Научный отчет за 2014 год
Сектор био- и экофилософии
Исследовательская тема сектора: науки о жизни в формировании соверменной научной картины мира.
Сделан вывод о том, что развитие НБИК-технологий требует новой образовательной парадигмы, в основе которой лежит изменение фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование (Петрова Е.В. Трансформация образовательных парадигм в эпоху NBIC-технологий). Обосновано, что особенностью и спецификой экологического образования эпохи высоких технологий становится необходимость его развития на базе философских оснований нового философского мышления, формирующегося в русле экологической философии наших дней (Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий / Отв. ред. И.К. Лисеев; Лисеев И.К. Особенности и специфика экологического образования эпохи высоких технологий). Проанализированы причины экологического пессимизма и предложены пути его преодоления на основе философии устойчивого развития (Барлыбаев Х.А. Экологический нигилизм: причины, последствия, пути преодоления). Показано, что современная информационная среда является фактором, требующим выработки новых и коррекции существующих природных и социальных механизмов адаптации человека (Петрова Е.В. Человек в информационной среде: социокультурный аспект).
Проведен анализ противостояния двух базовых эволюционных концепций современной биологии: дарвинизма и экосистемной теории, а также его влияния на изменение естественнонаучной картины мира. Сделан вывод о том, что «экосистемный поворот» в мировоззрении влечет за собой необходимость соответствующего изменения образовательных стандартов (Хен Ю.В. Экосистемный поворот в экологическом образовании).
Обосновано, что конвергенция знаний и технологий (CKTS, STS) задает человекоразмерные критерии оценки научной и научно-практической деятельности (Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Моя картина мира. Как человек создает повседневную реальность).
1. Плановые книги по теме сектора:
- Монографии и коллективные труды
- Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий / Отв. ред. Лисеев И.К. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2014. – 328 с. (20,5 а.л.)
- Петрова Е.В. Человек в информационной среде: социокультурный аспект. М.: ИФРАН, 2014. - 137 с. (9 а.л.)
- Барлыбаев Х.А. Избранные труды. В 4-х т. Том 1: Устойчивое развитие, глобалистика. М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2014. 544 с. (34 а.л.).
- Барлыбаев Х.А. Избранные труды. В 4-х т. Том 2: Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность. М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2014. 512 с. (32 а.л.).
- Барлыбаев Х.А. Избранные труды. В 4-х т. Том 3: Экономическая теория, экономика, экология. М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2014. 448 с. (28 а.л.).
- Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2014. 428 с. (26.75 а.л.).
2. Внеплановые книги:
- Баксанский О.Е., Коржуев А.В. Кризис классической парадигмы в физике: от атома Бора до теории относительности. М., URSS, 2014, 152 с. (16,6 а.л.).
- Баксанский О.Е., Коржуев А.В. Философская азбука педагогического исследования. М., URSS, 2014, 208 с. (21,6 а.л.).
3. Плановые научные статьи:
- Баксанский О.Е. Конвергентные технологии в структуре современного экологического образования // Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий. М.: Канон+, 2014. С. 288-310
- Барлыбаев Х.А. Экологический нигилизм: причины, последствия, пути преодоления // Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий. М.: Канон+, 2014. С. 92-114.
- Лисеев И.К. Особенности и специфика экологического образования эпохи высоких технологий. // Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий. М.: Канон+, 2014. С. 5-21.
- Лисеев И.К. Экофилософские основания биосферосовместимого градостроительства //Архитектура, градостроительство, историко-культурная и экологическая среда городов центральной России, Украины и Белоруссии. Брянск 2014, с. 306-311. (0,5 а.л.)
- Лисеев И.К. Опередивший время (К юбилею В.И.Вернадского) // Философские науки № 3, 2014, с. 22-29. (0,5 а.л.)
- Лисеев И.К. Пророк нового века // Стратегические приоритеты. Вып. 1, 2014, с. 97-108. (1 а.л.)
- Петрова Е.В. Трансформация образовательных парадигм в эпоху NBIC-техноло-гий // Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий. М.: Канон+, 2014. С. 188-203.
