Институт Философии
Российской Академии Наук




  2016 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философских проблем социальных и гуманитарных наук » Научные результаты » 2016 год

2016 год

Научный отчет сектора философских проблем социальных и гуманитарных наук Института философии РАН за 2016 год

 


I. Важнейшие научные достижения

 

Создана теоретическая модель, позволяющая проводить количественный анализ дискурса в русскоязычных текстах. В результате дискурсивного анализа в рамках полученной теоретической модели выявлены устойчивые формы дискурсивных образований: мифология и идеология. Показаны условия, при которых рациональная компонента дискурса при ресурсной недостаточности переходит в идеологическую и мифологическую форму. Предложено описание научной формы дискурса с введением нового понятия «трансдискурсивность». Обоснована связь между онтологической и функциональной характеристикой дискурсивных образований.  Показана возможность полного описания дискурса через использование его онтологических, функциональных и социальных характеристик (Ф.Н. Блюхер, С.Л. Гурко, А.А. Гусева, Г.Б. Гутнер. Дискурс анализ и дискурсивные практики М.: ИФ РАН, 2016. 134 с.).

  • Работа над созданием теоретической модели дискурс-анализа потребовала проведения  комплексного исследования. В рамках данного исследования были созданы три взаимодополняющих концепции использования дискурс-анализа. Первая основывается на филологической типологии метафор. Анализ языковых средств позволяет выявить механизм создания дискурсивных образований. Различные пропорции представленности в тексте когнитивных, экспрессивных и оценочных метафор соотносится с типами коммуникативных стратегий создателей текста, а в первую очередь — с видом адресата и темпоральными характеристиками текста. А так как дискурс выполняет замещающую функцию в смысловой структуре высказывания, применение дискурс-анализа может не только помочь понять, с какой формой мифологического или идеологического сознания мы имеем дело в данном конкретном тексте, но и проанализировать скрытые для самого автора семантические коннотации текста. Полная форма современной дискурсивности необходимо должна включать мифологическую, идеологическую и рациональную компоненты, причем последняя или даже обе старших части дискурса могут временно редуцироваться в силу ресурсной недостаточности.
  • Вторая концепция строится на совмещении онтологических оснований дискурсивности и принятием социума особенного типа дискурса. При этом дискурс достаточно полно характеризуется указанием на специфическую для него онтологию, типичные процедурные аспекты и связанный с ним, то есть им порождаемый и, вместе с тем, его поддерживающий тип социальности. Однако, характеризующая дискурс онтология укоренена в недискурсивных практиках, подлежащих всегда лишь частичному дискурсивному оформлению. Невозможность же четкой демаркации в сфере недискурсивного порождает явление трансдискурсивности, то есть взаимопроникновения дискурсов. Онтология дискурса оказывается размытой, поскольку связана с недискурсивными практиками, которые, в свою очередь, соприкасаются с трансцендентной реальностью(Блюхер Ф.Н., Гурко С.Л., Гусева А.А., Гутнер Г.Б.Дискурс-анализ и дискурсивные практики. М.: ИФ РАН, 2016, 134 с. (500 экз. ISBN 978-5-9540-0300-0)
  • Третья концепция исходит из исторической и культурологической рефлексии над классическими философскими текстами. При ее применениии любой дискурс - классический, схоластический, теологический обнаруживает апории между идеями и способами их выражения, между сознательным и бессознательным, между определениями и описаниями. Дискурс как таковой определяется как речь, застигнутая в момент изменения значений. Анализ современных дискурсов показывает, что в них отсутствует возможность квалифицированного философского ответа, а философский  диалог заменяется в современную эпоху докладом с  формальными вопросами и ответами. Обнаруживается практика упрощения речи, сведения ее к отчету, понятому как формальный перечень действий, свидетельствующих о принадлежности к заявленной специальности. Безграничное коммуникативное сообщество заместило собой трансцендентального субъекта, а интерсубъективность значения трактуется как априори идеального коммуникативного сообщества. (Неретина С.С. От апоретики – к докладу и отчету. // VOX. Философский журнал. 2016. № 21. С. 1-25 ISSN 2077-6608 URLhttp://vox-journal.org/content/Vox%2021/Vox21-Neretina-Discourse.pdf)
  • Кроме того, развит новый подход в социальной философии, позволяющий на единой основе описывать и изучать как социальные, так и антропологические феномены и процессы. В основе подхода – оригинальная неклассическая концепция человека, находящая в опыте духовных практик и. в первую очередь, православного исихазма, принципы новой антропологии. Эти принципы отвергают основания классической метафизики и антропологии в пользу нового видения человека, деятельностного и энергийного, использующего язык антропологических практик. Книга проводит «антропологическую экспансию», расширяя антропологическую дескрипцию на уровень социальной реальности посредством вводимых концептов двойственной, антропосоциальной природы, главными из которых служат антропологические тренды. Построенный аппарат применяется для анализа наиболее актуальных и острых сегодняшних антропосоциальных проблем: глобальные угрозы и риски (включая глобальный терроризм), экологический кризис, экспансия виртуальных практик (в том числе, в сферы политики и идеологии), перспектива смены Человека – Постчеловеком. Возникают новые трактовки феноменов общения и диалога, и на их базе разрабатываются методики управления антропологическими трендами, которые, в свою очередь, открывают возможность формулировать стратегии изменения, коррекции социальной и антропологической ситуации. В качестве примера описана стратегия коррекции тренда Ухода – важнейшего современного тренда, выражающего глобальную усталость Человека и его тягу к самоустранению.

