Воспоминания сотрудников сектора, подготовленные в рамках совместной исследовательской программы Института философии РАН и Фонда «Устная история»
Владислав Александрович Лекторский беседа первая: о дружбе с Г.С. Батищевым, начавшейся задолго до совместной работы в секторе, аспирантских годах в Институте философии, своей работе в должности заместителя заведующего сектора диалектического материализма и своем утверждении на должность заведующего сектором
"...Константинов принял такое решение: он сделал заведующим сектором профессора Розенталя, а Розенталь работал в это время Академии общественных наук при ЦК КПСС, там была основная его работа. Он согласился на полставки нашим сектором руководить, а меня сделал заместителем. ...Розенталь болел все время. И когда какие-то вопросы, связанные с сектором, возникали, или когда нужно было сектор где-то представлять, я выступал как представитель сектора, Розенталь на это меня уполномочил.
беседа вторая: о возникновении и жизни сектора теории познания в связи с разными этапами в развитии Института философии
"...При Украинцеве началась новая полоса в жизни института, а главное, в жизни нашего сектора: нас хотели просто уничтожить. Это, к счастью, не удалось сделать, но сектор переименовали. Он до 1977 года назывался сектором диалектического материализма, и мы отвечали за всю эту проблематику, а это и онтология, и теория познания, и теория диалектики, а когда нас переименовали в сектор теории познания, то жить стало легче: не нужно было отвечать за всю проблематику диалектического материализма. В 77-м году в институте сделали несколько секторов диалектического материализма, создали большой отдел, в который кроме нашего сектора входили еще сектор теории отражения, сектор диалектической логики, чуть ли не сектор материализма, кажется даже, что одно время в институте был сектор истины. Потом, когда сектора в лаборатории переименовывали (был и такой эпизод в жизни института, а потом снова возвращали название «сектор») так вот в то время в институте была «Лаборатория истины», она так называлась..." Читать полностью >>
Давид Израилевич Дубровский о полемике с Эвальдом Ильенковым и Загорском эксперименте со слепоглухими детьми
"...Вначале некоторые принимали меня не за того, кем я был на самом деле. В то время стражи «чистоты» марксизма, туповатые и злобные догматики нападали на Ильенкова, обвиняли его в отступлениях от принципов истинной марксистской диалектики. Он работал в Институте философии и имел множество поклонников, в том числе среди весьма влиятельных лиц, но вокруг него долго сохранялся ореол страдальца и борца за истину. А тут еще какой-то Дубровский катит на него бочку. Значит, из той же компании. Ведь некогда вникать в суть дела, читать статьи какого-то провинциального выскочки. Но потом постепенно разобрались, что я совсем не из той компании. Это сыграло мне на руку..." Читать полностью >>
Наталия Сергеевна Автономова о своих аспирантских годах и многолетней научной работе в секторе
"...в Институте мировой литературы я встретилась с Татьяной Вадимовной Васильевой, тоже классическим филологом, которая работала в тот момент в секторе диалектического материализма. Она занималась изданием классики, но была приписана к этому сектору. Она сказала: а почему бы тебе не пойти в сектор к Лекторскому? Владислав Александрович Лекторский в тот год - это был 1969 год - стал руководителем сектора диалектического материализма. Я загорелась этой мыслью... Философия и методология гуманитарных наук - то, что меня интересовало. Поэтому это было просто как песня, когда Васильева сказала, что вот в этот год (не знаю, в рамках академии в целом это было или в рамках института скорее) ищут людей, которые имеют специальное образование, не философское, но хотят заниматься философией. Это как раз был мой случай. Если с поступлением на дневное отделение МГУ мне крайне не повезло, то с аспирантурой - это была уникальная для меня возможность. Мои дальнейшие философские интересы стали развиваться уже тогда, когда я попала в сектор. А сектор - это просто совершенно другая эпоха. Я никогда, ни раньше, ни позже, ни на Западе, ни в России не видела одновременно присутствия такого количества умных и порядочных людей, не видела опять же нигде и таких форм демократии, которые тогда были стихийными и абсолютно естественными. Потому что люди были очень разные, и по статусу в том числе. Когда я первый раз вошла в сектор, помню в контражуре у окна - Ильенкова…" Читать полностью >>
Воспоминания сотрудников, опубликованные в переодических изданиях
Владимир Сергеевич Швырев о "дисседентских группах" на философском факультете МГУ, их сходстве и различиях, своем философском самоопределении, работе в ВИНИТИ и Институте, подготовке знаменитой статьи трех авторов, о своем отношении к диалектике, о своей типологии закрытой и открытой рациональности "Примыкая к группе А.А.Зиновьева и Г.П.Щедровицкого, я в то же время всегда с большим уважением и вниманием относился к идеям Э.В.Ильенкова, который, кстати, вел у нас на старших курсах занятия, и я помню, что я выступал у него с докладом на семинаре. Впоследствии у нас сложились довольно тесные человеческие отношения, особенно уже в Институте философии, хотя я далеко не всегда разделял его теоретические позиции и в плане его известной концепции «тождества мысли и бытия», и в понимании процесса восхождения от абстрактного к конкретному, и в истолковании предмета философии." "...с М.К.Мамардашвили и Э.Ю.Соловьевым я участвовал в разработке темы соотношения классической и современной философии и непосредственно участвовал в написании текста статьи «Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии» (в книге «Философия в современном мире. Философия и наука. М., Наука, 1972), где мне принадлежит последний раздел, посвященный логическому позитивизму и аналитической философии. Вдохновителем же всей этой работы, автором самой идеи различения понятий классической и постклассической философии, получившей впоследствии широкий резонанс в отечественном философской сообществе, был безусловно М.К.Мамардашвили." "...понятие восхождения от абстрактного к конкретному не есть какая-то марксистская идеологическая пустышка, а известная историческая форма осмысления реальных процессов развертывания теоретических систем. Аналогично и известная проблема исторического и логического, сформулированная Марксом и Энгельсом, также связана с достаточно важными реальными проблемами методологии изучения развивающихся систем." Источник: Швырев В.С. мой путь в науке // Философия науки. Вып. 10. С. 222-248.
Интервью в СМИ Феликс Трофимович Михайлов о своем знакомстве с Раисой Горбачевой, школьных и студенческих годах
"Я смеялся, когда слушал лекции по диалектическому материализму в университете. Потому что то, что говорили с кафедры и что я должен был отвечать на экзамене, казалось мне жутким примитивом. Тогда мне Мераб Мамардашвили сказал: «Ты понял, что здесь нам делать нечего. Не знаю, как ты, но я за пять лет собираюсь хотя бы выучить три языка. А читать буду то, что нужно. И думать так, как мне надо»" |
|||||
|