Институт Философии
Российской Академии Наук




  Духан И. Н. Меж-временье: критика искусства в становлении этической философии Эмманюэля Левинаса (1940-е гг.)
Главная страница » » Историко-философский ежегодник » Историко-философский ежегодник. 2010. №2009 » Духан И. Н. Меж-временье: критика искусства в становлении этической философии Эмманюэля Левинаса (1940-е гг.)

Духан И. Н. Меж-временье: критика искусства в становлении этической философии Эмманюэля Левинаса (1940-е гг.)

Становление самостоятельной философско-этической концепции Э. Левинаса рассматривается в связи с онтологической критикой искусства. Анализируются основные темы и мотивы философии Левинаса в 1940-е гг. (гипостасис и становление субъективности, будущее и Другой, эрос и чадородие) в контексте повседневного жизненного мира философа. Увидевшая свет в 1948 г. работа философа «Реальность и ее тень», которая посвящена негативной критике искусства как подмены аутентичного Бытия, рассматривается в проблемно-тематическом поле двух других, центральных для становления философии Левинаса произведений: «От существования к существующему» и «Время и другой». Анализируются следующие аспекты философской критики Левинасом искусства: художественный образ как завершенность и самостоятельная реальность, образ и символ, образ и идолопоклонство, подобие и тень, искусство как аллегория Бытия, феномен художественного квази-времени (меж-временья), философская рефлексия искусства.

 

Ключевые слова: философско-этическая концепция Левинаса, философия времени, Бытие, настоящее, будущее, искусство, образ и аллегория, интерсубъективность.