Представленный подход предлагает новый эффективный аппарат для изучения и решения актуальных социальных проблем, а также для выработки практических стратегий парирования угроз и рисков глобального развития. (Хоружий С.С.  Социум и синергия: колонизация интерфейса. Казань: Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП), 2016. 452 с. (1000 экз. ISBN 978-5-8399-0593-1)



II. Публикации


Монографии и коллективные труды

1. Блюхер Ф.Н., Гурко С.Л., Гусева А.А., Гутнер Г.Б. Дискурс-анализ и дискурсивные практики. М.: ИФ РАН, 2016, 134 с. (500 экз. ISBN 978-5-9540-0300-0)

2. Хоружий С.С.  Социум и синергия: колонизация интерфейса. Казань: Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП), 2016. 452 с. (1000 экз. ISBN 978-5-8399-0593-1)
3. Философ и наука. Александр Павлович Огурцов / Отв. ред. С.С. Неретина. М.: Голос, 2016. 538 с. (500 экз. ISBN 978-5-9193-2012-8)

 

Плановые научные статьи 

• Статьи в журналах
1. Блюхер Ф.Н. Миф и идеология как формы дискурса // VOX. Философский журнал. 2016. № 21. С. 1-51. ISSN 2077-6608. [Электронный ресурс] URL: http://vox-journal.org/content/Vox%2021/Vox21-BluherF.pdf
2. Гутнер Г.Б. Секулярность, постсекулярность и русская религиозная философия // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. Вып. 16. 2015. С. 63-82. ISSN 2078-3434.
3. Кришталева Л.Г. Страдание как духовная практика в православной традиции // Артикульт. 2016. № 4 (24) С. 67-84. ISSN 2227-6165. [Электронный ресурс] URL: http://articult.rsuh.ru
4. Мурзин Н.Н. пер. с англ.: Д. Констан. Между влечением и эмоцией: почему у животных нет эроса // VOX. Философский журнал. 2016. № 21. С. 1-17. ISSN 2077-6608 [Электронный ресурс] URLhttp://vox-journal.org/content/Vox%2021/Vox21-KonstanD.pdf
5. Мурзин Н.Н. Неуязвимый дискурс: метафизика как фундаментальная онтология дискурсивности // VOX. Философский журнал. 2016. № 21. С. 1-21. ISSN 2077-6608 [Электронный ресурс] URL:.http://vox-journal.org/content/Vox%2021/Vox21-MurzinNN.pdf
6. Мурзин Н.Н. Миф об античном эросе: истоки романтической установки // VOX. Философский журнал. 2016. № 21. ISSN 2077-6608
7. Неретина С.С. Repetition as a Stilistic Device in the Work of Mikhail Lermontov // Russian Studies in Philosophy. 2016. V. 54. № 2. С. 160-175. ISSN: 1061-1967 (print)/ISSN 1558-0431 (online) DOI: 10.1080/10611967.2016.1203190
8. Неретина С.С. пер. с лат.: Аврелий Августин. О диалектике // VOX. Философский журнал. 2016. № 20. С. 1-16. ISSN 2077-6608 [Электронный ресурс] URLhttp://vox-journal.org/content/Vox20/Vox20-AugustinA.pdf
