С.Швырёва «Современное знание и проектно-конструктивное сознание» (Эпистемология и философия науки. 2006. Т. IX, № 3 (1 п.л.) и «Деятельностный подход в отечественной философии» (Мир психологии. 2006. № 3 (1 а.л.).

Проведено сопоставление наук гуманитарных с физикой и показано, что понимающий подход в гуманитарных науках категориально эквивалентен феноменологическому подходу в физике (феноменологическая термодинамика), т.е. описанию поведения системы без выявления причин или механиз­мов этого поведения. Показана дополнительность (в смысле Н.Бора) понимающего и объясняющего подхода в гуманитарных науках. Результаты опубликованы в книге М.А.Розова «Те­ория социальных эстафет и проблемы эпистемологии». (Смо­ленск, 2006 (18,6 а.л.).

В исследовании М.А.Розова показано, что теория строится по образцам инженерного проектирования. Предложена мо­дель, в рамках которой эмпирическое и теоретическое знание связаны простым рефлексивным преобразованием, сменой це­левой установки. Результаты опубликованы в статье М.А.Розо­ва «Проблема способа бытия семиотических объектов» (Эпи­стемология и философия науки. 2006. Т. VIII, № 2 (1 а.л.).

Еще одним направлением проводимых исследований яв­ляется анализ схем как механизма познавательной и практиче­ской деятельности и как средства описания деятельности. На материале анализа понимания познавательной роли схем в эпи­стемологических концепциях И.Канта, Ж.Пиаже, Г.Щедровицкого. Были выявлены связи и отличия схематизационного и проективного мышления. Результаты опубликованы в книге Ф.М.Морозова «Схемы как средство описания деятельности (эпистемологический анализ)» М., 2006. 10,2 а.л.).

 

Книги

 

  • Искусственный интеллект: Междисциплинарный подход. М.: Изд-во ИинтелЛЛ, 2006 (20 а.л.).
  • Морозов Ф.М. «Схемы как средство описания деятельности (эпистемологический анализ)» М., 2006. 10,2 а.л.
  • Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. Смоленск: Изд-во Смолен. ун-та, 2006. 440 с. (27,5 п.л.).

 

 

Статьи

 

  • Абрамова Н.Т. Практическое сознание: ст. // Философия науки. Вып 13, М., 2006.
  • Автономова Н.С. О Гаспарове – издалека и из недалёка // Филол. зап. Вып. 24. М., 2006. С. 289-294.
  • Автономова Н.С. О философском переводе // Вопр. философии. 2006. № 2. С. 89-101.
  • Автономова Н.С. Ошибки при переводе текстов социальных наук (авт., сост. разд. и пер. с англ. всего текста // Руководство по переводу текстов социальных наук (Guidelines for the Translation of Social Science Texts. American Council of Learned Societies. N. Y., 2006, издано на англ., франц., исп., кит., араб., япон., вьетн. яз.). Ср.: ACLS website: http://www.acls.org/ sstp.htm) (3 п.л.).
  • Автономова Н.С. М.Л.Гаспаров: свой путь в науке // Стих, язык, поэзия. М., 2006. С. 13–24.
  • Автономова Н.С. Рыцарь филологии как строгой науки // Arbor Mundi: Междунар. журн. по теории истории мировой культуры. Вып. 12. 2006. С. 226-233.
  • Левин Г.Д. «Связь» как философская категория. // Вестн. Унта Рос. акад. образования. 2006. № 2.
  • Лекторский В.А. Беседа с акад. В.С.Стёпиным о проблемах разработки и преподавания философии науки // Вопр. философии. 2006. № 10 (0,5 а.л.).
  • Лекторский В.А. Выступление на Круглом Столе «Философия как история философии» // Вопр. философии. 2006. № 2 (0,5 а.л.).
  • Лекторский В.А. Выступление на Круглом Столе по философским проблемам синергетики // Вопр. философии. 2006. № 9 (0,5 а.л.).
  • Лекторский В.А. Выступление на Кругом Столе по философии науки // Вопр. философии. 2006. № 10 (0,5 а.л.).
  • Лекторский В.А. Философия, когнитивная наука и искусственный интеллект // Искусственный интеллект: Междисциплинар. подход /Под ред. Д.И.Дубровского и В.А.Лекторского. М., 2006 (1 а.л.).
  • Мудрагей Н.С. Рыцарь веры в «Страхе и трепете» С.Кьеркегора // Филос. исслед. 2006. № 3–4 (0,3 а.л.).
  • Розов М.А. Выступление на «круглом столе» журнала «Вопросы философии» по теме «Философия науки: проблемы и перспективы» // Вопр. философии. 2006. № 10.
  • Розов М.А. Ответ профессору А.Л.Куматоиду-Никифорову // Эпистемология & Философия науки. 2006. Т. VIII, № 2.
  • Розов М.А. Проблема способа бытия семиотических объектов // Эпистемология & Философия науки. 2006. Т. VIII, № 2.
  • Швырев В. С. Деятельностный подход в отечественной философии // Мир психологии. 2006. № 3.
  • Швырев В. С. Современное знание и проектно-конструктивное сознание // Эпистемология и философия науки. 2006. Т. IX, № 3.