В статье анализируются проблемы понимания природы ананды-блаженста как атрибута Брахмана, а также статус катафатических определений Абсолюта в Упанишадах и в комментариях Шанкары и его ученика Сурешвары к «Тайттирия упанишаде». Автор показывает, что Шанкара использует катафатические определения апофатически. Сами по себе катафатические определения понимаются Шанкарой как менее совершенные, относящиеся к эмпирическому уровню, лишь указывающие не достигшим Брахмана людям направление движения к Нему. Они – инструмент приближения к апофатике, единственному способу говорить о Брахмане, и по сути – сами апофатичны, так как содержат отрицание собственного содержания.
Ключевые слова: Сат-чит-ананда, сат, чит, ананда, апофатический, катафатический, Абсолют, Брахман, Атман, Упанишады.
|
|||||
|