Институт Философии
Российской Академии Наук




  2014. Т. 39. № 1
Главная страница » » Сектор социальной эпистемологии » Журнал «Epistemology & Philosophy of Science / Эпистемология и философия науки» » Номера журнала » 2014. Т. 39. № 1

2014. Т. 39. № 1

 

Эпистемология и философия науки. 2014. Т. 39. № 1

Весь номер в формате PDF

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ


Касавин И.Т. STS: опережающая натурализация или догоняющая модернизация?

Science and Technology Studies (STS) является одним из ведущих мировых трендов в философско-междисциплинарных исследованиях, который обнаруживает явные параллели с российской традицией философии науки и науковедения. Анализ этой предметной области показывает, что перед STS сегодня стоят, по крайней мере, две задачи: избежать собственного идейного застоя и внести практический вклад во взаимоотношение науки и общества. Первая в целом решается в междисциплинарном взаимодействии философии и других дисциплин, изучающих науку. Решение второй задачи состоит в том, чтобы поддерживать баланс между нормой культурной автономии научного исследования, с одной стороны, и фактическим бытием науки как социального института, с другой. Обе эти задачи уже изначально предполагают акцент на философскую точку зрения и некоторое снижение технологизма, свойственное STS. Нужно осмысление эмпирического бытия науки поставить в зависимость от изначальных задач философской рефлексии: соразмерить многообразие реальности с культурно-историческим разнообразием духа.

Ключевые слова: Наука, техника, науковедение, философия науки, история науки, социология науки, натурализм, ситуационные исследования, мировоззрение



ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ


Е.В. Золотухина-Аболина. Как нам представлен наш внутренний мир?

Панельная дискуссия посвящена осмыслению позиции Елены Всеволодовны Золотухиной-Аболиной относительно природы «внутреннего мира». Она полагает, что феномен человеческого сознания не может быть исследован с помощью стандартных методов современной философии сознания, поскольку ключевой вопрос заключается не в отношении сознание-тело, а во внутреннем мире per se: что его составляет и как он проявляет себя. Профессор Золотухина-Аболина утверждает, что эта область не находится во власти логики и рациональности, область мыслей и чувств - это континуум, ядром которого является Я, внутри которого внутренний мир может проявлять себя или нет.  Данная позиция оспаривается оппонентами, которые обсуждают пути осмысления проблемы «внутреннего мира» в современных философских исследованиях, в частности, в социальном конструктивизме, феномеологии, философии сознания и философии языка. По итогам обсуждения профессор Золотухина-Аболина отвечает на критику.

Ключевые слова: сознание, внутренний мир, проблема Я, философия сознания, социальный конструктивизм, феноменология, философия языка.

 

В.И.Пржиленский. Внутренний мир в перспективе конструктивизма

М.А. Белоусов. Феноменологические концепции сознания и проблема внутреннего мира

С.С. Мерзляков. На каком языке субъективность говорит сама с собой?

П.С. Куслий. Аспекты «внутреннего мира» и семантика естественного языка

Е.В. Золотухина-Аболина. Ответ оппонентам

 


ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ПОЗНАНИЕ


А.В. Емельянов. Феноменологическая интерпретация принципа удовольствия

В статье исследуется приложение «принципа удовольствия» к границам и кате гориям феноменологии жизненного мира человека. Переживание удовольст вия рассматривается как событие «открытия мира», как способ бытия человека и разновидность эмоций, носящих феноменальную природу. Исследуются язы ковые интерпретации данного явления, внутри и посредством которых раскрывается опыт гедонистического переживания. Феноменологический подход к анализу удовольствия функционирует в русле подходов, исследующих влияние эмоций на познание и понимание человеком мира, взаимообусловленность познавательных актов и телесно чувственной природы человека. Исследование опыта удовольствия происходит с привлечением ряда трактовок, в том числе Г. Гадамера, Ж.П. Сартра, Р. Барта и др.