9. Неретина С.С. От апоретики – к докладу и отчету. // VOX. Философский журнал. 2016. № 21. С. 1-25 ISSN 2077-6608 [Электронный ресурсURLhttp://vox-journal.org/content/Vox%2021/Vox21-Neretina-Discourse.pdf
10. Pavlov-Pinus K.A. Theorizing Agents: Their Games, Hermeneutical Tools and Epistemic Resources // Constructivist Foundations. 2016. vol.11, #3. pp. 554-557. ISSN  1782-348X.
11. Павлов-Пинус К.А. Чтение «Бытия и времени» // VOX. Философский журнал. 2016. № 20. С. 1-15. ISSN 2077-6608. (RSCI) [Электронный ресурс] URL: http://vox-journal.org/content/Vox20/Vox20-Pavlov-Pinus-SZ.pdf 
12. Павлов-Пинус К.А. Фундаментальные теории (сознания и не только): проблемы, ошибки, перспективы  // VOX. Философский журнал. 2016. № 21. С. 1–18. ISSN 2077-6608. (RSCI) [Электронный ресурс] URL: http://vox-journal.org/html/issues/347/374
13. Павлов-Пинус К.А. О книге Драгалиной-Черной (Рец. на кн.: Драгалина-Черная Е.Г. Неформальные заметки о логической форме /  СПб.: Алетейя, 2015) // VOX. Философский журнал. 2016. № 20. С. 1–3. ISSN 2077-6608. (RSCI) [Электронный ресурс] URL: http://vox-journal.org/content/Vox20/Vox20-Pavlov-Pinus-DC.pdf
14. Павлов-Пинус К.А. Construction of fundamental theories // Способы мысли. Пути говорения. Сборник материалов VII Международная конференция Школы философии НИУ ВШЭ (г. Москва, 27-30 апр. 2016 г.) / [Электронный ресурс] URLhttps://phil.hse.ru/plc/ways2016
15. Хоружий С.С. Античная забота о себе и практика исихазма: компаративный анализ (заметки на полях «Герменевтики субъекта» Фуко) // Вопросы философии. 2016. № 8. 89-102. ISSN 0042-8744http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1454&Itemid=52
16. Хоружий С.С. Russian Religious Philosophy. Interview to Kristina Stoeckl and Alexander Michailowski // Studies in East European Thought (Springer Publishers, Dordrecht, Netherlands). 2016. V.68. No 2-3 (September 2016). P. 1-8. ISSN 0925-9392 http://link.springer.com/journal/11212/68/2/page/1
17. Хоружий С.С. Практика Дзэн с позиций синергийной антропологии // Философская антропология. 2015. Т. 1. No. 2. С. 184–199. [Электронный ресурс] URL: /iphjournal.htm
18. Хоружий С.С. Исихазм и культура // Культура и искусство. 2016. №1 (31). С. 25-40. ISSN 2222-1956 [Электронный ресурсhttp://www.nbpublish.com/library_read_article.php?id=-35946 
19. Хоружий С.С. Philosophy and Humanity: a Farewell? [Электронный ресурсURL:.http://thephilosophicalsalon.com/philosophy-and-humanity-a-farewell/