- Фесенкова Л.В., Дерябина Е.Д. Роль системного подхода в экологическом образовании // Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий. М.: Канон+, 2014. С. 156-175.
- Фесенкова Л.В. Русский космизм о проблеме изменения человека // Место и роль гуманизма в будущей цивилизации. М.: ЛЕНАНД, 2014. С. 327-333.
- Хен Ю.В. Экосистемный поворот в экологическом образовании // Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий. М.: Канон+, 2014. С. 270-287.
- Korolev A.D. Anthropocentrism // Global Studies. Encyclopedic Dictionary. / Edited by A.N. Chumakov, I.I. Mazour, W.C. Gay. Amsterdam-New York: Rodopi, 2014. P. 17. (0,1 а.л.).
- Korolev A.D. Monopolar World // Global Studies. Encyclopedic Dictionary. / Edited by A.N. Chumakov, I.I. Mazour, W.C. Gay. Amsterdam-New York: Rodopi, 2014. P. 339. (0,1 а.л.).
- Korolev A.D., Sipina L.V. AIDS (Acquired Immune Deficiency Syndrome) // Global Studies. Encyclopedic Dictionary. / Edited by A.N. Chumakov, I.I. Mazour, W.C. Gay. Amsterdam-New York: Rodopi, 2014. P. 13-14. (0,2 а.л.).
- Королёв А.Д. Перспективы глобализации // Вестник Российского философского общества. 2014. № 1 (69). С. 154 – 157 (0,3 а.л.).
- Королёв А.Д. Чей ты будешь? // Российская философская газета. 2014. № 1-3 (87-89). С. 11. (0,2 а.л.).
- Мезенцев Г.Н. Возможные пазлы будущего // Российская философская газета. 2014. № 1-3 (87-89). С. 9-10. (0,8 а.л.).
- Чумаков А.Н. Глобалистика как феномен постнеклассической науки // Наука и социальная картина мира. К 80-летию академика В.С. Стёпина; под ред. В.И. Аршинова, И.Т. Касавина. М.: Альфа-М, 2014. С. 575-584 (0,6 а.л.).
- Чумаков А.Н., Королёв А.Д. На XXIII Всемирном философском конгрессе // Вестник Российской академии наук. Том 84. 2014. № 10. С. 938-944 (0,4 а.л.).
- Чумаков А.Н., Королёв А.Д. Российская философия во всемирном измерении (Афины, 4-10 августа 2013) // Философские науки. 2014. № 8. С. 136-147 (0,8 а.л.).
- Чумаков А.Н., Королёв А.Д. Философия как познание и образ жизни // Вопросы философии. 2014. № 5. С. 3-15 (1 а.л.).
- Чумаков А.Н., Королёв А.Д. Философский конгресс на родине философии // Credo new. 2014. № 3 (79). С. 9-25 (1 а.л.).
4. Внеплановые научные статьи:
- Баксанский О.Е. Конвергенция Знаний, Технологий и Общества: за пределами конвергентных технологий // Философия и культура, М., 2014, № 7, С. 1061-1068. (Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 12-03-00333а).
- Баксанский О.Е. Когнитивные репрезентации картины мира: от здравого смысла к научному познанию // Психология и Психотехника, 2014, № 3, С.266-274. (Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 12-03-00333 «Философия образования: когнитивный подход».)
- Баксанский О.Е. Конвергенция: методология меганауки // Психология и Психотехника. 2014, № 4, С.505-518. (Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 12–03–00333а «Философия образования: когнитивный подход»)
- Баксанский О.Е. Конвергенция Знаний, Технологий и Общества: стратегические цели NBICS-конвергенции // Педагогика и просвещение. М., № 1 (13), 2014, С. 46-62. (Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 12-03-00333 «Философия образования: когнитивный подход».)
- Петрова Е.В. Человек в информационном обществе: феномены информационной культуры и информационной компетентности // Место и роль гуманизма в будущей цивилизации. М.: ЛЕНАНД, 2014. С. 345-356 (Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 11-03-00029 а)
|