Институт Философии
Российской Академии Наук




  Избранные страницы из публикаций сектора
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философских проблем творчества » Мемориально-исторический раздел » Избранные страницы из публикаций сектора

Избранные страницы из публикаций сектора

Избранные страницы из публикаций сектора (1)

 «Диалектика научного познания: очерк диалектической логики» (М., Наука. 1978. С. 475-479). (Приводится скан оглавления)

Сквозь структуру оглавления книги проглядывает целый ряд незаурядных способностей его автора – Дмитрия Павловича Горского, одного из выдающихся отечественных ученых. Это прежде всего его способность глубоко проникать в сущность и основания исследуемого явления. Другая способность – мастерское умение выстраивать большое количество различных компонентов в логически стройную и строгую систему, которая четко определяет место и функцию каждого из компонентов. Он был также способен чрезвычайно тонко и изящно определять место какой-либо дисциплины в рамках более широкой концептуальной структуры, например, диалектической логики внутри общей теории познания. Дмитрий Павлович безошибочно улавливал методологическую и логическую специфику отдельных видов и форм познавательных средств, разрозненно присутствующих в большой массе подобных элементов, и органично включал их в единую систему, например, в систему диалектической логики. Так он поступил, в частности, с правилами введения и удаления понятий. Одним словом, его исследовательская работа отличалась большой требовательностью к ее логической, методологической и этической культуре. Этого он добивался и от сотрудников сектора, ориентируя их на придание своим результатам необходимой точности, строгости, обоснованности, ясности, непротиворечивости. В данном случае чувствовалось большое положительное влияние на него методологии неопозитивизма, труды представителей которого он прекрасно знал. Это помогало ему умело и решительно справляться с чертами демагогичности и схоластичности предлагаемых к публикации текстов, подверженных порой чрезмерному влиянию тогдашней официальной философской доктрины.

Д.П.Горскому удалось сформировать такой состав сотрудников сектора, который смог проводить исследования на высоком профессиональном уровне. В этом составе преобладали молодые специалисты, которые незадолго до этого успешно защитили кандидатские диссертации. Среди них были А.Л.Никифоров, В.С.Черняк, В.Н.Порус, Г.Д.Левин. Из редакции журнала «Вопросы философии» были приглашены И.К.Лисеев, В.И.Кураев. С этого же времени (1971 г.) начал работать в этом секторе и я. Свою диссертацию я писал под руководством Д.П.Горского.

В интересах повышения научного уровня исследований по диалектике научного познания, которые были запланированы сектором на несколько ближайших лет, Дмитрий Павлович пригласил участвовать в этой работе трех выдающихся профессоров философского факультета МГУ – И.С.Нарского (1920 – 1993 гг.), автора многочисленных работ по истории философии и диалектической логике; Е.К.Войшвилло (1913 – 2008), разрабатывавшего различные применения логики к проблемам теории познания; Ю.А.Петрова (1927 – 2001 гг.), крупного специалиста в области методологии и философии науки.

            В процессе работы над книгой «Диалектика научного познания»  в секторе  сложилось высококвалифицированное ядро сотрудников, которое сохранялось в течение целого ряда лет. Со временем оно расширялось и обновлялось, хотя при этом изменялись формальный статус и наименование сектора. Но уже с первой стадии его существования одним из основных направлений исследований было творчество. Под этим углом зрения анализировалась и диалектическая логика. На творческую природу познания и диалектики нацеливали авторский коллектив его идейные руководители Д.П.Горский и И.С.Нарский.  «На наш взгляд, - писали они в пространном Введении к данному труду, -   именно в настоящее время для нас, марксистов, чрезвычайно актуально положительное изучение действенной, активной, творческой природы познания, способного во все большей мере создавать опережающий практику задел знаний и прокладывать новые пути к преобразованию окружающего мира,  общественных отношений и самого человека на благо человечества». «Одной из задач настоящей книги, - поясняли они, - и явилось выявление ее авторами действенной, творческой природы познания. Для реализации этой задачи как раз и было необходимо проанализировать совокупность принципов, законов и категорий диалектической логики, лежащих в основе современного научно-технического прогресса».