• Статьи в коллективных монографиях, сборниках, материалах конференций.
1. Блюхер Ф.Н. Александр Павлович Огурцов как ученый гуманитарий // Философ и наука. Александр Павлович Огурцов / Отв. Ред. С.С. Неретина. М.: Голос, 2016. С. 189201. (500 экз. – ISBN 978-5-9193-2012-8)
2. Блюхер Ф.Н., Гурко С.Л. Два источника современной философии науки // Философия и наука: проблемы соотнесения. Алешинские чтения — 2016: Материалы международной конференции. М., 7-9 декабря 2016 г. / Отв. Ред. Т.А. Шиян. М.: РГГУ, 2016. С. 29-30. (ISBN 978-5-7281-1863-3.) Тиража нет.
3. Гусева А.А. Живая речь и ценность рецензий // Философ и наука. Александр Павлович Огурцов / Отв. Ред. С.С. Неретина. М.: Голос, 2016. С. 469-475. (500 экз. – ISBN 978-5-9193-2012-8)
4. Неретина С.С. Воля к правде: презентация журнала «Синий диван» // Россия –Украина: пересмотр или воспроизводство политических парадигм? / Отв. Ред. В.П. Макаренко. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. С. 632–645. (50 экз. — ISBN 978-5-9275-1740-4.)
5. Неретина С.С. Шаги во времени. Без предисловия // Философ и наука. Александр Павлович Огурцов / Отв. ред. С.С. Неретина. М.: Голос, 2016. С. 7-52. (500 экз. – ISBN 978-5-9193-2012-8)
6. Неретина С.С. Путь к себе // Философ и наука. Александр Павлович Огурцов / Отв. ред. С.С. Неретина. М.: Голос, 2016. С. 52-97. (500 экз. – ISBN 978-5-9193-2012-8)
7. Неретина С.С. Свобода воли как проблемный узел России // Пути России. Новый старый порядок — вечное возвращение? / Сборник статей. Том XХI. М.: Новое литературное обозрение, 2016. С. 143-157. (1000 экз. - ISBN 978-5-4448-0292-2)
8. Неретина С.С. XVII век: Аввакум и начало философии // Проблемы российского самосознания: историческая память народа: материалы 12-й Всероссийской конференции. / Ред.: С.А. Никольский, М.И. Билалов. М.: ИФ РАН, 2016. С. 61-72. (USBN 978-5-9007579-3-6)
9. Неретина С.С. Как понимать Макиавелли // Проблемы российского самосознания: политика и культура: материалы 13-й всероссийской научной конференции / Ред.: Т. С. Злотникова, С. А. Никольский. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. С. 121-133. (ISBN 978-5-00089-143-8)
10. Хоружий С.С. Преподобный Сергий и Русская Фиваида // Острова любви БорФеда. Сборник к девяностолетию Б.Ф.Егорова. СПб.: Росток. 2016. 926-936. (300 экз. ISBN 978-5-94-668-206-0.)