Ключевые слова: переживание удовольствия, жизненный мир человека, сознание человека и его конфигурации, феноменальная природа эмоций, цен ности общества, роль эмоций в процессе познания.


Фаритов В.Т. Онтологический статус феномена дискурса

Цель статьи состоит в онтологическом анализе одного из наиболее знаковых в современной философской и научной мысли концепта дискурса. Рассматривается проблема взаимоотношения дискурса и реальности, дискурса и языка. С позиций современных онтологических подходов дискурс трактуется как феномен, объединяющий базовые оппозиции классической онтологии, такие, как бытие и сознание, реальность и язык. Дискурс не является продуктом ни бытия как такового, ни языка самого по себе. Он возникает на стыке этих феноменов, в проблемном поле, порождаемом их взаимным притяжением и взаимным отталкиванием. Так понимаемый дискурс представляет собой одну из основных единиц анализа неклассической онтологии, характеризующейся тенденцией к преодолению схем и моделей классической метафизики.

Ключевые слова: дискурс, способ бытия, онтология, сознание, язык, реальность.

 


ПАНОРАМА


Ju.J.Acero. The arrival and the establishment of analytical philosophy in Spain

 В статье очерчивается процесс возникновения и институциализации аналитической философии в Испании. В первую очередь, речь идет о влиянии на этот процесс философов Хосе Ферратера Мора, изгнанного после гражданской войны в Испании, Мануэля Гарридо, Джозефа Бласко и Хосе Хиерро. Также речь идет о «второй волне» испанских философов, специализирующихся по аналитической философии. И, наконец, о современном месте аналитической философии в Испании. Основное внимание автор уделяет выявлению институциональных факторов, способствовавших поддержке и развитию этого направления в философии.

Ключевые слова: аналитическая философия, испанская философия, Джозеф Бласко, Хосе Ферратер Мора, Хосе Хиерро, Хавьер Мугуэрза.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - ИССЛЕДОВАНИЯ НАУК


А.М.Конопкин. К вопросу о структуре псевдонауки: псевдонаука как девиантная интепретация

Статья посвящена вопросу о структуре псевдонауки как ненормативной интер претации данных, имеющей специфические когнитивные признаки: неопреде ленную область применения, ограниченную фактическую базу, ненадежные до пущения и др. Обсуждаются различия и сходства псевдонауки и гипотезы как форм знания. Анализируется свойство системности научного знания, где тео рии и гипотезы поддерживают друг друга, изоляция же от признанных теорий рассматривается как признак псевдонауки. Аргументируются возможность оп ределения достоверности гипотез «здесь и сейчас» в зрелой науке и непра вильность анализа псевдонауки как научно исследовательских программ (И. Лакатос). Неоднозначные примеры, такие, как космологические и психоло гические теории, анализируются в контексте предлагаемого подхода к опреде лению псевдонауки.

Ключевые слова: псевдонаука, гипотеза, критерии научности, систем ность, астрология, теория биоритмов, научно исследовательские программы, И. Лакатос



МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


А.М.Сточник, С.Н.Затравкин. Научная революция в медицине XVIII века

В статье представлены результаты исследования, основанного на применении к анализу истории медицины XVII в. концепции структуры и динамики научного познания, разработанной В.С. Степиным. Научная революция в медицине XVIII в. носила локально дисциплинарный характер и состояла в изменении картины исследуемой реальности. Ее механизмом послужило преодоление сло жившегося в медицине 1690 х гг. внутридисциплинарного кризиса, связанного с осознанием невозможности объяснить все процессы жизнедеятельности здо рового и больного человеческого организма исключительно на основе карте зианских представлений о «соударении» частиц, лишенных каких либо специ фических свойств. Выход из кризиса обеспечило дополнение картезианской картины иссле дуемой реальности представлениями о существовании «внутренних деятель ных сил», присущих организму человека. Применительно к природным телам вообще эти представления были введены в европейскую науку Нового времени Г. Лейбницем и И. Ньютоном. Внедрение в медицину идей динамизма связано главным образом с деятельностью А. Питкерна, Ф. Гоффмана, Э. Шталя, Дж. Бальиви, Г. Бургаве, а также А. Галлера, представившего эксперименталь ные доказательства существования сил, присущих только живым организмам. Во второй половине XVIII в. возникли и получили распространение новые медицинские учения (Т. Борде, П. Бартез, Х. Гуфеланд, Ф. Медикус, Дж. Броун, И. Блюменбах, А. Месмер), определявшие жизнедеятельность человеческого организма в его здоровом и больном состояниях как результат совокупного действия различных сил. Признание большинством врачебного сообщества идей динамизма привело к кардинальному пересмотру представлений о болез ни, возникновению принципиально новых подходов к изучению, диагностике, лечению и профилактике заболеваний человека и ознаменовало окончатель ное утверждение в медицине новой, несводимой к механической картины ис следуемой реальности.

Ключевые слова: научная революция, картина исследуемой реальности, медицина, Декарт, Лейбниц, Ньютон, Шталь, Галлер.

 

А.А. Поздняков. Стиль научного мышления: эпохальная или дисциплинарная концепция?

В статье сопоставляются две концепции стиля научного мышления. С точки зре ния «эпохальной» концепции стиль мышления отражает этапы в развитии нау ки, его характер обусловлен общенаучной методологией эпохи, соответственно стили сменяют друг друга во времени. С точки зрения дисциплинарной концеп ции стиль мышления связан с определенной научной дисциплиной, его харак тер обусловлен предметом и методологией этой дисциплины, соответственно разные стили сосуществуют в одно и то же время. Обсуждается отношение сти ля мышления к научной картине мира. Существуют две различные модели ми роустройства. В одной из них все объекты рассматриваются как дериваты про странства, в другой – мир рассматривается как совокупность иерархически ор ганизованных систем. С содержательной стороны выявляется достаточно полное соответствие между стилями мышления и основными познавательными моделями.

Ключевые слова: стиль научного мышления, стадии развития науки, на учная дисциплина, научная картина мира, пространство.


Е.Б.Музрукова, Р.А. Фандо. Редукционизм и холизм в познании живого: методологический диалог

В статье проанализировано, как разные методологические подходы (редукцио низм и холизм) позволили изучать одну познавательную модель – клетку живо го организма. Показано, как исследования этой модели различными учеными привели к современным представлениям молекулярной биологии и генетики. Приведенные примеры из истории науки наглядно демонстрируют, что в облас ти биологических дисциплин происходит закономерное взаимопроникновение методологий и эвристических гипотез. Это связано с системной сложностью биологических объектов, так как на различных уровнях элементарные структу ры и процессы приобретают определенное значение только в рамках целостно го контекста, который сам по себе является многомерным образованием.

Ключевые слова: методология биологического познания, междисципли нарность, история естествознания, философия науки, познавательные модели, развитие фундаментальных направлений физико химической биологии, место субъекта в научном исследовании.



АРХИВ


В.В.Болатаев. Отто Нейрат и движение за единство науки

О. Нейрат. Новая энциклопедия научного эмпиризма



РЕЦЕНЗИИ НА КНИГИ


П.С. Куслий. Философские исследования значения в Институте философии РАН

Рецензия на книгу: Лингвистика, коммуника ция и история: семантический анализ ; отв. ред. А.Ю. Антоновский, А.Л. Никифоров. М. : ИФ РАН, 2013.


В.В. Болатаев. Рациональность и культура

Рецензия на книгу: Рациональность и культу ра. К юбилею Владимира Натановича Поруса ; отв. ред. Е.Г. Драгалина Черная, В.В. Долгоруков. СПб. : Алетейя, 2013. 326 с.