Таким образом, руководители и авторы нового труда подошли к научному познанию как к творчеству, а в этом творчестве они увидели функционирование целого ряда законов и категорий, которые в значительной степени и образуют логику этого творчества, а именно диалектическую логику. Так были основательно сопряжены научное творчество и диалектика. Это можно считать одним из важнейших результатов исследовательской деятельности вновь сформированного авторского коллектива. Взгляд на познание как на диалектический процесс, т.е. как на процесс, который подчиняется определенным диалектическим закономерностям, потребовал от авторского коллектива показа того, каким именно образом эти закономерности функционируют в творчестве. Решению этой задачи и был посвящен данный труд. Д.П.Горский и И.С.Нарский после его написания сделали вывод о том, что в большой мере наукой о процессе творческого познания является диалектическая логика.

Правда, этот вывод нельзя слишком абсолютизировать, нельзя полагать, что всю теорию научного творчества можно свести к диалектической логике. Помимо последней существуют психология творчества, его специфическая методология и другие дисциплины, изучающие этот вид деятельности. Но значение результатов сектора заключается помимо прочего еще и в том, что авторы исследовали научное творчество на одном из наиболее широких философских путей – диалектическом. Но сама диалектика оказалась еще далеко незавершенной. Многие ее аспекты открывались и исследовались позднее.

К важным результатам познания творчества привел подход к нему с  позиции диалектического принципа развития. Этот принцип представляет тот или иной процесс как качественно изменяющийся, характеризующийся появлением чего-то нового. Но такая черта присуща и всякому творческому процессу. Следовательно, можно говорить о значительном тождестве понятия развития и понятия творчества. А поскольку принцип развития является одним из основных компонентов диалектики, ее существенной частью, то в известном смысле можно говорить о тождестве диалектики и творчества.

Тем самым мы получаем онтологическое основание для использования концептуальной системы диалектики в процессе исследования творчества. Мы можем в ходе этого процесса опираться на такие фундаментальные характеристики развития, как его противоречивость, историзм, взаимоотношения чувственного и рационального, эмпирического и теоретического. Здесь мы подходим к принятию во внимание таких факторов самой действительности и ее когнитивных образов, как бинарные оппозиции – абстрактное и конкретное, абсолютное и относительное, эволюционное и революционное, историческое и логическое и т.д.

Преобладающая часть анализируемого труда была посвящена исследованию того, как научное мышление использует богатый эвристический потенциал диалектической теории. Мне было поручено дать общую характеристику этого потенциала, чему была посвящена одиннадцатая глава книги. Приведу  фрагмент этой главы.

 

Избранные страницы из публикаций сектора (2)

А.С.Майданов. Эвристические функции диалектики // Диалектика научного познания: очерк диалектической логики. М.: Наука. 1978. С. 314 – 316, 352 – 353. (Планируется привести скан фрагмента текста)

 

Из значительного количества основательно и глубоко разработанных тем, касающихся разных сторон и элементов диалектики как фактора научного творчества, хочу предложить читателям фрагмент из великолепной статьи одного из тогдашних молодых исследователей Владимира Семеновича Черняка (1938 - …), специалиста в области философии науки и методологии историко-научных исследований. В этой статье он обобщил марксову идею «оборачивания метода» и на этой основе сформулировал критерий отличения научного знания от ненаучного. Статья привлекла к себе внимание методологов скрупулезным анализом ее предмета, точным и чрезвычайно логичным изложением сложного материала, способностью широко посмотреть на исследуемый объект, выйти далеко за пределы исходных данных. При обсуждении на секторе статья получила всеобщее одобрение и была названа блестящей за филигранную логику исследования и изящную манеру изложения.

 

Избранные страницы из публикаций сектора (3)

В.С.Черняк. Диалектический закон оборачивания метода // Диалектика научного познания: очерк диалектической логики. С. 222 – 225, 227, 246 – 248, 249. (Приводится скан фрагмента)