III. Сведения о подготовке и участии в научных мероприятиях:
1. Гусева А.А. Круглый стол "Вехи. Поворотные времена. 1917-2017" 24 октября 2016, МО, с. Беседы. http://www.besedihram.ru/news/kruglyj-stol-v-besedah-na-temu-vehi-povorotnye-vremena-1917-2017-gg
2. Гусева А.А. Конференция "Образы русской революции в текстах первой половины XX в"? 2016, МО, с. Беседы.
3. Неретина С.С. Презентация книги «Философ и наука. Александр Павлович Огурцов» в ИФ РАН, 27 сентября 2016 г. Модератор и вступительное слово. /page27339718.htm
4. Неретина С.С. Проблемы российского самосознания: политика и культура. Ярославль. 1 – 3 июня 2016 г. Пленарный доклад:  Как понимать Макиавелли. (см. материалы сборника)
5. Неретина С.С. Всероссийский форум философии и политических наук, посвященный 110-летию со дня рождения Ханны Арендт. 1) теоретический семинар по проблемам русской мысли и политики: презентация книги «Философ и наука. Александр Павлович Огурцов» с докладом «Шаги во времени. О том, зачем нужны воспоминания; 2) Истина и политика: концепт Ханны Арендт на фоне советского прошлого и российского настоящего: Власть как принципат: Макиавелли. Ростов-на-Дону, 13-15 октября 2016 г. http://ipsps.sfedu.ru/sites/default/files/programma_forum.pdf
6. Неретина С.С. Международный семинар «Никомахова этика в истории европейской мысли». 18 – 19 ноября 1916 г. Доклад: «Понимание блага в «Никомаховой этике» Аристотеля и в «Этике» Абеляра. http://spbu.ru/images/Anonsy/2016/programma_nikoetika.pdf
7. Хоружий С.С. Ясный ум: наука, практика и культура осознанности. 1-я Международная конференция. Москва, февраль 2016. Ок. 150 уч. Пленарный доклад «Культурные основания осознанности». 
8. Хоружий С.С. Постсекулярные конфликты. Инсбрук, Обербургль (Австрия), июнь 2016. Ок. 40 уч. Пленарный доклад «Кража прошлого, присвоение будущего: злоупотребления традицией в современном российском контексте».
9. Хоружий С.С. Форум «София – Земля». 1-ый Симпозиум по проблемам больших вызовов, решений и легитимации. Хельсинки (Финляндия), июнь 2016. Ок. 80 уч. Пленарный доклад «Космическая литургия как экологический принцип православной культуры».
10. Хоружий С.С. Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства. Москва – Сергиев Посад, сентябрь 2016. Ок. 200 уч. Пленарный доклад «Антропология терроризма под лучом исихазма». http://www.patriarchia.ru/db/text/4621906.html 
11. Хоружий С.С. Пленарная Ассамблея Академии “Accademia Sapientia et Scientia”. Рим (Италия), сентябрь 2016. 30 уч. Пленарный доклад «Космическая литургия – общая миссия христиан». 
12. Хоружий С.С. Дни Науки в Доме Лосева. Москва, октябрь 2016.  Пленарный доклад «Уходящая натура: каким мы видим человека сегодня». http://www.losev-library.ru/события/item/36-общероссийский-фестиваль-науки 
13. Хоружий С.С. 1917 – 2017: Уроки столетия. Рождественские Образовательные Чтения Республики Мордовия. Саранск, декабрь 2016. Ок. 100 уч. Пленарный доклад «Век испытаний: исихастский ответ».  

 

IV. Сведения о научно-вспомогательной работе
1. Неретина С.С. Главный редактор онлайн-журнала «VOX. Философский журнал».
2. Неретина С.С. Ответственный редактор книги «Философ и наука. Александр Павлович Огурцов. М.: Голос, 2016.
3. Хоружий С.С. Гл. редактор издания: «Фонарь Диогена. Международный антропологический журнал».
4. Хоружий С.С. Руководство Открытым научным семинаром «Феномен человека в его эволюции и динамике» (ежемесячные заседания с 2005 г., с публикацией в сети Интернет).
5. Хоружий С.С. Участие в работе Всемирного Общественного Форума «Диалог цивилизаций»

 

V. Курсы лекций (семинарских занятий)

Гусева А.А.:

◦ Латинский язык (философский факультет ГАУГНа, 1 курс)
◦ Историко-философский приходской семинар «Словесник. Человек. Мир. Текст» (при воскресной школе храма Рождества Христова в с. Беседы). Весенний семестр 2016 г. – «Философский роман. Метод Достоевского». Осенний семестр 2016 г. – «Гилберт Честертон. Как форма рождает содержание».

