Научный отчёт сектора теории познания ИФ РАН за 2006 год Важнейшие результаты В 2006 г. была завершена работа сектора по теме «Теоретическое знание в неклассической эпистемологии (конфронтация объективизма и релятивизма)». В ходе проведенного исследования были проанализированы новые формы развития теоретического знания (в частности, в рамках когнитивных наук) и показано, что понимание знания с точки зрения деятельностного подхода снимает противостояние релятивизма и наивного объективизма. В этой связи был дан критический анализ таких популярных сегодня концепций, как радикальный эпистемологический конструктивизм и социальный конструкционизм. По этой теме публиковались работы на всём протяжении, проводимых исследований. В 2006 г. в рамках работы по теме были получены следующие результаты. Было изучено развитие когнитивной науки (включающей исследования в области искусственного интеллекта, когнитивную психологию, когнитивную лингвистику, когнитивные нейронауки) и других когнитивных исследований (эволюционной эпистемологии, социальной эпистемологии) за последние 30 лет, проанализировано изменение парадигмы когнитивной науки и выявлена связь этих изменений с характером взаимодействия когнитивных исследований с эпистемологией. Было показано, что в когнитивных дисциплинах снимается старая конфронтация естественных наук и наук о человеке и что их развитие привело к необходимости понимания познания в деятельностном и культурном контексте. В ходе когнитологических разработок эпистемология не только интерпретировала результаты, полученные специальными когнитивными дисциплинами, но также была одним из генераторов программ этих исследований. В исследовании обоснован тезис о том, что эпистемология не может быть сведена к одной из частей когнитивной науки (идея «экспериментальной эпистемологии», популярная среди некоторых философов и когнитологов), так как главной эпистемологической задачей остается анализ способов обоснования (оправдания) знания в его отношении к реальности и изменение этих отношений в процессе развития культуры. Эти результаты опубликованы в виде статьи В.А.Лекторского «Философия, когнитивная наука и искусственный интеллект» // Искусственный интеллект. Междисциплинарный подход /Под ред. Д.И.Дубровского и В. А. Лекторского. М., 2006 (1 а.л.). Анализ современного неклассического научного сознания показал, что в нем происходят значительные сдвиги, связанные с переносом акцента с познавательной установки на проектно-конструктивную функцию науки, в связи с чем возникает феномен т.н. технонауки. Был обоснован тезис о том, что хотя технонаука стремится не просто к адекватному знанию, а к такому знанию, которое может быть воплощено в соответствующих технологиях, это никоим образом не является аргументом в пользу противопоставления адекватности знания и его эффективности. В работе аргументировано положение о том, что характер осуществления научным знанием проектно-конструктивных функций зависит от той онтологической картины научной реальности, которая доминирует в соответствующем типе научного знания. Современная технонаука имеет дело с системами, включающими в себя человека. Было показано, что работа с такими системами включает момент социально-гуманитарного проектирования и предполагает переход к постнеклас-сической рациональности. Эти результаты опубликованы в статьях В.С.Швырёва «Современное знание и проектно-конструктивное сознание» (Эпистемология и философия науки. 2006. Т. IX, № 3 (1 п.л.) и «Деятельностный подход в отечественной философии» (Мир психологии. 2006. № 3 (1 а.л.). Проведено сопоставление наук гуманитарных с физикой и показано, что понимающий подход в гуманитарных науках категориально эквивалентен феноменологическому подходу в физике (феноменологическая термодинамика), т.е. описанию поведения системы без выявления причин или механизмов этого поведения. Показана дополнительность (в смысле Н.Бора) понимающего и объясняющего подхода в гуманитарных науках. Результаты опубликованы в книге М.А.Розова «Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии». (Смоленск, 2006 (18,6 а.л.). В исследовании М.А.Розова показано, что теория строится по образцам инженерного проектирования. Предложена модель, в рамках которой эмпирическое и теоретическое знание связаны простым рефлексивным преобразованием, сменой целевой установки. Результаты опубликованы в статье М.А.Розова «Проблема способа бытия семиотических объектов» (Эпистемология и философия науки. 2006. Т. VIII, № 2 (1 а.л.). Еще одним направлением проводимых исследований является анализ схем как механизма познавательной и практической деятельности и как средства описания деятельности. На материале анализа понимания познавательной роли схем в эпистемологических концепциях И.Канта, Ж.Пиаже, Г.Щедровицкого. Были выявлены связи и отличия схематизационного и проективного мышления. Результаты опубликованы в книге Ф.М.Морозова «Схемы как средство описания деятельности (эпистемологический анализ)» М., 2006. 10,2 а.л.).
Книги
Статьи
|
|||||
|