Институт Философии
Российской Академии Наук




  Предтеченская Ю.В. Определениe Брахмана в Упанишадах: апофатический и катафатический подходы (по комментарию Шанкары к «Тайттирия упанишаде»)
Главная страница » » Историко-философский ежегодник » Историко-философский ежегодник. 2010. №2009 » Предтеченская Ю.В. Определениe Брахмана в Упанишадах: апофатический и катафатический подходы (по комментарию Шанкары к «Тайттирия упанишаде»)

Предтеченская Ю.В. Определениe Брахмана в Упанишадах: апофатический и катафатический подходы (по комментарию Шанкары к «Тайттирия упанишаде»)

В статье анализируются проблемы понимания природы ананды-блаженста как атрибута Брахмана, а также статус катафатических определений Абсолюта в Упанишадах и в комментариях Шанкары и его ученика Сурешвары к «Тайттирия упанишаде».  Автор показывает, что Шанкара использует катафатические определения апофатически. Сами по себе катафатические определения понимаются Шанкарой как менее совершенные, относящиеся к эмпирическому уровню, лишь указывающие не достигшим Брахмана людям направление движения к Нему. Они – инструмент приближения к апофатике, единственному способу говорить о Брахмане, и по сути – сами апофатичны, так как содержат отрицание собственного содержания.

 

Ключевые слова: Сат-чит-ананда, сат, чит, ананда, апофатический, катафатический, Абсолют, Брахман, Атман, Упанишады.