Неретина С.С.: 

◦ Курс лекций: история философии и Возрождения на 2 курсе философского факультета РГГУ 

◦ Курс лекций: Онтология на 2 курсе философского факультета ГАУГН

◦ Курс лекций: История философии и Возрождения на 1 курсе философского факультета ГАУГН
◦ Научный руководитель курсовых работ по истории философии Средних веков и Возрождения  всех  студентов 2 курса (очного, заочного и вечернего отделений) философского факультета РГГУ.
 
Хоружий С.С.:
◦ Новгородский Государственный университет им. Ярослава Мудрого. Курс лекций: Становление  нового антропологизма в европейской мысли XIX-XX вв. Апрель 2016г.

 

VI. Информация о международном сотрудничестве: 
• Неретина С.С. Публикация в журнале “Russian Studies in Philosophy”.
• Неретина С.С. Международный семинар «Никомахова этика» в истории европейской мысли»
• Хоружий С.С. Австрия. Ун-т Леопольд-Франценс (Инсбрук). Участие в Общеевропейском Проекте «Постсекулярные конфликты» в качестве члена Коллегии Советников. 2016-20 гг.
• Хоружий С.С. Латвия. Латвийская Христианская Академия (Юрмала). Прочтение курса лекций «Антропология духовных практик» в качестве приглашенного профессора  Март 2016 г.
• Хоружий С.С. Греция. Институт исторических исследований (Афины). Участие в Международном проекте «Наука и Православие», 2015-2018 гг. 
• Хоружий С.С. Публикация научных статей в зарубежных изданиях – 5 статей (США – 1, Нидерланды – 1, Болгария – 2, Босния, Сербская Республика – 1).
• Хоружий С.С. Участие в зарубежных научных конференциях с пленарными докладами – 3 конференции (Италия, Австрия, Финляндия).
• Хоружий С.С. Членство в Международной Академии “Sapientia et Scientia” (Рим, Италия) 

 

VII. Информация об экспертной деятельности:

Гусева А.А. Работа в редколлегии журнала «VOX. Философский журнал».

Неретина С.С. 

• Работа в редколлегиях журналов:
— «Философия и культура»
— «Идеи и идеалы».
• Член аттестационной комиссии Института философии РАН.
• Член экспертных советов РАН , НИУ-ВШЭ.
• Член экспертного совета Института философии РАН.
• Член докторского совета по защите  диссертаций ФФ РГГУ. 

Неретина С.С. Рецензент книг:

• В.М. Розина: Техника и технология. От каменных орудий до Интернета и роботов. Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016.
• В.М. Розина: Философия права. М: URSS, 2016. 256 с.

Неретина С.С.:

• отзыв на диссертацию Корнеевой Т.Г. «Философские взгляды Насира Хусрава»
• отзыв на диссертацию Лощица И.В. Онтологический аргумент в философии Нового времени.

Хоружий С.С. Членство в редколлегиях российских научных журналов:

— Культура и искусство (Москва)

— Богословские труды (Москва)

— Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии (С.–Петербург)

— Праксема. Журнал визуальной антропологии (Томск).

Хоружий С.С. Членство в редколлегиях зарубежных научных журналов: 

— «Чжоши сюекан» (Поиск истины). Харбин, Китай.

— «Elpis» (Надежда). Белосток, Польша.

— «Христианская мысль». Киев, Украина 

— «Символ». Париж – Москва. 

 

VIII. Выступления в СМИ

Неретина С.С. «Маяк»: Философия: Тертуллиан  (3 февраля), Августин (23 марта), Абеляр (25 мая), Схоластика (13 апреля).

Хоружий С.С. Радио «Вера». Программа «Светлый вечер с Сергеем Хоружим. Исихазм». 25.03.2016. http:// radiovera.ru