Институт Философии
Российской Академии Наук




  Смирнов А.В. Ибн Халдун и его новая наука
Главная страница » Периодические издания » Историко-философский ежегодник » Историко-философский ежегодник. 2008. №2007 » Смирнов А.В. Ибн Халдун и его новая наука

Смирнов А.В. Ибн Халдун и его новая наука

Смирнов Андрей Вадимович

член-корреспондент РАН, заместитель директора Института философии РАН

 

Цитирование (ГОСТ, транслит):

Смирнов А.В. Ибн Халдун и его новая наука // Историко-философский ежегодник. 2008. № 2007. С. 159‒186.

Smirnov, A.V. "Ibn Khaldun i ego novaya nauka" [Ibn Khaldun and his new science], Istoriko-filosofskii ezhegodnik [History of philosophy yearbook], Vol. 2007, Moscow, 2008, pp. 159‒186.

 

 

ИБН ХАЛДУН И ЕГО НОВАЯ НАУКА

 

Аннотация


В статье исследуется творчество арабского ученого Ибн Халдуна. Анализируется его главный теоретический труд – ал-Мукаддима («Введение»). Особое внимание уделяется тем разделам сочинения, в которых Ибн Халдун определяет основную идею своей новой науки, ее предмет и область приложения. Автор в своей статье стремится наметить костяк ибн-халдуновской категориальной системы и понять, как строится его «новая наука» и является ли она в самом деле единой наукой, как о том недвусмысленно заявляет сам ее создатель. В качестве приложения к статье публикуется перевод с арабского на русский язык ряда фрагментов «Введения» Ибн Халдуна, выполненный А.В. Смирновым.

 

Работа выполнена при поддержке Российского Гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 05-03-10216а.

 

 

Текст статьи (фрагмент)

 

Какую науку основал Ибн-Халдун (1332-1406); и была ли это единая наука, или же – отрывочные начала целого ряда наук?

 

Творчество арабского ученого уже несколько веков привлекает внимание исследователей; публикации, ему посвященные, растут и растут в числе. И тем не менее поставленный вопрос до сих пор не имеет ответа; более того, по мере продвижения работ, как ни странно, тает надежда на то, что в этой области будет достигнуто согласие. Уже настало время исследований по поводу исследований об Ибн Халдуне; в своей недавно опубликованной книге Ф. Баали [1] проанализировал три сотни трудов об арабском мыслителе. Общность мнений отсутствует не только по поводу того, кем он был: философом истории, социологом, экономистом, политологом или антропологом; единства нет и в вопросе о том, был ли он чем-либо из перечисленного.

 

Как подчеркивает ряд исследователей, несмотря на наличие фундаментальных работ об отдельных сторонах мысли Ибн Халдуна, ученые в большинстве своем анализируют его наследие «по частям», беря какой-то аспект теории и игнорируя прочие. В результате ускользает главное: та единая методология, которой придерживается Ибн Халдун (или во всяком случае заявляет, что придерживается).

 

По поводу того, какова эта методология, согласия не наблюдается. Те, кто пытаются ее найти, рассматривают, скажем, «социологический» или «экономический» подход не как один из аспектов ибн-халдуновской теории, а как единственный, определяющий всю ее архитектонику. В результате совершается редукция целостного учения к одному из его аспектов. Вот почему, как представляется, многие исследователи по-прежнему придерживаются мнения об «энциклопедическом» (или, что в данном случае то же самое, несистематическом) характере учения Ибн Халдуна, отдельные стороны которого несводимы одна к другой.

 

Давно сделаны переводы главного теоретического труда Ибн Халдуна – ал-Мукаддима («Введение»), в котором изложены его теории, на турецкий, английский и некоторые другие языки. До сих пор нет полного русского перевода; мы имеем лишь отрывки, выполненные С.М. Бациевой и А.А. Игнатенко. Этим двум авторам принадлежат и монографические исследования, что исчерпывает, если не считать ряда статей и диссертаций, литературу на русском языке, посвященную этому мыслителю.

 

Публикуя отрывки «Введения», значительная часть которых еще не переводилась на русский язык, я стремлюсь частично закрыть этот текстологический пробел. Но не только. Я выбрал те разделы, в которых Ибн Халдун определяет основную идею своей новой науки, ее предмет и область приложения. Моя цель здесь – двоякая: наметить костяк ибн-халдуновской категориальной системы и понять, как строится его «новая наука» и является ли она в самом деле единой наукой, как о том недвусмысленно заявляет сам ее создатель.

 

 

СПИСОК ЦИТИРОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Baali F. The Science of Human Social Organization: Conflicting Views on Ibn Khaldun's (1332-1406) Ilm al-umran. Lewiston, New York: Edwin Mellen Press, 2005.
  2. Ибн Халдун. Введение (фрагменты)/пер. С.М. Бациевой//Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М.: Изд-во соц.-эк. лит-ры, 1961. С. 559-628.
  3. Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». М.: Наука (Гл. ред. вост. лит-ры), 1965
  4. Ибн Халдун. Пролегомены к «Книге поучительных примеров и дивану сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров» // Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М.: Мысль, 1980. С. 121-155.
  5. Ibn Khaldûn. The Muqaddimah: an introduction to history/Translated from the Arabic by Franz Rosenthal. 2nd ed. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1967.
  6. Ибн Халдун. Ал Мукаддима. Бейрут: Дар ал фикр, б.г.